Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод решения социальных проблем ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исходя из специфики социально-педагогического содействия, раскроем сущность метода решения социальной проблемы ребенка. Для определения исходных позиций анализа рассмотрим существующие формулировки метода и спроектируем их на понятие социально-педагогического метода. В философии метод рассматривается как способ теоретического и практического освоения действительности, как процесс: теоретический, направленный на распознание проблемы, и практический, направленный на ее решение. К определению понятия метод применима категория качественной определенности. Качественную определенность методу придают характеристики целенаправленности (понять, в чем состоит проблема и как ее решить), и двусторонности (как установить контакт с ребенком для решения проблемы и удержать его). Эти характеристики определяются мотивацией вступающих в контакт лиц (хочу или не хочу вместе решать проблему), ценностным ориентированием (каким он воспринимает меня), своеобразием личностных качеств (замкнутый, открытый) и др. В этом смысле решение проблемы во многом зависит от личностных характеристик педагога и клиента, которые находятся в постоянном процессе обновления, развития, преобразования. Поэтому основой представления о методе решения социальных проблем ребенка может выступить процессуально-личностная концепция, изначально предполагающая, что способ решения наших проблем коренится в нас самих, в наших личностных характеристиках, в нашем отношении к жизни. При анализе понятия "метод" будем постоянно иметь в виду следующую мысль: "Хотя можно сказать, что у человека есть природа, гораздо важнее сказать, что человек конструирует свою собственную природу или, проще говоря, что человек создает самого себя" (П. Бергер, с. 83). Иными словами, способ решения собственной проблемы человек формирует сам при активном содействии других лиц. Метод как система качественно определенных действий. Исходя из этих рассуждений, будем рассматривать метод решения социальной проблемы как особую совокупность личностных характеристик социального педагога, находящихся в процессе развития и совершенствования. Речь идет о целенаправленных действиях социального педагога: -действиях коммуникации, ориентированных на установление доверительного контакта с ребенком; -действиях заботы, направленных на создание минимума неблагоприятных условий; -предметных, обращенных к распознанию проблемы; -коммуникативных, обращенных к установлению контакта и к обмену нравственными ценностями; -диагностико-оценочных, обращенных к анализу ценностных аспектов ситуации, действиях самоанализа и самооценки, ориентированных на выявление собственных резервов для оказания помощи. Если совокупность этих действий совершенна, они приобретают качественную определенность метода, то есть ведут к установлению контакта и решению проблемы. Если же действия эти несовершенны, они остаются простой совокупностью, контакт остается поверхностным, проблема не решается. Наблюдения за действиями педагога, вступающего в контакт с ребенком для решения проблемы, показывает, что качественную определенность всей совокупности действий придают действия общения. Поэтому метод решения проблемы можно рассматривать как коммуникативный по форме способ действий, реализующих цель. Однако здесь мы должны учесть, что социально незащищенный ребенок часто бывает, закрыт для общения. Многие его трудности как раз и фокусируются в коммуникативных действиях, связанных контактной функцией общения. Трудности общения влекут за устойчивые отклонения в сфере самооценки, мотивации, чувств, что затрудняет в еще большей мере процесс коммуникации. В этом смысле можно говорить о том, что первый шаг социального педагога на пути овладения методом должен быть направлен на активное освоение действий общения, на совершенствование собственного коммуникативного потенциала в такой мере, чтобы преодолевать барьеры недоверия у ребенка, снять чувство тревожности, обеспечить возможность обмена нравственными ценностями, создать условия для усиления и актуализации его жизненных сил. Все это очень непростые попутные задачи, связанные с совершенствованием собственных действий общения. Качественную определенность метода всей совокупности действий придают также действия диагностико-оценочные. Специфика социальной педагогики состоит в том, что она не оперирует отрицательными оценками в анализе поступков личности. Социальный педагог (как духовник) иногда является той последней инстанцией, к которой обращается человек. И здесь любой оценочный прессинг может породить недоверие, разрушить хрупкий канал понимания и доверительности. Социальный педагог должен понять проблему и принять ребенка таким, какой он есть. Эти слова в социальной педагогике несут особую смысловую нагрузку: социальный педагог строит помогающее отношение, базирующееся на доверии к ребенку, позволяющее ему понять себя как человека, достойного любви, теплоты, радости. Наличие такого отношения придает действиям качественную определенность метода: побуждает к установлению контакта и ориентирует на решение проблемы. Оценочный прессинг нарушает контакт и разрушает потребность вместе искать выход из проблемного состояния. Отметим, что социально незащищенный ребенок длительное время живет в мире нарушенных оценочных суждений, обращенных к его личности. Поэтому всякое положительное оценивание он воспринимает с недоверием. В этом смысле научиться подавать ребенку надежду на положительное отношение вербальным и невербальным способом достаточно трудно. Овладение методом решения проблемы требует развития в себе этой способности. Таким образом, процессуально-личностная концепция метода решения социальных проблем ребенка предполагает, что социальный педагог обращается к себе и, рефлексируя, актуализирует личностный потенциал, развивая совокупность необходимых действий с целью превращения их в профессиональный метод. В этом процессе особую роль приобретают действия самоанализа и самооценки, преобразования себя для достижения желаемого результата. Метод как целенаправленный поступок. Понятие ненаправленного действия достаточно абстрактно. Хотелось бы видеть метод, ощутить его влияние. В этом смысле можно говорить о целенаправленном поступке педагога, в форме которого метод и реализуется. Педагог совершает множество поступков, определяющих линию его поведения. Однако не каждый поступок, адресованный ребенку, достигает цели. Не каждый поступок получает качественную определенность метода. Выше мы говорили о том, что поступок социального педагога осуществляется интуитивно, не вполне рационально, логика осознанного действия в нем упрятана в чувственное восприятие ситуации, которое говорит душе ребенка о намерениях педагога гораздо больше, чем рациональность. Именно в поступке больше всего ребенок ощущает заботу и защиту, что побуждает его двигаться навстречу новому лицу. Если поступок педагога порождает это чувство, связанное с надеждой на исправление положения, он приобретает качественную определенность метода. И здесь появляется уникальная возможность проанализировать метод не как абстрактное, а как индивидуальное, процессуально-личностное явление, обладающее особыми характеристиками, связанными с качествами личности социального педагога, его эмоциональностью и др. Метод как ситуация посредничества. До сих пор речь шла сердцевине метода, об индивидуальном контакте двух лиц, решающих проблему. Удержание контакта и развитие его на длительном пути решения проблемы составляет главную задачу социального педагога. Это ситуация непосредственного взаимодействия, контакт «лицом к лицу». Все остальные его действия, не менее значимые в плане решения проблемы, носят характер посредничества между социумом и ребенком. Посредничество в процессуально-личностной концепции метода рассматривается как особого рода ситуация отношений между ребенком и значимым взрослым, параметры которой изменяются в лучшую сторону под влиянием прямого или опосредованного вхождения в нее социального педагога, обеспечивающего ребенку поддержку в этих отношениях. Первый круг посредничества охватывает значимых взрослых и сверстников. В поле зрения социального педагога находятся родители, друзья, учителя, отношения с которыми носят проблемный характер. Посредничество вносит коррективы в отношения, снимает настрой на ситуацию конфликта. Фактом своего вхождения в систему значимых отношений социальный педагог меняет их параметры, оздоровляет обстановку. Качество метода здесь зависит от способности социального педагога располагать к себе людей, вступать с ними в диалог, совместно осуществлять поиск приемлемых решений. Второй круг посредничества охватывает представителей различных служб, содействующих решению проблемы в том случае, если ребенок нуждается в психологической, медицинской, юридической защите. Следует уяснить, что и здесь социальный педагог не перепоручает решение проблемы, а ищет вместе со специалистами путь движения к разгрузке ситуации. Метод как ситуация сопровождения. Идея сопровождения, органично вписанная в теорию метода, стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение. В настоящее время в этом понятии фокусируется особое содержание деятельности социального педагога. Под сопровождением понимается целенаправленная помощь социального педагога ребенку в напряженных точках его социальных контактов, в узлах социальных противоречий, от разрешения которых зависит направление процесса социализации. Понятие сопровождения органично сливается с понятием маршрута, намечаемого социальным педагогом для решения проблемы и реализуемого в виде последовательно развертывающихся ситуаций. Содержание метода решения социальной проблемы ребенка обогащается на уровне интеграции юридическими, медицинскими, психологическими, педагогическими знаниями и умениями. Юридический аспект метода. Современные источники рассматривают социальную защиту детства как особую регулятивную систему, направленную на стабилизацию и устранение противоречий в правовом статусе ребенка. Социальная защита предполагает поддержку обществом уязвимых членов общества, создание защитных механизмов, обеспечивающих реализацию его прав в основных сферах жизнедеятельности. Вопрос о защите прав ребенка рассматривается как общечеловеческая проблема. В настоящее время выработан ряд документов, призванных обеспечить соблюдение прав ребенка в разных странах. Социальный педагог, опираясь на законы, защищающие права ребенка, разрабатывает реальные механизмы осуществления его прав, то есть организует ряд посреднических ситуаций, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка в соответствии с законодательством. Юридический аспект метода решения проблемы особенно важен при решении вопросов: -лишения и восстановления, родительских прав на детей, впитывающихся в детском доме, усыновления и удочерения детей, обеспечения выпускников жильем, операций с жилплощадью воспитанников, продолжения образования и трудоустройства воспитанников, начисления воспитанникам пенсий, алиментов, размещение и вложение этих средств, возбуждения и ведения правоохранительными органами следствия, в котором воспитанники выступают как свидетели, потерпевшие или обвиняемые. Медицинский аспект метода. Социальный педагог имеет дело с детьми, здоровье которых ослаблено, подорвано, характеризуется устойчивыми отклонениями от нормы при наличии сохранного интеллекта. Понимание болезненных состояний ребенка, организация посреднических ситуаций «социальный педагог - ребенок - врач», выступает как необходимый момент в работе. Речь идет, во-первых, о так называемой «малой психиатрии», исследующей личность ребенка на грани между нормой и патологией (неврозоподобные, психопатоподобные расстройства, реактивные состояния). Медицинский и социально-педагогический метод решения проблемы интегрируются вокруг идеи компенсации, которая развивается на основе положений Л.С. Выготского. По мысли автора, отклонение в развитии ребенка формируется, с одной стороны, под влиянием дефекта, а с другой стороны, под влиянием социальных последствий, вызываемых этим дефектом. Поэтому усилия врача (и педагога) должны быть направлены не столько на дефект, сколько на те характеристики личности, которые компенсируют отклонение в социальной сфере. Теория компенсации, на которой базируется метод терапевтический, может обогатить метод социально-педагогический. Акцентуации характера рассматриваются как "крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим" (А.Е. Личко). Психологическое знание акцентуаций характера позволило дифференцировать терапевтический метод, обращение к этой идее может обогатить и социально-педагогический метод. В поле зрения должны находиться, так называемые социальные болезни детей, связанные с социальной средой жизнедеятельности (туберкулез, венерические заболевания, бедствия алкоголизма, токсикомании и наркомании). Первичное распознание этих состояний и установление посреднических ситуаций с врачами совершенно необходимо, поскольку ситуация преодоления проблемы требует усиления в ней медицинского аспекта. Медицинский аспект метода усматривается в том, что социальный педагог, опираясь на теоретические знания в области медицины и педагогики, разрабатывает вместе со специалистами ситуации предупреждения проблем, организует среду жизнедеятельности, препятствующую возникновению проблем и расширению круга детей с ограниченными возможностями социализации вследствие болезненных состояний (инвалиды, длительно болеющие дети). Педагогический аспект метода усматривается в том, что социальный педагог владеет педагогическими подходами к организации процессов обучения и воспитания, что позволяет ему быть полноправным партнером учителя, воспитателя в разработке образовательных маршрутов в системе основного и дополнительного образования. Таким образом, метод социально-педагогической работы включает в себя: - знания: психологические - о личностных механизмах нарушения социальных связей ребенка; - педагогические - о роли целенаправленных процессов социального воспитания в становлении депривированного ребенка полноценным членом общества; - юридические - о его правовом статусе в обществе; медицинские - о социальных болезнях и их влиянии на жизнь, здоровье, социальную активность, умения использовать эти знания при осуществлении ситуаций посредничества с различными группами лиц. В реальной жизни социальный педагог держит в центре своего внимания особую ситуацию, характеризующуюся нарушенностью значимых связей и отношений. Личность - стойкий образец повторяемых межличностных ситуаций, который характеризует жизнь человека. Это понятие органично вписывается в понятийный аппарат формирующейся науки - социальной педагогики. Ситуация выступает как область социальных проблем ребенка, поле его жизнедеятельности, среда, способствующая или препятствующая социальному развитию, арена для проявления личностных потребностей, интересов и эмоций. Это особая область «события» ребенка с другими, значимыми лицами. В поле зрения социального педагога находится реальная ситуация нарушенных связей и образ ситуации будущего. Фактом своего вхождения в нее он формирует преобразующую ситуацию. Преобразование ситуации - это сложный процесс, протекающий в пространстве жизнедеятельности ребенка, во времени, которое необходимо для ее оздоровления. Нарушенные отношения в микросреде имеют разную степень влияния на ребенка. В зависимости от их укоренения во внутреннем мире ребенка можно условно выделить несколько уровней травмирующей ситуации, требующей, соответственно, усиления в ней процессов профилактики, адаптации и реабилитации. Под профилактикой понимают процесс предупреждения негативных тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях микросреды. Профилактическая преобразующая ситуация предполагает усиление положительных влияний на ребенка на основе актуализации воспитательных резервов ситуации с целью поддержания механизмов внутренней защищенности перед лицом социальных проблем. Под адаптацией понимают процесс активного взаимодействия ребенка со средой, стремление к установлению состояния гармонии личности и среды, способность к преодолению проблемных ситуаций. Результатом адаптации выступает адаптированность или система качеств личности, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Соответственно, дезадаптация определяется как неготовность ребенка к установлению равновесия со средой, слабое развитие личностных качеств, позволяющих справляться с типичными проблемами. Ее причины коренятся в нарушении механизмов заботы о ребенке, в некачественной системе отношений, в завышенных требованиях к нему или в отсутствии таковых вообще. Дезадаптация заявляет о себе повышенным уровнем тревожности, девиантными формами поведения. Адаптивная преобразующая ситуация ориентирована навосстановление значимых связей и отношений ребенка в микросоциуме. Под реабилитацией понимают восстановление жизненных сил ребенка на основе интегрированного комплекса мероприятий, оказывающих благотворное влияние на его соматическое здоровье, психику, способы поведения и построения отношений. Социальная реабилитация ребенка может быть осуществлена на основе мер социально-педагогического плана. Реабилитирующая преобразующая ситуация протекает в системе взаимодействия ребенка с группой лиц, обеспечивающих комплексное положительное воздействие на его личность, выражающееся в восстановлении механизмов саморегуляции. Ведущим средством социальной профилактики, адаптации и реабилитации выступают различные, значимые в личностном плане, вызывающие положительные эмоции виды деятельности и общения. Их целенаправленная организация создает условия для восстановления отношений в микросреде, снимает часть проблем, учит искать и находить пути их решения в контакте с другим человеком. Конструирование преобразующей ситуации - сложный процесс. Оно требует обогащения ее содержания особыми элементами, атрибутами детской жизни, адекватными потребностям ребенка. В советской педагогике сложился богатый опыт обогащения ситуации преодоления проблемы элементами игры (С.Т. Шацкий), театрализованных представлений (В.Н. Сорока-Росинский), труда на радость и пользу людям (И.П. Иванов) и др. Во-первых, это может быть элемент игрового моделирования ситуации как восхождение к ценностям детства. Во-вторых, это может быть элемент одухотворения ситуации процессом труда, мотивированного идеей защиты, действия на радость и пользу людям (как это было в методике И.П. Иванова). В третьих, это может, быть контакт с природой, живыми существами, нуждающимися в заботе и защите (как это было у В.А. Сухомлинского). Особую значимость в этой системе приобретают виды деятельности, предполагающие преодоление препятствий, осуществляемое при поддержке взрослого и рождающее у подопечного чувство защищенности (А.С. Макаренко). В социальной педагогике сегодня активно разрабатываются некоторые нестандартные формы реабилитации ребенка, основанные на внесении в ситуацию особых форм деятельности. В качестве примера можно привести: индивидуальные ситуации реабилитации нравственных состояний ребенка, отогревающего упавших в снег перелетных птиц, прекрасно описанные в работе В. А. Сухомлинского «Трудные судьбы». Обратимся к вопросу о соотношении понятий «методика и "технология», Существуют разные подходы к решению этого вопроса. Мы склонны присоединиться к тем авторам, которые рассматривают методику как более широкое понятие, поглощающее понятие "технологии". Методика допускает движение к одной цели разными путями, способами, в ее арсенале - множество вариантов решения задачи. Один из возможных вариантов - технологический. Далеко не всякая ситуация в области воспитания может быть технологизирована, однако есть множество ситуаций, которые требуют технологического описания и осуществления. Для уяснения разницы приведем примеры ситуаций социальной защиты ребенка из произведений В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, строящихся на разных основаниях. Первая ситуация: в работе В.А. Сухомлинского «Трудные судьбы» приведен пример сложного социального развития ребенка послевоенной поры, к которому педагог длительное время искал подход, стремясь разгрузить ситуацию и создать отношения защищенности. Воспитанник и педагог вместе пережили «незапланированную» радость, связанную с оказанием помощи беззащитному человеку. Эта ситуация «лицом к лицу», имеющая глубокие психологические последствия, построенная на взаимном проявлении чувств, дающая ребенку ощущение защищенности, не может быть технологизирована, как и большинство других ситуаций такого же плана, стимулирующих развитие ребенка, лежащих в основании процесса преодоления проблемы. Вторая ситуация: в работах В.А. Сухомлинского подробно описана методика проведения «Дня матери», к которому каждый ребенок для подарка выращивал особый цветок. Раскрыты все детали построения «двух шеренг»: детей и матерей друг напротив друга, методические приемы, способствующие нарастанию глубоких чувств и мыслей. Эта ситуация, надолго стабилизирующая отношения детей и матерей, ежегодно повторяющаяся, несет в себе элементы технологического подхода, скрытого волной эмоций. Третья ситуация из произведений А.С. Макаренко. Отправляясь в Куряж, где наряду со взрослыми воспитанниками жили и «пацаны» в возрасте 9-11 лет, Макаренко берет с собой группу старших горьковцев и намеренно одного маленького, который стоит на первой линейке впереди отряда, демонстрируя всем свою безмятежность и интерес к происходящему. Ситуация, смысл которой младший горьковец воспринимает как всякий ребенок, оказавшийся в новом месте (ему просто интересно), спланирована педагогом специально. Для младших куряжан - он символ защищенности, надежда на то, что в будущем может быть и им не надо будет никого бояться. Здесь также есть элементы «выстраивания», то есть технологического подхода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.018 с.) |