Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование норм и правил в группе

Поиск

Любая группа имеет определенные нормы и правила существо­вания. Тренинговая группа не является исключением. Уже начи­ная с процедуры знакомства в группе задаются правила работы и формируются внутригрупповые нормы. Правила в группе вводят­ся поэтапно и первоначально задаются ведущим. В различных груп­пах они могут отличаться и задаваться по-разному, в зависимости от целей, задач и стиля руководства ведущего. Многие тренеры сразу после знакомства организуют специальную процедуру по выработке основных правил работы группы. Возможно их оглаше­ние ведущим, но и в этом случае следует организовать процедуру обсуждения, предложив высказаться каждому участнику. В любом случае правила должны быть определены, понятны и приняты уча­стниками.

Что касается норм, то это не то же, что и правила. Нормы — это то, что нормально в данной группе, то, что принимается участни­ками, хотя, возможно, и не оговаривается. Нормы различают то, что можно делать в группе, и то, что не принято, то, о чем можно говорить, и то, о чем не говорится. В данном смысле нормы зада­ются самой работой, хотя отчасти являются и отражением суще­ствующих правил.

Ниже перечислены наиболее часто используемые в практике правила.

1. Постоянство. Каждый участник работает от начала и до кон­ца работы группы и не опаздывает.

2. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Это облегчает включение участ­ников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Необходимо помочь участникам освободиться от беспокойства о том, что содержание их общения может стать общеизвестным.

3. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

4. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Данное правило определяет необходимость открыто выражать свои мысли и чувства, конечно же, по мере возможности. И если уж со­общать сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто.

5. Обращение по имени. В группе необходимо называть участни­ков по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.

6. Доверительный стиль общения и обращение на «ты». В каче­стве первого шага к доверительному общению и практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на «Ты», психологически уравнивающую всех членов группы. (Хотя в некоторых группах возможно обраще­ние на «Вы», но оно должно приниматься всеми.)

7. Персонификация высказываний. Данное правило подразумевает отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседнев­ном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответ­ственности. Участникам предлагается больше говорить от себя лич­но: «Я считаю, что...», «Я думаю...» и т. п., вместо высказываний типа: «Большинство моих друзей считает, что...», «Некоторые думают...».

 

8. Недопустимость непосредственных оценок человека. При об­суждении происходящего в группе следует оценивать не участни­ков, а их действия (за исключением специально организованных процедур). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься...». Следует говорить: «Мне не нравится, когда ты го­воришь... или поступаешь так-то...».

9. Обсуждение процедур по принципу «здесь и теперь». Нередко участники стремятся перевести обсуждение в область общих соображений и обсуждения событий, случавшихся с другими людьми. Это противоречит основной функции тренинговой группы как своеобразного психологического зеркала, в котором каждый из них может увидеть СЕБЯ в различных проявлениях и лучше узнать свои личностные особенности. Поэтому участникам во время обсужде­ния предлагается говорить только то, что происходит в группе с ними, и о том, что замечают они [2; 6; 35; 38].

Следует предостеречь начинающих тренеров от возможности неправильного понимания последнего принципа. Принцип «здесь и те­перь» не должен игнорировать прежний жизненный, в том числе эмо­циональный, опыт участников тренинга. Реакция каждого участни­ка в тренинге определяется групповой ситуацией и влиянием других участников, но основана она в первую очередь на его прежнем опыте, имеющихся стереотипах и установках. Игнорируя прежний опыт участников, тренинговая группа превращается не более чем в «вир­туальную» реальность. Если приобретенный участником в тренинге опыт не будет «вживлен» в его модель мира и ассимилирован с пре­жним опытом, то он останется невостребованным и неприменимым в реальной жизни.

* * *

Для участников представленные выше правила излагаются бо­лее подробно и даются исчерпывающие ответы на все возникаю­щие вопросы. Также обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласо­ванные и принятые правила являются основанием для работы груп­пы. Возможно изменение правил в процессе тренинга, но оно дол­жно происходит только при согласованном принятии и желательно по окончании занятия или перед очередным занятием.

Внимание! Не следует делать перечень первоначально вводимых правил слишком большим и изнурять участников запоминанием. На начальных этапах достаточно задать только основные правила ра­боты, остальные следует вводить лишь по мере актуализации соот­ветствующей ситуации в группе.

ИНСТРУКЦИИ В УПРАЖНЕНИЯХ

Успешность выполнения и эффективность упражнений во мно­гом зависит от правильности инструкции. Инструкция должна быть точной, понятной и лаконичной. Не следует включать в инструк­цию различные невостребованные детали и пояснения. Если пос­ле предъявления инструкции у участников нет вопросов и все знают, что надо делать, то можно переходить к выполнению уп­ражнения. В некоторых упражнениях возможно проведение демон­страции.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУР

На эффективность тренинговых процедур влияет не только адек­ватность их включения, правильность инструкции, но и то, как вы их закончите. Некоторые упражнения имеют логическое заверше­ние. Например, окончанием процедуры выполнения упражнения, проводимого в круге, можно считать завершение его выполнения последним участником. В других случаях условие окончания мо­жет быть оговорено заранее, например: упражнение будет закон­чено, когда каждый из участников что-то скажет или сделает ка­кое-то действие. В третьей категории заданий условием окончания процедуры может быть истечение заранее определенного проме­жутка времени. Но окончание процедурной части выполнения за­дания и его завершение, это не одно и то же. Даже в тех упражне­ниях, которые имеют свое логическое завершение, определенное инструкцией и процедурой выполнения, не следует пренебрегать обсуждением.

ОБСУЖДЕНИЕ

Размышления и обсуждение после выполнения упражнения являются наиболее важными его составляющими. Необходимо оставлять для этого достаточное количество времени. На обсужде­ние необходимо уделять как минимум в два раза больше времени, чем на выполнение самого упражнения. Важно дать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло во время вы­полнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт. Обсуждение можно строить по схеме:

1) описание выполняемых действий с последующей их интер­претацией;

2) описание чувств, при выполнении упражнения с интерпре­тацией того, с чем они связаны;

3) обратная связь группы и ведущего.

Можно использовать менее структурированное обсуждение, начав с более или менее неопределенных открытых вопросов груп­пе, таких как: «Что произошло?, «Что вы заметили в процессе ра­боты?», «Что вы думаете по поводу данного упражнения?» и т. п. При этом необходимо дать участникам время для того, чтобы они могли подумать над заданными вопросами и ответить на них. В про­цессе обсуждения можно использовать техники организации оп­роса группы и диалогового взаимодействия, описанные далее. При этом ведущему следует стараться не задавать таких опережающих вопросов, как, например: «Заметили ли вы то-то?», «Кто из вас почувствовал то-то?» Также не нужно стремиться, чтобы все учас­тники обязательно пришли к заранее известным выводам. Но, с другой стороны, необходимо помогать участникам связывать по­лучаемый опыт с опытом реального мира вне данной группы. Это можно сделать, задавая, например, такие вопросы, как: «Каким об­разом вы (это) можете использовать в?..», «В каких жизненных си­туациях (это) может быть полезным?» и т. п.

Управляя процессом формирования представления участников о том, что данное упражнение (процедура) им дало или может дать в будущем, ведущий может программировать их дальнейшее развитие (кроме того развития, которое они уже получили в процессе работы).

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБРИФИНГА

Некоторые упражнения и в особенности ролевые игры требуют проведения специально организованной процедуры выхода из роли и осмысливания собственных действий. Это больше чем просто обсуждение. Во время выполнения упражнения или разыгрывания ролей участник нередко вкладывает в свои действия определенные эмоции. Поэтому в конце подобных эмоциональных процедур или занятий необходимо вывести участников на обсуждение того, что они чувствовали. Эту стадию можно назвать «время дебрифинга». Ее необходимо проводить для снятия ролей и «возвращения» уча­стников к реальной жизни. Для этого можно предложить участни­кам: «потратить несколько секунд на то, чтобы выйти из роли и вернуться к себе, в данную комнату». После этого можно попро­сить каждого участника (по кругу) назвать свое имя и коротко рас­сказать, чем он обычно занимается (или любит заниматься) вне тренинга. Затем каждому участнику предоставляется возможность сказать, какую роль он исполнял в игре, и поразмышлять над ней. Ведущий и другие участники могут задавать ему вопросы. При этом ведущему, особенно после ролевой игры, где каждому участнику была отведена определенная роль, следует следить за тем, чтобы другие участники задавали вопросы из настоящей ситуации, а не из разыгрываемой ими роли во время игры [4; 7].

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСА ГРУППЫ

Существует различные способы организации опроса группы. Дэвид Ли' выделяет следующие.

1. Первый способ заключается в организации опроса в опреде­ленной последовательности. При этом каждый участник может предсказать, в какой именно момент, а иногда и на какой вопрос нужно будет отвечать ему.

Преимущество данного способа заключается в том, что участ­ник может лучше подготовиться к ответу.

Недостаток заключается в том, что сосредоточенные на ожида­нии своего вопроса участники могут меньше обращать внимания на происходящее в группе. В то же время и ответившие на вопрос участники могут почувствовать расслабление и проявлять меньшую активность в дальнейшем.

2. Следующий способ организации опроса является полной про­тивоположностью предыдущего и заключается в том, что участни­ки получают вопросы от руководителя без всякого уведомления.

Преимущество данного способа в том, что он позволяет моби­лизовать участников и сконцентрировать их внимание.

Недостаток данного метода заключается в том, что в некоторых случаях непредсказуемость того, кого именно спросят следующим, может приводить к волнению участников и повышать общую на­пряженность в группе.

3. Третий способ опроса заключается в предложении вопроса всей группе в целом. В данном случае участники отвечают на заданный вопрос, только когда они чувствуют себя готовыми к ответу.

Предпочтительность данного способа заключается в том, что он позволяет участникам подготовится к ответу и не вызывает тре­вожности.

Отрицательным моментом является то, что отдельные участни­ки могут выпадать из общей работы, и это требует большей гибко­сти со стороны руководителя.

В реальной работе способы организации опроса группы могут из­меняться и комбинироваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.83.60 (0.008 с.)