Специальная оценка условиям труда как инструмент управления охраной труда на предприятии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная оценка условиям труда как инструмент управления охраной труда на предприятии.



28 декабря 2013 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которому вместо аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривается проведение новой процедуры - специальной оценки условий труда

Для этого работодателю необходимо будет заключить гражданско-правовой договор с проводящей такую оценку организацией, которая должна соответствовать определенным требованиям.

Одновременно 28 декабря 2013 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Согласно данному документу, если специальная оценка условий труда не проведена или нарушены правила ее проведения, организация-работодатель может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 60 до 80 тысяч рублей, а работодатель - физическое лицо - от 5 до 10 тысяч рублей. Кроме того, к административной ответственности планируется привлекать и организации, проводящие специальную оценку условий труда на основании гражданско-правового договора с работодателем. Штраф за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда для таких организаций может составить от 70 до 100 тысяч рублей.

Устанавливается, что специальная оценка условий труда (СОУТ) - это комплекс последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценка уровня воздействия идентифицированных факторов на организм работника с учётом отклонения их фактических значений от нормативов (гигиенических нормативов), а также от комплексного применения средств защиты.

Специальная оценка условий труда проводится не реже одного раза в 5 лет на рабочих местах работодателя в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой Минтрудом РФ, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По результатам Специальной оценки условий труда устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте, которые по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Если потенциально вредные и опасные факторы на рабочем месте не выявлены, условия труда признаются допустимыми без проведения дальнейших исследований.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, работодателем подаётся в территориальный орган Роструда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (действительна на 5 лет). По истечении срока действия - в случае отсутствия за период её действия несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, происшедших с работниками, занятыми на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация, - срок действия декларации считается продлённым на следующие 5 лет.

Результаты Специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов (создаётся с 1 января 2016 г.). Обязанность по передаче сведений возлагается на организацию, проводящую Специальную оценку условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков;

16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Организация, проводящая Специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

наличие в штате организации не менее 5 экспертов, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ и занятых в организации на постоянной основе, в том числе не менее 1 эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), аккредитованной национальным органом РФ по аккредитации;

организация должна быть застрахована в системе обязательного страхования ответственности организаций, проводящих Специальную оценку условий труда.

Госконтроль (надзор) за соблюдением требований закона осуществляется Рострудом.

Работники вправе в порядке, установленном законодательством РФ, осуществлять контроль через профсоюзную организацию.

Закон вступил в силу с 01 января 2014, за исключением положения о создании Федеральной государственной информационной системы учёта результатов, вступающих в силу с 01 января 2016 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.034 с.)