Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с принудительно образованными группами

Поиск

Если тренинг проводится в принудительно набранной группе, то особой проблемой в работе может стать сопротивление ее учас­тников. Ведущему следует проделать работу, направленную на сня­тие эмоциональной напряженности в группе, утилизировать сопро­тивление участников, направив его на конструктивную работу.

Одна из техник работы с данной проблемой — это проведение короткой индивидуальной встречи и знакомство с каждым участ­ником до начала тренинга. Это дает возможность выстроить инди­видуальный контакт, заинтересовать и мотивировать каждого уча­стника. Однако иногда у психолога нет возможности проведения предварительных встреч. В этом случае при наличии сопротивле­ния в группе можно в подходящий момент сделать его очевидным для участников. После этого одной из техник является предостав­ление возможности участникам открыто выразить свои чувства и мысли по поводу принудительного направления в группу. Ведуще­му при этом необходимо контролировать данный процесс, не до­пуская возможность его превращения в «хоровое нытье». Для это­го следует структурировать процедуру, предоставив возможность высказываться каждому участнику по очереди, призвав их уважать друг друга и контролируя общий эмоциональный фон. Не следует при этом делать оценки, принимать какую-либо сторону, давать комментарии и тем более вступать в спор. Необходимо просто и уважительно выслушать участников. Тем самым вы дадите им воз­можность понять, что вы уважаете их чувства, не стремитесь дока­зывать их несостоятельность и готовы работать с ними. Это пер­вый шаг к созданию доверительной атмосферы. Успешность данной техники зависит от того, насколько хорошо вы сможете ее завер­шить. Хорошим завершением может быть удачно подобранная ме­тафора.

Таким образом, при работе с группой, набранной принудитель­но, важно с самого начала дать участникам понимание, что, не­смотря на то что они обязаны посещать тренинг, вы как ведущий открыты для их пожеланий. В частности, они могут влиять на вы­бор тем дальнейшего содержательного продвижения группы и им будет представлена возможность оценить работу всей группы. Когда членов группы побуждают частично принять ответствен­ность за групповую деятельность, сопротивление часто снимает­ся [15; 30].

РАБОТА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Иногда желающих поучаствовать в тренинге оказывается боль­ше, чем может вместить тренинговый круг. В этом случае часть людей можно свободно разместить за кругом. Они могут выполнять роль наблюдателей (зрителей), но только при согласии участ­ников, находящихся в круге. Некоторые пришедшие участники в силу «внутренней скромности» сами предпочитают остаться за кру­гом. Зрители могут свободно перемещаться по комнате и тихо раз­говаривать, если это не мешает участникам в круге. При этом за кругом — это не значит вне тренинга. Человек, находящийся за кру­гом, может также «прожить» весь тренинг, выполняя все упражне­ния и процедуры, вместе с участниками в круге. Отличие заключа­ется разве что в недостаточно полной обратной связи, которую он может получить от ведущего и участников в круге.

Ведущему тренинг нельзя забывать про зрителей, находящихся за кругом. Тренер может выстраивать различные комбинации их взаимоотношений с группой. Можно использовать зрителей как дополнительный ресурс в случае, если не хватает внутреннего ре­сурса группы. Например, если в процессе обсуждения или при пре­доставлении обратной связи участнику группа не заметила всех нюансов, то ведущий может обратиться за дополнением к зрите­лям. Возможно обращение за помощью к зрителями и при поиске решения в некоторых упражнениях, если группа зашла в тупик. Зрители, являясь наблюдателями, могут предоставлять информа­цию о происходящем в группе и в тех ситуациях, когда вся группа при выполнении процедур закрывала глаза. Также зрители могут приглашаться для выполнения различных упражнений, если на данную роль не находится подходящий человек в группе. Возмо­жен вариант, когда ведущий производит полную замену, выводя основных участников тренинга за круг и делая их наблюдателями выполняемой процедуры. При этом круг для выполнения данной процедуры формируется из числа зрителей. Таким образом, зрите­ли могут являться дополнительным ресурсом как группы, так и ведущего тренинга [30].

РИТУАЛЫ В ГРУППЕ

Ритуалы являются важным элементом в деятельности группы, поддерживающим чувство принадлежности к ней. Под ритуалами в группе можно понимать привычные действия, являющиеся совместным опытом, которые приобретают дополнительный смысл вследствие возникающего чувства общности и ощущения их ис­ключительности. Чем более необычным является ритуальное дей­ствие, тем более очевидна принадлежность людей, осуществляю­щих его, к одной группе. При всей неопределенности, а возможно, и закрытости информации о дальнейшем содержании тренинга ритуализованные действия создают у участников ощущение узна­ваемости и способствуют росту уверенности в происходящем. Но для того чтобы действие стало ритуалом, оно должно повторяться при каждой соответствующей ситуации и приниматься группой.

Можно выделить следующие ритуалы:

Ритуалы начала. В качестве данного ритуала может быть новая метафора, рассказанная ведущим в начале занятия. Также ритуа­лом начала может быть опрос участников тренинга, например о том, как прошел вчерашний день (вечер) после занятия и что они ожидают от сегодняшнего дня (вечера).

Чаепитие. Чаепитие является хорошим эмоционально уравно­вешивающим группу ритуалом, способствующим ее раскрепоще­нию и сплочению. Его можно проводить перед началом тренинга, во время перерыва или по окончании занятия.

Ритуал аплодисментов. Аплодисменты являются атрибутом ус­пешности, передающим положительный эмоциональный заряд участникам тренинга. Данный ритуал как форму обратной связи может ввести ведущий, сам начав однажды аплодировать. В дан­ном случае аплодисменты могут сопровождать каждое успешное действие или удачное высказывание участников. Также ведущий может предлагать группе поаплодировать участнику по заверше­нии упражнения. Это может стать ритуалом окончания выполне­ния процедуры участником и средством, мотивирующим следую­щего добровольца.

Ритуал завершения (прощания) по окончании занятия. В качестве данного ритуала также может выступать новая, соответственно подобранная и рассказанная ведущим метафора. Хорошим завер­шением занятия является ритуал аплодисментов, которыми учас­тники благодарят друг друга за хорошую работу.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ

Материалы видеосъемки являются незаменимыми для подроб­ного анализа выполнения процедур тренинга и действий участ­ников. В массовых процедурах (например, ролевых играх) мно­гие детали могут ускользнуть даже от профессионального взгляда опытного ведущего, и без видеозаписи впоследствии бывает очень сложно точно восстановить все детали развития событий. Кроме того, использование материалов видеосъемки является хорошим средством для коррекции самовосприятия участников. Нередко участники очень смущаются, видя себя на экране телевизора, а порой даже не узнают себя. Им может не нравиться их голос, то, как они выглядят, как они двигаются. И неудивительно, если рань­ше этот участник видел себя только в зеркале. В зеркале человек видит себя таким, каким он себя показывает. Если человек сму­щается, видя себя со стороны, значит, он представлял и воспри­нимал себя несколько другим, несколько иначе. Использование материалов видеосъемки способствует формированию у участни­ков более адекватного представления о себе, принятию ими себя. При этом наблюдения за собой на экране телевизора помогают участникам изменить представление не только о своем физичес­ком, но и социальном «Я». Во время анализа видеосъемки участ­ники более объективно относятся к тому, что они говорили и делали.

Не следует забывать про этическую сторону видеосъемки. Пе­ред ее началом, из уважения к личностям участников, очень важно получить согласие каждого их них на использование видеокаме­ры. При необходимости ведущему следует обосновать необходи­мость видеосъемки тренинга. В процессе работы, особенно инди­видуальной, при первой же просьбе участника группы съемку нужно прекратить. Хотя сопротивление возникает только на на­чальном этапе, позже участники привыкают к наличию видеока­меры.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ

Правильно подобранная музыка является хорошим стимулято­ром. При подборе фонограмм лучше использовать инструменталь­ную музыку так как песни, независимо от того, насколько они хо­рошие, неизменно несут в себе то или иное смысловое содержание, которое различно «отражается» от представлений и опыта каждого конкретного человека. Хотя, если вы можете точно предсказать, какие ассоциации и переживания вызовет у участников определен­ная песня (имеется в виду заложенный в ней текст), то вы можете использовать и этот ресурс. В настоящее время нет недостатка в выборе соответствующей музыки. Ниже представлены исполни­тели и наиболее подходящие на взгляд автора альбомы, подборку из которых можно использовать во время работы группы:

Kitaro

«From The Full Moon Story» (1979 г.) «Silk Road 1-2» (1980-1981 гг.) «Tunhuang» (1981 г.) «India» (1982 г.) «KI» (1981 г.) «Mandala» (1995 г.)

G. E.N. E. «Get-The-Taste» (1991 г.) «Dragon's Flight» (1996 г.) «Pacific Pearls» (1997г.)

Medwyn Goodal «Medicin Woman»

Chris Spheeris «Mystic Traveller»

Karunesh «Secret Of Life»

Mars Lasar «Karma» (2000 г.)

Enigma

«The Cross Of Changes» (1993 г.)

«Le Roi Est Mort, Vive Le Roy» (1995 г.)

«Metamorphosis» (1998 г.)

Oliver Shanti & Friends
«Listening To The Heart» (1987г.)
«Meditative Music» (1999 г.)
«Medicine Power» (2000 г.)

О ПАУЗАХ

Пауза или вроде как «бездействие» ведущего является хорошим элементом как диагностики ситуации эмоционального напряже­ния в группе, так и средством воздействия. Искусство овладения техникой «паузы» дается непросто, но полностью оправдывает себя. Иногда очень полезно выдержать паузу, тем самым вы можете по­мочь участнику сказать то, что в иной ситуации он бы не сказал. Выдержав паузу, вы можете выявить и понять настроение в группе и те стремления, которые в другом случае, возможно, остались бы незамеченными.

О СПОРАХ В ГРУППЕ

Нередко в тренинговой группе появляется участник, желающий поспорить с ведущим по тому или иному вопросу. И не важно, что им движет: желание получить больше внимания или это форма са­моутверждения перед группой. Но если ведущий будет реагировать на каждое возражение такого спорщика, разъясняя, почему его возражение несостоятельно, то их спор в лучшем случае превратит все происходящее в семинар. Возможно, спорщик из него что-то и извлечет, но группа — это не один человек. Как советовал Д. Кар-неги: «Избегайте споров. В споре, в лучшем случае, удовлетворен­ным остается его зачинщик, получивший больше внимания и по­упражнявшийся в словесном фехтовании»1. Это, конечно, хороший опыт, но это только опыт участников спора. Группа же часто вос­принимает спор как паузу в занятии.

Но как быть? Если ведущий будет жестко пресекать спор, то группа тоже может быть недовольна грубостью руководителя.

Если ведущий будет отклоняться от спора, не поясняя свою позицию, то группа может быть недовольна его слабостью.

Любой спор — это возражение одного человека аргументам дру­гого. Нужно замечать аргументы спорщика и соглашаться с тем, что он имеет право на свою точку зрения, но отмечая, что группа созда на не для того, чтобы выяснять чью-либо правоту. Можно сказать: «да» — и продолжить работу группы. В некоторых случаях можно предложить разрешить проблемы вне занятий. Разговор вне группы имеет иной характер, так как там нет «зрителей», а соответственно и игры на публику, так желательной для многих спорщиков.

В других случаях ведущий может замкнуть спорщиках на спор­щиков, спросив, кто считает иначе. Это позволит ему выиграть время, оставшись наблюдателем, и в подходящий момент завер­шить их дискуссию. Тем самым ведущий позволяет себе остаться выше спора, выше необходимости доказывать.

Доказывающий всегда слаб. Доказывающий всегда проситель. Ведь он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезраз­лично.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА

Завершение тренинга является важным этапом, во многом оп­ределяющим его успешность. Сохранение полученных в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в реальную жизнь приобретенных ими навыков являются проблемой, способной све­сти к нулю всю работу. Ведущему важно не только помочь участ­никам произвести положительные изменения, но и обеспечить возможность сохранения этих изменений. Необходимо подготовить членов группы продолжать жить вне нее. Неподготовленные учас­тники, столкнувшись с прежней реальностью, могут отказаться от всех приобретений полученных в тренинге. Это особенно важно в тренинге, направленном на развитие личности. Изменяющейся личности следует быть готовой к тому, что ей придется учиться жить по-другому и, возможно, защищать полученные изменения. Ина­че ее место может занять прежнее, на данный момент более подго­товленное «Я», тем более что его будут поддерживать окружающие, а новое «Я» в первое время они узнавать не будут.

В последний день работы следует проделать упражнения на за­вершение тренинга. Филип Бурнард2 выделяет следующие типы завершающих упражнений:

□ упражнения, используемые для оценки тренинга;

□ упражнения, дающие возможность участникам оценить ка­чество проделанной ими работы;

□ упражнения, помогающие участникам связать полученные ими знания и опыт с ситуациями реальной жизни;

□ упражнения, дающие участникам возможность попрощать­ся друг с другом.

О НЕУДАЧАХ

Если что-то проходит не так, как планировалось, то ведущий должен быть готовым и к такому развитию событий. Как отмечает В. Тарасов, «никто не знает, что для человека удача, а что неудача? Другие могут узнать об этом, только увидев его реакцию на резуль­тат. Лишь по его лицу, по его поведению они могут догадаться, что случилось что-то не так, как он хотел. Но между моментом, когда человек заметил неудачный результат, и моментом, когда первый человек увидит его реакцию, есть промежуток времени, чаще очень небольшой. Но именно этот промежуток дает шанс все исправить. За это время человек может или поддаться неудаче, а соответствен­но снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или может уви­деть и быстро развернуть успех тех, может быть, и не многих, но всегда имеющихся положительных следствий в любом результате. Словом, это миг, когда еще можно повернуть ход событий в нуж­ную сторону. Но только пока никто не увидел первой реакции ве­дущего на неудачу. Только до этого времени. Можно и после, но будет сложнее».

Нет неудач — есть результат. Нет плохого результата — есть опыт. Членам группы нужна уверенность в ведущем, в том, что все про­ходит именно так, как надо. И если что-то проходит не совсем глад­ко, то участники должны быть уверены в том, что ведущий ожидал и такого развития событий и он знает, что надо делать. Ведь он ВЕДЕТ. А иначе можно ли за ним идти?

Успех — это хорошо, это приятно. Но именно неудачи связыва­ют человека с реальностью.

Успеху мы радуемся, на неудачах учимся.

 

Не следует бояться неудач. Есть хорошие слова Джона Гриндера: «Успех иногда может оказаться опаснейшим из всех пережива­ний, потому что он может мешать видеть, а соответственно и на­учиться другому образу действий. Но каждая неудача дает неоце­нимую возможность научиться чему-то, чего бы вы иначе не заметили».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.46.139 (0.008 с.)