Основные этапы развития экологического менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития экологического менеджмента



Для лучшего понимания условий зарождения экологического менеджмента полезно провести анализ основных исторических этапов (эпох) эволюции мирового рыночного хозяйства и условий зарождения экологического менеджмента.

Эпоха свободной конкуренции. Становление “чистого” капитализма, базировавшегося на свободной конкуренции. Вызывает интерес деятельность теоретиков классической буржуазной политэкономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и др. в XVII – XIX веках. Имеет место влияние ограничительных факторов в свободной конкуренции (остатки предыдущей социально-экономической формации, диктатуры, войны, социальное давление отдельных слоев общества).

Эпоха массового производства. Значительное превалирование фазы производства во всей системе экономических отношений. Продукция того этапа была лишена существенных внутривидовых различий и соответствовала долгое время по своим потребительским и конструктивным качествам нуждам потребителей. Снижение издержек производства было решающим фактором победы в конкурентной борьбе. Характерные представители эпохи массового производства (Г. Форд и др.) выпускали дешевые общедоступные товары с конвейерных линий. Развитие эпохи массового производства в США и других странах приходилось на 20–90-е годы XIX века. Имело место определяющее значение крупных инфраструктурных комплексов (систем железных дорог, сетей каналов и др.) в качестве важных импульсов становления эпохи массового производства. В тот период появились фирмы (корпорации) как типичная для современности форма организации капитала.

Эпоха сбыта. Она пришла на смену массовому производству. Временные рамки быстрой дифференциации продукции на базе активной борьбы за потребителя пришлись на 30–50-е годы ХХ века. Было ярко выражено превалирование тех фаз воспроизводства, которые были непосредственно связаны с рынком. Имели место противоречия, трудности и сложности движения к использованию новых возможностей рынка: “Великая депрессия “ капиталистического мира тех времен; утверждение и активная реализация на практике концепции кейнсианского регулирования рынка, явившейся ограничителем для механизма свободной конкуренции. Активно стало применяться освоение приемов государственного стимулирования спроса, поощрения инвестиционной активности, инфляционного сдерживания безработицы. Были созданы предпосылки для последующего ренессанса неолиберализма в рыночном хозяйстве. Можно отметить характерные компании, в числе первых переключившие внимание с фазы производства на фазу сбыта, на изучение рынка (“Дженерал Моторз” в США и др.). Наметился и активно внедрялся переход от привычной для прошлого работы на устойчивого потребителя к системе постоянного поиска новых потребителей и формирования своих ниш на рынке с учетом спроса. Заявило о себе начало новой концепции и функции бизнеса, получившей название маркетинга.

Постиндустриальная эпоха. Временные рамки кардинального влияния научно-технической революции середины века как главного фактора на системную ориентацию экономики пришлись на период с конца 50-х годов ХХ века и до конца ХХ века. Это была эпоха активной смены используемых в производстве технологий. Произошло перемещение конкуренции на рынке в область инновационных стратегий корпораций. Резко повысилась роль качественно новой науки и новых технологий в экономике на этапе постиндустриального рыночного хозяйства как основы устойчиво интенсивного расширенного воспроизводства. Имело место активное использование научно-технологических нововведений как эндогенного фактора воспроизводства. Существенно проявилось объективно обоснованное усложнение классической последовательности фаз воспроизводства – необходимость добавления перед “производством” предварительной фазы, а именно: фазы “научной подготовки воспроизводства”, включающей в себя наряду с другими видами деятельности также оценку воздействия на окружающую среду, экологическое и природно-ресурсное прогнозирование, экологическую экспертизу и другие экспертизы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Произошла смена привычного мира производства и маркетинга для фирм, вступающих в этих условиях в систему рыночных отношений, принципиально отличающимся миром незнакомых технологий, неожиданных конкурентов, сложно предсказуемых запросов потребителей, новых рамок и требований социального контроля, в первую очередь, экологического контроля. Типичным стало появление и быстрое развитие атакующего типа предпринимательского поведения корпораций, рассчитывающих на рыночный успех и лидерство. Бурно стала проявляться концепция стратегического менеджмента, получившая широкое распространение на данном этапе. Новые экологические и природно-ресурсные требования и ориентиры стали составной частью концепции стратегического менеджмента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.005 с.)