Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с принудительно образованными группамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если тренинг проводится в принудительно набранной группе, то особой проблемой в работе может стать сопротивление ее участников. Ведущему следует проделать работу, направленную на снятие эмоциональной напряженности в группе, утилизировать сопротивление участников, направив его на конструктивную работу. Одна из техник работы с данной проблемой — это проведение короткой индивидуальной встречи и знакомство с каждым участником до начала тренинга. Это дает возможность выстроить индивидуальный контакт, заинтересовать и мотивировать каждого участника. Однако иногда у психолога нет возможности проведения предварительных встреч. В этом случае при наличии сопротивления в группе можно в подходящий момент сделать его очевидным для участников. После этого одной из техник является предоставление возможности участникам открыто выразить свои чувства и мысли по поводу принудительного направления в группу. Ведущему при этом необходимо контролировать данный процесс, не допуская возможность его превращения в «хоровое нытье». Для этого следует структурировать процедуру, предоставив возможность высказываться каждому участнику по очереди, призвав их уважать друг друга и контролируя общий эмоциональный фон. Не следует при этом делать оценки, принимать какую-либо сторону, давать комментарии и тем более вступать в спор. Необходимо просто и уважительно выслушать участников. Тем самым вы дадите им возможность понять, что вы уважаете их чувства, не стремитесь доказывать их несостоятельность и готовы работать с ними. Это первый шаг к созданию доверительной атмосферы. Успешность данной техники зависит от того, насколько хорошо вы сможете ее завершить. Хорошим завершением может быть удачно подобранная метафора. Таким образом, при работе с группой, набранной принудительно, важно с самого начала дать участникам понимание, что, несмотря на то что они обязаны посещать тренинг, вы как ведущий открыты для их пожеланий. В частности, они могут влиять на выбор тем дальнейшего содержательного продвижения группы и им будет представлена возможность оценить работу всей группы. Когда членов группы побуждают частично принять ответственность за групповую деятельность, сопротивление часто снимается [15; 30]. РАБОТА СО ЗРИТЕЛЯМИ Иногда желающих поучаствовать в тренинге оказывается больше, чем может вместить тренинговый круг. В этом случае часть людей можно свободно разместить за кругом. Они могут выполнять роль наблюдателей (зрителей), но только при согласии участников, находящихся в круге. Некоторые пришедшие участники в силу «внутренней скромности» сами предпочитают остаться за кругом. Зрители могут свободно перемещаться по комнате и тихо разговаривать, если это не мешает участникам в круге. При этом за кругом — это не значит вне тренинга. Человек, находящийся за кругом, может также «прожить» весь тренинг, выполняя все упражнения и процедуры, вместе с участниками в круге. Отличие заключается разве что в недостаточно полной обратной связи, которую он может получить от ведущего и участников в круге. Ведущему тренинг нельзя забывать про зрителей, находящихся за кругом. Тренер может выстраивать различные комбинации их взаимоотношений с группой. Можно использовать зрителей как дополнительный ресурс в случае, если не хватает внутреннего ресурса группы. Например, если в процессе обсуждения или при предоставлении обратной связи участнику группа не заметила всех нюансов, то ведущий может обратиться за дополнением к зрителям. Возможно обращение за помощью к зрителями и при поиске решения в некоторых упражнениях, если группа зашла в тупик. Зрители, являясь наблюдателями, могут предоставлять информацию о происходящем в группе и в тех ситуациях, когда вся группа при выполнении процедур закрывала глаза. Также зрители могут приглашаться для выполнения различных упражнений, если на данную роль не находится подходящий человек в группе. Возможен вариант, когда ведущий производит полную замену, выводя основных участников тренинга за круг и делая их наблюдателями выполняемой процедуры. При этом круг для выполнения данной процедуры формируется из числа зрителей. Таким образом, зрители могут являться дополнительным ресурсом как группы, так и ведущего тренинга [30]. РИТУАЛЫ В ГРУППЕ Ритуалы являются важным элементом в деятельности группы, поддерживающим чувство принадлежности к ней. Под ритуалами в группе можно понимать привычные действия, являющиеся совместным опытом, которые приобретают дополнительный смысл вследствие возникающего чувства общности и ощущения их исключительности. Чем более необычным является ритуальное действие, тем более очевидна принадлежность людей, осуществляющих его, к одной группе. При всей неопределенности, а возможно, и закрытости информации о дальнейшем содержании тренинга ритуализованные действия создают у участников ощущение узнаваемости и способствуют росту уверенности в происходящем. Но для того чтобы действие стало ритуалом, оно должно повторяться при каждой соответствующей ситуации и приниматься группой. Можно выделить следующие ритуалы: Ритуалы начала. В качестве данного ритуала может быть новая метафора, рассказанная ведущим в начале занятия. Также ритуалом начала может быть опрос участников тренинга, например о том, как прошел вчерашний день (вечер) после занятия и что они ожидают от сегодняшнего дня (вечера). Чаепитие. Чаепитие является хорошим эмоционально уравновешивающим группу ритуалом, способствующим ее раскрепощению и сплочению. Его можно проводить перед началом тренинга, во время перерыва или по окончании занятия. Ритуал аплодисментов. Аплодисменты являются атрибутом успешности, передающим положительный эмоциональный заряд участникам тренинга. Данный ритуал как форму обратной связи может ввести ведущий, сам начав однажды аплодировать. В данном случае аплодисменты могут сопровождать каждое успешное действие или удачное высказывание участников. Также ведущий может предлагать группе поаплодировать участнику по завершении упражнения. Это может стать ритуалом окончания выполнения процедуры участником и средством, мотивирующим следующего добровольца. Ритуал завершения (прощания) по окончании занятия. В качестве данного ритуала также может выступать новая, соответственно подобранная и рассказанная ведущим метафора. Хорошим завершением занятия является ритуал аплодисментов, которыми участники благодарят друг друга за хорошую работу. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ Материалы видеосъемки являются незаменимыми для подробного анализа выполнения процедур тренинга и действий участников. В массовых процедурах (например, ролевых играх) многие детали могут ускользнуть даже от профессионального взгляда опытного ведущего, и без видеозаписи впоследствии бывает очень сложно точно восстановить все детали развития событий. Кроме того, использование материалов видеосъемки является хорошим средством для коррекции самовосприятия участников. Нередко участники очень смущаются, видя себя на экране телевизора, а порой даже не узнают себя. Им может не нравиться их голос, то, как они выглядят, как они двигаются. И неудивительно, если раньше этот участник видел себя только в зеркале. В зеркале человек видит себя таким, каким он себя показывает. Если человек смущается, видя себя со стороны, значит, он представлял и воспринимал себя несколько другим, несколько иначе. Использование материалов видеосъемки способствует формированию у участников более адекватного представления о себе, принятию ими себя. При этом наблюдения за собой на экране телевизора помогают участникам изменить представление не только о своем физическом, но и социальном «Я». Во время анализа видеосъемки участники более объективно относятся к тому, что они говорили и делали. Не следует забывать про этическую сторону видеосъемки. Перед ее началом, из уважения к личностям участников, очень важно получить согласие каждого их них на использование видеокамеры. При необходимости ведущему следует обосновать необходимость видеосъемки тренинга. В процессе работы, особенно индивидуальной, при первой же просьбе участника группы съемку нужно прекратить. Хотя сопротивление возникает только на начальном этапе, позже участники привыкают к наличию видеокамеры. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ Правильно подобранная музыка является хорошим стимулятором. При подборе фонограмм лучше использовать инструментальную музыку так как песни, независимо от того, насколько они хорошие, неизменно несут в себе то или иное смысловое содержание, которое различно «отражается» от представлений и опыта каждого конкретного человека. Хотя, если вы можете точно предсказать, какие ассоциации и переживания вызовет у участников определенная песня (имеется в виду заложенный в ней текст), то вы можете использовать и этот ресурс. В настоящее время нет недостатка в выборе соответствующей музыки. Ниже представлены исполнители и наиболее подходящие на взгляд автора альбомы, подборку из которых можно использовать во время работы группы: Kitaro «From The Full Moon Story» (1979 г.) «Silk Road 1-2» (1980-1981 гг.) «Tunhuang» (1981 г.) «India» (1982 г.) «KI» (1981 г.) «Mandala» (1995 г.) G. E.N. E. «Get-The-Taste» (1991 г.) «Dragon's Flight» (1996 г.) «Pacific Pearls» (1997г.) Medwyn Goodal «Medicin Woman» Chris Spheeris «Mystic Traveller» Karunesh «Secret Of Life» Mars Lasar «Karma» (2000 г.) Enigma «The Cross Of Changes» (1993 г.) «Le Roi Est Mort, Vive Le Roy» (1995 г.) «Metamorphosis» (1998 г.) Oliver Shanti & Friends О ПАУЗАХ Пауза или вроде как «бездействие» ведущего является хорошим элементом как диагностики ситуации эмоционального напряжения в группе, так и средством воздействия. Искусство овладения техникой «паузы» дается непросто, но полностью оправдывает себя. Иногда очень полезно выдержать паузу, тем самым вы можете помочь участнику сказать то, что в иной ситуации он бы не сказал. Выдержав паузу, вы можете выявить и понять настроение в группе и те стремления, которые в другом случае, возможно, остались бы незамеченными. О СПОРАХ В ГРУППЕ Нередко в тренинговой группе появляется участник, желающий поспорить с ведущим по тому или иному вопросу. И не важно, что им движет: желание получить больше внимания или это форма самоутверждения перед группой. Но если ведущий будет реагировать на каждое возражение такого спорщика, разъясняя, почему его возражение несостоятельно, то их спор в лучшем случае превратит все происходящее в семинар. Возможно, спорщик из него что-то и извлечет, но группа — это не один человек. Как советовал Д. Кар-неги: «Избегайте споров. В споре, в лучшем случае, удовлетворенным остается его зачинщик, получивший больше внимания и поупражнявшийся в словесном фехтовании»1. Это, конечно, хороший опыт, но это только опыт участников спора. Группа же часто воспринимает спор как паузу в занятии. Но как быть? Если ведущий будет жестко пресекать спор, то группа тоже может быть недовольна грубостью руководителя. Если ведущий будет отклоняться от спора, не поясняя свою позицию, то группа может быть недовольна его слабостью. Любой спор — это возражение одного человека аргументам другого. Нужно замечать аргументы спорщика и соглашаться с тем, что он имеет право на свою точку зрения, но отмечая, что группа созда на не для того, чтобы выяснять чью-либо правоту. Можно сказать: «да» — и продолжить работу группы. В некоторых случаях можно предложить разрешить проблемы вне занятий. Разговор вне группы имеет иной характер, так как там нет «зрителей», а соответственно и игры на публику, так желательной для многих спорщиков. В других случаях ведущий может замкнуть спорщиках на спорщиков, спросив, кто считает иначе. Это позволит ему выиграть время, оставшись наблюдателем, и в подходящий момент завершить их дискуссию. Тем самым ведущий позволяет себе остаться выше спора, выше необходимости доказывать. Доказывающий всегда слаб. Доказывающий всегда проситель. Ведь он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА Завершение тренинга является важным этапом, во многом определяющим его успешность. Сохранение полученных в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в реальную жизнь приобретенных ими навыков являются проблемой, способной свести к нулю всю работу. Ведущему важно не только помочь участникам произвести положительные изменения, но и обеспечить возможность сохранения этих изменений. Необходимо подготовить членов группы продолжать жить вне нее. Неподготовленные участники, столкнувшись с прежней реальностью, могут отказаться от всех приобретений полученных в тренинге. Это особенно важно в тренинге, направленном на развитие личности. Изменяющейся личности следует быть готовой к тому, что ей придется учиться жить по-другому и, возможно, защищать полученные изменения. Иначе ее место может занять прежнее, на данный момент более подготовленное «Я», тем более что его будут поддерживать окружающие, а новое «Я» в первое время они узнавать не будут. В последний день работы следует проделать упражнения на завершение тренинга. Филип Бурнард2 выделяет следующие типы завершающих упражнений: □ упражнения, используемые для оценки тренинга; □ упражнения, дающие возможность участникам оценить качество проделанной ими работы; □ упражнения, помогающие участникам связать полученные ими знания и опыт с ситуациями реальной жизни; □ упражнения, дающие участникам возможность попрощаться друг с другом. О НЕУДАЧАХ Если что-то проходит не так, как планировалось, то ведущий должен быть готовым и к такому развитию событий. Как отмечает В. Тарасов, «никто не знает, что для человека удача, а что неудача? Другие могут узнать об этом, только увидев его реакцию на результат. Лишь по его лицу, по его поведению они могут догадаться, что случилось что-то не так, как он хотел. Но между моментом, когда человек заметил неудачный результат, и моментом, когда первый человек увидит его реакцию, есть промежуток времени, чаще очень небольшой. Но именно этот промежуток дает шанс все исправить. За это время человек может или поддаться неудаче, а соответственно снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или может увидеть и быстро развернуть успех тех, может быть, и не многих, но всегда имеющихся положительных следствий в любом результате. Словом, это миг, когда еще можно повернуть ход событий в нужную сторону. Но только пока никто не увидел первой реакции ведущего на неудачу. Только до этого времени. Можно и после, но будет сложнее». Нет неудач — есть результат. Нет плохого результата — есть опыт. Членам группы нужна уверенность в ведущем, в том, что все проходит именно так, как надо. И если что-то проходит не совсем гладко, то участники должны быть уверены в том, что ведущий ожидал и такого развития событий и он знает, что надо делать. Ведь он ВЕДЕТ. А иначе можно ли за ним идти? Успех — это хорошо, это приятно. Но именно неудачи связывают человека с реальностью. Успеху мы радуемся, на неудачах учимся.
Не следует бояться неудач. Есть хорошие слова Джона Гриндера: «Успех иногда может оказаться опаснейшим из всех переживаний, потому что он может мешать видеть, а соответственно и научиться другому образу действий. Но каждая неудача дает неоценимую возможность научиться чему-то, чего бы вы иначе не заметили». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.46.139 (0.008 с.) |