История развития спортивной медицины. Роль П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, Н.А. Семашко, С.П. Летунова, В.Л. Карпмана, А.Г. Дембо и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития спортивной медицины. Роль П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, Н.А. Семашко, С.П. Летунова, В.Л. Карпмана, А.Г. Дембо и др.



Методы врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Основные формы работы в спортивной медицине. Организация и состояние спортивной медицины в РБ. Диспансерный метод. Структурные компоненты врачебно-физкультурного диспансера.

МЕТОДЫ делятся на: клинические и параклини-е.

I.Клинические. Расспрос -получение сведений об общем самочувствии больного, выяснить его жалобы на момент осмотра, историю болезни (анамнез болезни) и историю жизни (анамнез).

Общий осмотр позволяет определить: конституцио-й тип, малые аномалии развития, визуальные признаки нарушений функц-го сост-я ОДА, внешние признаки отдельных заболеваний и патологические состояния.(цвет кожных покровов, особенности глаза, состояние губи языка).

Перкуссия- основан на том, что по характеру звука, возник. при высту-и, возможно определить состояние органов, лежащих под перкуссионным местом.

Пальпация- позволяет при помощи осязания изучить расположение, чувствительность и физические свойства органов и тканей.

Аускультация- основан на выслушивании звуковых феноменов, возник-х при механ-й работе внут-х органов.

II. Параклин-е методы.Антропометрия – оценка длины и массы тела,окружности грудной клетки. Термометрия – измерение тем-ры тела. Инструм -функуион. Методы (ЭКГ, электроэнцефалография). ИЗИ. Для диагностики заб-й СС, пищ. Сис-мы, мочеполовой с-мы,щит. Железы. Радиоизотопная диагностика основана на использовании препаратов, меченных радиоактивными изотопами.После введения этих препаратов регистрируют накопление и движение изотопов в органе или системе. Термография- основан на регистрации температуры тела за счет улавливания инфракрасного излучения.Выявляет поверхностно располо-е опухоли.

Эндоскопические методы- основаны на введении в полый орган или полость спец-го прибора, что позвол-т определить форму и размер органа, сос-ие слизистой оболочки (бронхоск-я,гастроскоп-я,цистоскопия).

Лаборат- е методы.

Функцион - е тестирование - оценка изменений функций и структур органов или сис-м орга-ма в текущий момент под влиянием различных возмущающих воздействий.В кач-ве воздействий исп-ют физ-е нагрузки, натуживание, холл-е воздействия, лек-е препараты.

По методике проведения: одномоментные.двух-ые(нагрузка разл. инт-си и направленности),смеш-е или комбинир-е. По функц-й принадл-ти: оценка сост-я ССС(Котова-Дешина,пр.Летунова),для оценки сост-я внешнего дыхания(пр.Штанге,Лебедева), оценки сос-я Вег.НС-ортоклиностат-е,пробы снатуживанием,Бюргера,Флека,пробы для оценки вестибулярного аппарата(пр.яроцкого,Воячика,пр. для оценки физич. работ-ти(пр.Руфьегарвод-й стептест,тест Купера). По мощности: общие,максим-е,субмак-е,супермакс-е.По мех-му действия: динамич-е,статич-е.смешан-е, комбинир-е.

Требования к пробам: д.б. стандартными и специфичными,дозированными по интенс-ти и времени выполнения,д.б. информативными,нагрузочными.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Медицинские обследования лиц, занимающихся физкультурой и спортом, в соответствии с утвержденными программами. (первичное,повт., допол-е,углубленные).

2. Врачебно - педагогические наблюдения в процессе учебных занятий по специальным программам физического воспитания в дошкольных организациях, учебных заведениях, на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях.

3. Оздоровительные, лечебные и профилак-е мер-ия.

4. Врачебные консультации с целью выдачи индивидуальных рекомендаций по занятиям различными видами спорта и оздоровительной физкультурой.

5. Медицинскую реабилитацию после физических нагрузок, перенесенных заболеваний и травм.

6. Пропаганду оздоровительного влияния физкультуры и спорта среди населения.

7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями занятий физкультурой и спортом, соревнований, а также за строительством спортивных сооружений.

8. Медико - санитарное обеспечение массовых физкультурно - спортивных мероприятий.

ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Служба спортивной медицины начинает свою деятельность с января 1948г., когда согласно Распоряжения Совета Министров Белорусской ССР №1732-р от декабря 1947г. Министерством здравоохранения организован на базе 1-ой клинической больницы г. Минска первый в Белоруссии республиканский кабинет медицинского контроля и лечебной физкультуры. Главным врачом был назначен Коваленко В.Н. При кабинете был открыт сектор лечебной физкультуры, заведующим которого стал Забаровский К.К.

Приказом Министра Здравоохранения Белорусской ССР №140 от 24 апреля 1950г. республиканский кабинет лечебной физкультуры переименован в Республиканский врачебно-физкультурный диспансер со штатом из 15 сотрудников.

В декабре 1958г. приказом №74 Министерства здравоохранения СССР объединены Республиканский врачебно-физкультурный диспансер и Минский городской диспансер.

С 1961г на базе диспансера открыт кабинет врачебного контроля за детьми и подростками, занимающимися спортом, ставший с 1965г. отделением.

В 1962г. открыто отделение врачебного контроля над взрослым населением.

С 1967г. в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере начал работать кабинет функциональной диагностики, преобразованный позднее в отделение.

 

С 1968г. функционирует отделение врачебного контроля за сборными командами. Возглавил отделение первый в БССР мастер спорта по плаванию Дурейко И.В., которому позже было присвоено звание заслуженного врача и заслуженного тренера БССР.

Начинателями спортивной медицины были врачи Коваленко В.Н., Забаровский К.К., Станишевская Л. Н., Кохановский Е. Л., Волчек Т. П., Волчкова П. С., Кнатько Н. А., Демизюк И.С.

Постепенно расширяясь, Республиканский врачебно-физкультурный диспансер набирал силу и стал одним из лучших диспансеров бывшего СССР и организационно-методическим центром по вопросам спортивной медицины и ЛФК в республике. Белоруссия явилась инициатором организации физкультурно-оздоровительной работы среди населения, создания физкультурно-оздоровительных комбинатов, групп "Здоровья", атлетической и ритмической гимнастики. Республиканский врачебно-физкультурный диспансер неоднократно награждался почетными грамотами за эту работу.

В 1996г. Распоряжением Президента Республики Беларусь №221р от 10.11.95г. "О передаче Республиканского и областных диспансеров медицинской реабилитации и спортивной медицины в ведение Министерства спорта и туризма Республики Беларусь". Республиканский диспансер стал диспансером спортивной медицины. Главным врачом назначен Лосицкий Е.А., который руководит коллективом и в настоящее время.

В целях выполнения Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2003 г. № 254, Республиканский диспансер спортивной медицины переименован в Республиканский центр спортивной медицины. Решением Мингорисполкома от 3 июня 2004 г. № 1095 зарегистрировано лечебно-профилактическое учреждение "Республиканский центр спортивной медицины".

Приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 22 января 2009 г. № 51 лечебно-профилактическое учреждение "Республиканский центр спортивной медицины" переименован и зарегистрирован в главном управлении юстиции Мингорисполкома как государственное учреждение "Республиканский центр спортивной медицины".

В настоящее время в РЦСМ работают 86 врачей, 72 медицинских сестер и фельдшеров. Среди специалистов диспансера - 1 кандидат наук, 54 врача и 51 медицинская сестра имеют квалификационные категории.

Изменилась структура центра. В его состав входят отделения: спортивной медицины, детской спортивной медицины, врачебного контроля населения, занимающегося оздоровительной физкультурой и спортом; реабилитации, консультационно-диагностическое, кабинеты врачей узких специальностей, клинико-биохимическая лаборатория, медицинская антидопинговая комиссия, функционируют отделения восстановительного лечения в ОСК "Стайки", "Раубичи", СОК на базе многопрофильного культурно-спортивного комплекса "Минск-Арена". Организована передвижная диагностическая лаборатория для проведения оперативного контроля состояния спортсменов непосредственно в местах тренировок. На вооружении специалистов находится компьютерная техника, используются новейшие медицинские технологии и реабилитации. Создана корпоративная компьютерная сеть, объединяющая РЦСМ с областными диспансерами спортивной медицины и позволяющая обмениваться оперативной информацией о состоянии здоровья спортсменов, входящих в состав национальных команд Республики Беларусь по видам спорта.

 

Сущность ДИСПАНСЕРНОГО метода. Диспансеризация - заключается в систематическом врачебном наблюдении за состоянием здоровья человека, в изучении влияния на него различных факторов внешней среды, в оздоровлении условий его труда и быта, в предупреждении возникновения заболеваний, активном их выявлении и лечении. Основная задача диспансеризации сохранение и профилактика различных заболеваний.

В связи с этим при диспансеризации врач обязан не только регистрировать влияние на организм тех или иных положительных и отрицательных факторов, но и активно содействовать усилению положительных и устранению отрицательных факторов внешней среды.

Спортсменов и физкультурников при первичном врачебном осмотре всесторонне и тщательно обследуют, затем за ними ведется систематическое диспансерное наблюдение, независимо от их самочувствия и состояния здоровья.

На каждого диспансеризируемого спортсмена заводится жур­нал диспансерного наблюдения (форма 227а), в который запи­сываются данные первичного осмотра (включая заключения всех специалистов, результаты лабораторных анализов и инструменталь­ного исследования) и общее заключение об обследованном. При каждом повторном осмотре необходимость посещения тех или иных специалистов и объем инструментальных и лабораторных исследо­ваний определяются врачом, проводящим диспансеризацию. По­вторные осмотры обязательны, в случае неявки спортсмена на очередной осмотр врач обязан вызвать его специально. Активные вызовы находящихся на диспансерном обслуживании спортсменов на прием к врачу — непременное условие плановости и систематич­ности врачебного наблюдения.

Помимо непосредственного врачебного наблюдения диспансер­ный метод включает обязательное посещение врачом мест трениро­вок и соревнований с целью обеспечения соответствующих санитар но-гигиенических условий тренировок, предупреждения развития заболеваний, травм и т. д. Наблюдения врача совместно с препода­вателем, тренером за спортсменами на учебно-тренировочных заня­тиях позволяют совершенствовать тренировочный процесс (см. гла­ву «Врачебно-педагогические наблюдения»).

Врачебно-физкультурный диспансер занимается аги­тационно-пропагандистской и санитарно-просветительной работой в своей республике, области, городе или районе.

В задачи врачебно-физкультурного диспансера входит как непо­средственное осуществление врачебных наблюдений за определен­ной группой спортсменов, так и методическое руководство медицин­ским обеспечением всех контингентов занимающихся теми или ины­ми видами физической культуры и спорта. К этим контингентам относятся: 1) взрослые спортсмены; 2) юные спортсмены (занимаю­щиеся в обычных и в спортивных школах); 3) занимающиеся про­изводственной гимнастикой; 4) занимающиеся в группах здоровья; 5) занимающиеся лечебной физической культурой.

Совершенно очевидно, что врачебно-физкультурный диспансер не в состоянии обеспечить непосредственное врачебное наблюдение за всеми этими контингента ми. Так, из спортсменов на учете в дис­пансере состоят только мастера спорта и спортсмены I разряда, а также члены сборных команд города и области независимо от раз­ряда. Врачебное наблюдение за остальными спортсменами осуще­ствляют районные кабинеты физкультуры при поликлиниках, мед-части при добровольных спортивных обществах, промышленных предприятиях, при вузах, а также врачи-терапевты поликлиник. Однако методическое руководство этой работой, как и широкие квалифицированные консультации отдельных спортсменов прово­дятся диспансером. Это же относится и к юным спортсменам, а так­же к занимающимся производственной гимнастикой и в группах здоровья. В отношении лечебной физической культуры роль дис­пансера заключается в методическом руководстве и консультациях.

Врачебно-физкультурный диспансер проводит работу по повы­шению квалификации врачей, деятельность которых связана с фи­зической культурой и спортом, руководит их научно-исследователь­ской работой и т. д. Эта работа проводится совместно со специаль­ными научно-исследовательскими институтами, кафедрами медицинских и физкультурных учебных заведений, разрабатываю­щими основные научные проблемы спортивной медицины.

Следовательно, врачебно-физкультурный диспансер является центром всей врачебно-физкультурной работы в обслуживаемом им районе, области, городе и республике. Вся эта огромная работа мо­жет быть эффективной только при тесном содружестве врачей дис­пансера с преподавателями физического воспитания, тренерами и спортсменами.

Ответственность за систематическое посещение спортсменами диспансера несут преподаватель и тренер. Они обязаны следить за проведением врачебных обследований в назначенные врачом сроки.

Для того чтобы при повторных врачебных обследованиях можно было получить точные сравнимые данные и сделать правильные вы­воды по поводу влияния занятий физкультурой и епортом на орга­низм занимающегося, необходимо в день обследования и накануне исключить для него интенсивные тренировки, участие в соревнова­ниях, любое нарушение режима.

Итак, врачебно-физкультурный диспансер выполняет следую­щие задачи: 1) систематическое медицинское наблюдение за спортсменами; 2) врачебно-педагогические наблюдения во время учебно-тренировочных занятий и соревнований; 3) медико-санитар­ное обеспечение мест занятий, тренировок, соревнований и проведе­ние производственной гимнастики; 4) профилактика и лечение спортивных травм, заболеваний и повреждений, могущих возник­нуть у спортсменов при нерациональных занятиях спортом; 5) вра­чебные консультации по вопросам физической культуры и спорта; 6) санитарно-просветительная работа среди занимающихся физи­ческой культурой и спортом; 7) агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

Все врачебно-физкультурные диспансеры находятся в ведении органов здравоохранения и им подчинены. Так, районный диспансер подчиняется районному отделу здравоохранения, областной — областному, городской — городскому, а республиканские — мини­стерствам здравоохранения соответствующих республик (их лечеб­но-профилактическим управлениям). Работа врачебно-физкультур-ных диспансеров проводится в тесном контакте с районными, город­скими, областными и республиканскими комитетами по физической культуре и спорту.

СТРУКТУРА.

Врачебно-физкультурный диспансер возглавляется главным врачом, назначаемым органом управления здравоохранения территории. Подразделения диспансера возглавляют заведующие, назначаемые и увольняемые в установленном порядке руководством учреждения.

Рекомендуемая структура врачебно-физкультурного диспансера

отделение спортивной медицины;

отделение лечебной физкультуры;

консультативное отделение;

диагностическое отделение;

организационно - методический отдел;

иные медицинские и административно - хозяйственные подразделения.

Физическое развитие и факторы, влияющие на него. Методы изучения и оценки физического развития (метод антропометрических стандартов, метод индексов, метод сигмальных отклонений, метод центилей, метод регрессии). Сущность, назначение, достоинства и недостатки методов.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здоро-вого поколения. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения.К ним относят:

Внешние Внутренние

социальные условия; неблагоприятное внутриутробное развитие

нерациональное питание; наследственность;

малоподвижный образ жизни; наличие заболеваний;

экологичесий фактор;

вредные привычки;

режим труда и отдыха;

Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.

1.Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии др.Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после ады, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Недостаток метода стандартов заключается в том, что в качестве показателя изменчивости признаков физического развития используется среднее квадратическое отклонение. Вместе с тем известно, что этот статистический показатель может служить мерилом изменчивости только для свободных, т.е. не связанных друг с другом признаков. Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу.

2.Метод индексов. Он позволяет периодически, с учетом наступивших изменений, давать ориентировочную оценку физическому развитию. К настоящему времени разработано большое количество оценочных индексов для определения и характеристики общих размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека. Поскольку такие оценки не имеют анатомо-физиологического обоснования, они применяются только при массовых обследованиях населения, для отбора в секции и пр.

Наиболее часто применяются следующие антропометрические индексы:

Росто-весовой индекс Брока-Бругша определяет приблизительно средний вес в зависимости от роста. Нормальный вес тела для людей ростом

от 155 дот 165 см = длина тела - 100

165-175 = дина тела-105

175 и выше = длина тела - 110

Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки

Рост (см) х объем грудной клетки (см) Вес в кг = 240

Весо-ростовои индекс Петле: вычисляется делением массы тела в на рост (см). вес (г)

Индекс Кетле =

рост (см) Оценка весо-ростового показателя Кетле

Оценка веса

Соотношение веса тела к росту в г/см

Индекс крепости телосложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела с окружностью грудной клетки на выдохе, рассчитывается по формуле

И кр = рост (см) - (вес (кг) + окружность гр. клетки на выдохе (см)).

У взрослых полученная величина меньше 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 - как хорошее, от 21 до 25 - среднее, от 26 до 35 -слабое и более 35-ти как очень слабое.

3.Метод сигмальных отклонений. Является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле: V-M/s, где V — варианта того или иного признака; М — средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s — среднее квадратическое отклонение. При среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение — 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142, см, получит оценку роста в долях сигмы, равную 142 -137/5,2 = 0,96, т. е. рост школьника находится в пределах М + 1s и оценивается как средний, нормальный рост.

Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития.

4. Метод центилей. Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Достоинства. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Недост.: как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.

Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).

Если полученные результаты соответствуют 25 - 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 - о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 - как высокое.

5.Шкала регрессии. Этот метод дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием, так же дает комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятых каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития. Сущность метода оценки по шкале регрессии: при наличии Связи между двумя признаками наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение — при обратной.

Оценочные таблицы для комплексной оценки показателей физического развития в виде шкал регрессии составляют с помощью ряда параметров. К ним относятся:

1) коэффициент корреляции (?), выражающий величину связи между признаками;

2) коэффициент регрессии (R), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу;

3) сигма регрессии, или частная сигма (sR), которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Метод шкал регрессии предусматривает распределение признаков физического развития на две категории: независимые (рост) и зависимые (вес и окружность грудной клетки). Таким образом, рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основанием для правильной оценки. При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие считается гармоничным (нормальным), дисгармоничным и резко дисгармоничным. Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (sR). Дисгармоничным сч итается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1,1 — 2sR, а также более должных на ту же величину. Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 2sR и более или превышают должные на ту же величину.При оценке физического развития по шкале регрессии определяют, к какой группе роста относится обследуемый, после чего находят должный вес и окружность грудной клетки. В таблице шкал регрессии значения зависимых признаков представлены с границами колебаний в пределах ±1s, что соответствует нормальному, гармоничному развитию. Поэтому в ряде случаев для проведения оценки физического развития достаточно простого сравнения. Оценка физического развития по шкалам регрессии проводится следующим образом: вычисляют разницу между данными обследования и должными величинами, выражая ее в сигмах регрессий (sR), т. е. разницу делят на сигму регрессии.

 

Типология Шелдона

Тип телосложения дает общую характеристику организма. В основном он определяется строением скелета и количеством жира и мышечных тканей, которые его покрывают. Что касается костей, то для взрослых мужчин среднего роста принято такое деление: если обхват запястья от 15 до 17,5 см, это указывает на хрупкий костный фундамент, запястье от 17,5 до 20 см - на средний, а свыше 20 см - на мощный. Обычно размер запястья пропорционален размеру лодыжки (обхват лодыжки почти всегда на 5-6 см больше), хотя это и не у всех так. У некоторых людей нижняя половина тела крепче верхней. Например, запястье 16,5 см, а лодыжка - 25. Бывает и наоборот: лодыжки почти такого же обхвата, как запястья.Большинство людей принадлежат к смешанным типам, но с преобладанием того или иного компонента в конституции тела. С помощью диеты и тренировок можно изменить внешний вид тела до неузнаваемости, но после отмены диеты и прекращения тренировок оно вернется к своему исходному облику.

Типы мужского телосложения

МЕЗОморф (атлетический тип, нормостеник, из мезодермы образуется мышечная ткань, соматотонический) отличается жёсткостью и угловатостью облика, развитой мускулатурой, которая от природы (без тренировок) сильна и заметна, и почти полным отсутствием жира. Туловище крепкое. Кости толстые, мышцы объемные. Люди с таким телосложением больше всего способны к успехам в бодибилдинге. Насколько красивыми будут мышцы - это другой вопрос, но потенциал для роста и силы огромен. Бывают эктоморфные мезоморфы и эндоморфные мезоморфы, поэтому не все люди с преобладанием мезоморфного компонента могут нарастить одинаково крупные мышцы. Но у всех них потенциал к наращиванию мышц гораздо больше, чем у всех остальных. Имеет широкие сильные плечи, трапецевидное туловище с относительно узким тазом. Мощный выпуклый рельеф мышц на крепком костяке. Сильные руки и ноги, крупные кисти и стопы, широкие плечи, узкие бедра. Ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Крепкую удлиненную голову, свободную крепкую шею с резко выраженной трапецевидной мышцей. Лицо с резкими чертами, продолговатой формы. Густые волосы на голове, вторичное оволоснение без особенностей. Характерен высокий или средний рост.

У типичного ЭНДОморфа (пикнический тип, гиперстеник, из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, висцеротонический) тело округлое и мягкое, с выраженной жировой тканью. Характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.Такие люди обычно не любят заниматься спортом, они с трудом добиваются результатов в культуризме, хотя "классическим" эктоморфам приходится не в пример тяжелее. Впрочем, любому бодибилдеру-эндоморфу сложно добиться атлетических изменений в своем теле. Ведь сначала надо избавиться от лишнего жира. А это дело непростое. Имеет короткую, широкую, выпуклую грудную клетку, тупой реберный угол. Плотная фигура, с мягким широким лицом на короткой массивной шее. Округлые, мягкие формы из-за хорошо развитого жирового слоя. Мягкие, относительно короткие конечности. Широкие кости, короткие конечности, широкие кисти и стопы. Относительно крупная округлая голова, плоский контур темени, короткая массивная шея. Широкое красное лицо с мягкими чертами, слабый изгиб профиля. Сильное развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при нежной структуре двигательного аппарата (плечевого пояса и конечностей). Если атлетическое туловище кажется прежде всего широким, то пикническое кажется прежде всего "глубоким": если там акцент лежит на плечевом поясе и концах конечностей, то здесь он лежит в центре туловища, на бочкообразно расширяющейся книзу грудной клетке и на округлом животе. Пикник обнаруживает определенную тенденцию к ожирению. Склонность к ожирению пикников держится в умеренных границах и в первую очередь проявляется в склонности к ожирению торса - жир преимущественно откладывается в животе. Кожа мягкая, но не дряблая, как у астеников, и не упруга, как у атлетиков. Мягкие волосы на голове, склонность к облысению и вторичное оволоснение от слабо- до сильновыраженного.

У ЭКТОморфа (астенический тип, лептосоматик, церебротонический) худощавое тело и длинные кости, хрупкое телосложение, мало жира и тощие мускулы, высокий рост, изящество и хрупкость телесного облика. Ярко выраженный эктоморф меньше всего предрасположен к бодибилдингу. Типичных эктоморфов в спортзалах немного, хотя попадаются и такие. Как правило, у эктоморфов, которые пытаются изменить себя с помощью культуризма, есть черты, присущие другим типам; они-то и дают им возможность "качать массу" быстрее, чем это делают ярко выраженные эктоморфы. Имеет плоскую, длинную, узкую грудную клетку, острый реберный угол, относительно широкий таз, плоская грудная клетка, худое жилистое тело со скудным слоем подкожного жира. Длинные тонкие конечности с длинными и тонкими кистями и стопами. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые. Относительно маленькую голову и длинную тонкую шею. Бледное узкое лицо яйцевидной формы, острый тонкий нос, иногда угловатый профиль. Жесткие волосы на голове, иногда в виде шапочки и слабое вторичное оволоснение.

Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строение. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение

Типы женского телосложения

Тип Т. Особенности телосложения: тяжелый верх относительно низа, плечи широкие, шире таза, «мальчиковая» внешность склонность к худобе, широкие плечи, небольшая грудь, склонность набирать вес в верхней части тела, развитие жира гармонирует с остальными тканями, жир откладывается, в основном, на туловище (спина, грудь, бока), узкая талия, узкие бедра, тонкие ноги, маленькие икры, средняя скорость обмена веществ (полнеешь только, если начинаешь слишком много есть).

Тип А. Особенности телосложения: тяжелый низ, относительно изящный верх, "грушевидная" форма тела, "неспортивные" мышцы, узкие плечи, узкая грудная клетка, узкая спина, выступающий живот, впечатление "тяжелой" нижней части тела - полные ноги и ягодицы, склонность накапливать жир в области таза'' (верх тела может даже казаться худым), широкий таз, большие ягодицы, низкая скорость обмена веществ (если специально не следить за диетой, вес быстро прибывает).

Тип О. Особенности телосложения: широкие кости, пышные формы, напоминающие шар, заметно избыточный вес, целлюлит, большая грудь, спина округла из-за избыточного веса, полные полные бедра, грудь, руки, выступающий живот, мощные линии бедер, ягодицы и бицепсы бедер не разделены, массивные икры, явный излишек жировых отложений по всему телу; низкий метаболизм (вес прибывает даже, если ешь относительно мало).

Схема, разработанная В.Б. Штефко и А.Д. Островским. Изначально она предназначалась для определения конституциональных типов как детей, так и взрослых, однако в настоящее время используется практически исключительно по отношению к детям. Было выделено множество вариантов сложения, включая нормальные, типы с задержками роста и развития и типы патологические. К нормальным было отнесено шесть конституциональных типов.

Схема для детей и подростков В.Б. Штефко и А.Д. ОстровскогоТип Характеристика типа

Астеноидный дети со слабым развитием костного компонента, узкой грудной клеткой, острым надчревным углом, впалым животом, длинными тощими ногами.

Торакальный отличается от астеноидного значительным развитием грудной клетки в длину, объемистыми легкими, небольшим животом, крупным носом.

Абдоминальный он же называется "крестьянским", поскольку был очень распространен среди сельских популяций России на момент создания схемы. Дети этого типа имеют небольшую грудную клетку, умеренное развитие жирового слоя и при этом очень большой живот. В настоящее время такой тип встречается в основном у жителей Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Объясняется его возникновение питанием преимущественно растительной пищей. Пищеварительный тракт при этом развивается значительно, а жир не накапливается, поскольку растительная пища очень низкокалорийна.

Мышечный дети с равномерно развитым туловищем, широкими прямыми плечами, развитой грудной клеткой, средним надчревным углом. Контуры мышц у детей мышечного типа выражены отчетливо. Лицо у них квадратной или округлой формы.

Дигестивный дети этого типа отличаются короткой шеей, короткой и широкой грудной клеткой, выпуклым животом. У детей дигестивного типа сильно развиты жировые складки, надчревный угол тупой. Лицо у них широкое в нижней части.

Неопределенный отн.дети, кот. нельзя отнести ни к одному из прочих типов.

6.Особенности физического развития представителей различных видов спорта (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гимнастика, борьба, игровые виды спорта).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.073 с.)