Нормативно-методические основы системы управления безопасностью и охраной труда (СУБОТ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-методические основы системы управления безопасностью и охраной труда (СУБОТ).



Система управления охраной труда (СУОТ) - это регламентированная нормативными и организационно-методическими документами деятельность по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и санитарно-бытовых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности человека в процессе труда. Внедрение системы управления охраной труда возможно только на документальной основе, включающей в себя нормативные, директивные, распорядительные, конструкторско-технологические идругие документы. Особая роль отводится нормативным документам.

В строительстве нормативные основы регламентируются СНиП 1.01.01—82* «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», ГОСТ 24369—86 «Объекты стандартизации в строительстве. Общие положения», а также СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве». Нормативные основы, обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда, представляют собой совокупность документов, регламентирующих вопросы планирования, организации, регулирования, контроля и стимулирования работ по охране труда.

В строительной отрасли нормативную основу системы управления охраной труда помимо указанных выше документов составляют документы, разработанные органами государственного надзора. «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

На практике на различных уровнях в системе управления решения принимаются на основе законодательства об охране труда.

Нормативной основой управления охраной труда в организациях (на предприятиях) являются:

Кодекс законов о труде РФ;

постановления и распоряжения Государственной думы, Правительства РФ по вопросам охраны труда;

система стандартов безопасности труда (ССБТ);

отраслевые стандарты по управлению охраной труда (положения), разработанные строительными министерствами в развитие ГОСТ 24369—86 с учетом специфики выполняемых работ и структуры управления;

нормы, правила, положения, указания, инструкции по вопросам охраны труда, утвержденные в установленном порядке;

строительные нормы и правила по технике безопасности в строительстве;

приказы и директивные письма министерств, ведомств, территориальных организаций, трестов, СУ (СМУ).

Все эти законодательные и нормативные документы имеют взаимосвязь, определенную системность в подготовке, утверждении и введении их в действие.

В зависимости от сферы применения правила по охране труда разделяются на межотраслевые, отраслевые и действующие на предприятии.

Межотраслевые правила и нормы по охране труда определяют основные требования по устройству и эксплуатации любого предприятия с целью создания технической безопасности и гигиены труда, оздоровления производственных условий, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Эти нормы и правила едины для всех отраслей народного хозяйства и утверждаются Правительством РФ или, по его поручению, другими государственными органами совместно или по согласованию с профсоюзами.

Межотраслевые правила и нормы регламентируют безопасность условий труда при производстве различных работ. Для межотраслевых правил, поскольку они в основном являются общегосударственными, установлен единый порядок утверждения.

Отраслевые правила и нормы по технике безопасности и производственной санитарии характеризуются спецификой каждой отрасли. Такие документы по охране труда утверждаются министерствами, органами государственного управления. Они распространяются только на те ведомства, предприятия и организации, которые утвердили эти документы. В отраслевых правилах и нормах по технике безопасности и производственной санитарии прямо указывается их обязательность, как для администрации строительных организаций, так и для непосредственных исполнителей работ. Задачей отраслевых норм является также повышение уровня требований по охране труда по сравнению с едиными и межотраслевыми нормами, соответствующими достижениям науки и техники на данный период. Кроме того, они должны своевременно изменять и дополнять действующие правила и нормы, направленные на наиболее безопасные и здоровые условия труда.

Основной правовой формой планирования и регулирования уровня охраны труда в строительстве является соглашение по охране труда, которое является составной частью коллективного договора. На него полностью распространяется коллективно-договорной режим в части сроков заключения соглашения, порядка обсуждения его проекта, контроля за выполнением обязательств администрации и т.д. В процессе заключения соглашения возникает ряд организационно правовых вопросов о разграничении отдельных пунктов мероприятий по источникам финансирования, об ответственности за выполнение отдельных пунктов соглашения отделов, служб или конкретных должностных лиц, о правовых последствиях невыполнения отдельных пунктов соглашения.

Дерево целей и задач СУБОТ.

Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, организации управления производством, носит разносторонний многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологии требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда.

Отсутствие комплексного, системного подхода к решению проблем охраны труда, низкий уровень информационного обеспечения не позволяют осуществлять научно обоснованное планирование, определять наиболее важные и первостепенные направления профилактической работы. Это приводит к разработке большого количества малоэффективных мероприятий, к нерациональному распределению и расходованию средств, выделяемых на охрану труда.

Очевидно, что традиционные методы обеспечения безопасности труда, улучшения его условий не соответствуют современному уровню развития производства, являются малоэффективными. К наиболее существенным их недостаткам можно отнести: отсутствие системного подхода к организации охраны труда на производстве; низкий уровень информационного обеспечения задач охраны труда; отсутствие научно обоснованных методов контроля, анализа и комплексной оценки состояния охраны труда; несовершенство используемых критериев и методов морального и материального стимулирования за работу в области охраны труда; низкая эффективность профилактических мероприятий, нерациональное планирование и распределение средств на охрану труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.004 с.)