Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III этап. Конструирование выводов
Вывод в данном случае — это целостная характеристика о микрорайоне, о его явных и скрытых возможностях, позитивных и негативных факторах социализации и воспитания подрастающего поколения.
5.3. Обследование социально-педагогических учреждений в микрорайоне Значительное место в организации и обеспечении жизнедеятельности ребенка и его ближайшего окружения занимает система социально-педагогических учреждений. Значимыми для детей, семьи, педагогов, являются в первую очередь те, которые располагаются по месту жительства как наиболее доступные и уже известные своей деятельностью. Социально-педагогические учреждения выполняют различные функции: образовательную; социально-адаптивную; социально-преобразующую; социально-защитную; реабилитационную; культурно-творческую. Первостепенную роль в социальном воспитании и социализации играет школа. Наряду с традиционными функциями обучения и воспитания подрастающего поколения современная школа интегрирует и другие вышеперечисленные функции. В условиях кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения России, усиливающейся агрессивности социальной среды, роста детской преступности, прогрессирования социального сиротства и многих других деформаций в жизни человека и общества, школа должна быть социально ориентированной системой. Массовая школа во многом остается традиционной: ребенка обучают, формируют систему научно-практических знаний, необходимых для будущей жизни. Воспитательная функция школы реализуется через обучение, деятельность классных руководителей, в традиционных для данной школы формах внеучебной работы, в том числе и достаточно оптимальных. Вместе с тем в практике образования развиваются социально-ориентированные модели общеобразовательных школ, в которых явно выражена социальная направленность образования, обеспечивающая возможности личностного самоопределения и саморазвития ребенка. В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашов и др. выделили следующие типы социально-ориентированных школ на основе ведущей направленности их деятельности: адаптивная школа; оздоровительная школа; школа со значительным удельным весом занятий по интересам; школа «домашнего типа»; открытая школа; реальная школа; академическая школа; школа - воспитательно-оздоровительный комплекс; школа - образовательно-методический центр микрорайона. Общим в практике работы этих школ является воспитание в детях тех качеств, которые помогут им выдержать нагрузки реальных условий среды, «не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Ведь сегодня нужны не просто дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству. Педагогические коллективы таких школ стремятся к диалогу с социумом, к созданию широкого воспитательного пространства, не ограниченного рамками школы.
В последние десятилетия распространенным типом социально-педагогического учреждения стал центр. По своему назначению центры могут реализовать одну или более функций, то есть могут быть профильными: Центр психологической, педагогической, социальной помощи; Комплексные - например, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения; в зависимости от цели деятельности - это может быть Центр социально-педагогической адаптации, Центр ресоциализации и т. п.; в зависимости от объекта помощи и поддержки: Центр помощи трудному ребенку, Центр помощи семье и детям и т. д. Так, Центр социальной реабилитации несовершеннолетних как тип учреждения впервые появился в России в 1993 г. Это специализированное детское учреждение, обычно амбулаторного типа (в его структуре может быть и стационарное отделение или приют), осуществляющее на определенной территории (города, микрорайона и т.д.) реабилитационную и разнообразную профилактическую работу с детьми группы риска, девиантным поведением и социальной дезадаптацией различного уровня. В его компетенцию входит организация диагностической, оздоровительной, коррекционной и реабилитационной работы; вовлечение детей в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную деятельность. В своей работе центр взаимодействует с семьями воспитанников, школами, учреждениями досуга; комиссией по делам несовершеннолетних; органами опеки и попечительства; детской комнатой милиции.
Центры выполняют широкие социальные функции - защитную, профилактическую, восстанавливающую, коррекционно-развивающую, оздоровительную, компенсаторную. Защитная функция включает обеспечение сохранности жизни детей, их безопасность от внешних угроз, правовую защиту ребенка. Профилактическая функция предполагает раннее выявление неблагополучных семей, оказание своевременной помощи в разрешении семейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания; осуществление социального патронажа семей, в которых живут выпускники центра; профилактики отклонений в поведении и развитии детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Восстанавливающая функция связана с организацией системы мер по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье. Это в свою очередь способствует восстановлению их социального статуса, укреплению связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, заинтересованных в преодолении своей функциональной несостоятельности. Коррекционно-развивающая функция включает систему мер медико-социальной и психолого-педагогической работы с детьми, направленной на коррекцию их психологического, личностного развития, на восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения. Оздоровительная функция центра связана с оказанием ребенку необходимой медицинской помощи в союзе с различными медицинскими учреждениями и направлена на повышение адаптационных возможностей организма. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обследование; формирует, развивает и закрепляет навыки здорового образа жизни. Компенсаторная функция реализуется в случае, если биологическая семья отчуждает ребенка. Центр ищет пути замещения кровных связей, старается поместить ребенка в другую семью (опекунскую, приемную) с тем, чтобы он воспитывался в естественной среде обитания, в отличие от среды детского дома, приюта. Еще один пример - Центр социальной адаптации для подростков с девиантным поведением в микрорайоне. Это, как правило, учреждение открытого типа для работы с детьми в возрасте 11 - 15 лет. У детей фиксируется: высокая степень педагогической запущенности; нарушение связи с общеобразовательным учреждением; трудности в общении с родителями, педагогами, сверстниками; склонность к бродяжничеству, асоциальному поведению с выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы, не связанным с психологическим расстройством, испытывающих различные формы психологического и физического насилия. ü Основными направлениями деятельности центра адаптации являются: ü социально-педагогическая адаптация детей с девиантным поведением; ü диагностика уровня психологического и умственного развития, отклонений в поведении; ü организация коррекционно-развивающего и компенсирующего поведения; ü реабилитационная и психопрофилактическая работа; ü организация социокультурной, трудовой, учебно-познавательной, ü лечебно-оздоровительной деятельности.
Основное внимание и усилия социального педагога Центра адаптации направлено: 1)на формирование и развитие способностей ребенка к паритетному взаимодействию, сотрудничеству; способности согласовывать индивидуальные и коллективные цели, установки, позиции; 2) на работу с родителями подростка с девиантным поведением. Работа с семьей включает обучение конкретным методам и формам взаимодействия со своими детьми на основе знания и учета их индивидуальных и личностных особенностей и принципов педагогики ненасилия. Развивающимся типом социально-педагогического учреждения в микрорайоне является центр семьи (центр семейного воспитания). Основная задача такого центра — работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение или нейтрализацию социально-педагогических, экономических, психологических факторов, негативно воздействующих на жизнедеятельность семьи в целом и воспитательную функцию в частности. В сфере влияния центра находится деятельность по укреплению (формированию; восстановлению) связей родителей с образовательными и другими учреждениями воспитания и развития детей; по повышению психолого-педагогической и правовой культуры семьи; по подготовке подростков к сознательной семейной жизни. Одним из значимых направлений работы выступает помощь семьям, переживающим кризисную ситуацию; сохранение семьи; ее реабилитация и изменение в положительную сторону отношений родителей к детям. Наряду с центром развивается и успешно функционирует такая форма социально-педагогической помощи и поддержки детства, как служба. Опыт работы службы, созданной в школе и осуществляющей эффективную деятельность с семейным социумом в микрорайоне, с отдельными учащимися, детскими коллективами и выполняющей различные функции, представлен, в частности, в работах В. Н. Гурова. Автор показывает, что социально-педагогическая работа в школе проводится на основе созданных в ее структуре социальных служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и педагогической анимации; правовой и экономической защиты личности и семьи; профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки детских и юношеских инициатив. Исследователь считает, что именно школа должна быть центром социально-педагогической работы в микрорайоне.
Социально-педагогическая служба микрорайона отличается от службы помощи в школе тем, что организационно она строится в социально-педагогических центрах микрорайона и ведет непосредственную работу в микросоциуме, взаимодействуя в вопросах воспитания молодого поколения со школой. Социально-педагогическая служба может быть организована как служба сопровождения и как служба оказания помощи и поддержки. Служба сопровождения предполагает и рассматривает особую позицию социального педагога по отношению к ребенку и его ближайшему окружению как субъектам взаимодействия и выделяет основные принципы его работы. Сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъект развития - это человек (ребенок; взрослый). Ситуация жизненного выбора - это множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых человек определяет для себя путь развития. Сопровождение можно рассматривать как комплексный метод деятельности, рассматривающий четыре функции, которые в свою очередь отражают алгоритм деятельности педагога. Первая функция заключается в диагностике существа возникшей проблемы. Вторая функция предполагает информирование субъекта развития о существе проблемы и возможных путях ее решения Содержание третьей функции составляет консультирование субъекта и заинтересованных в нем лиц на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы. Четвертая функция состоит в оказании первичной помощи на этапе реализации плана решения. Сопровождение предполагает наличие субъект-субъектных отношений, следовательно, это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого. К основным принципам сопровождения относятся: ответственность за выбор пути развития лежит на субъекте развития, сопровождающий имеет только совещательные права; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; комплексный подход в сопровождении. В социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых метод сопровождаемого развития рассматривается как альтернатива методу направляемого развития. Суть метода сопровождаемого развития состоит в обучении ребенка выбору с опорой на его потребность в самореализации; в создании ориентационного поля развития. Социально-педагогическая служба оказания помощи и поддержки детям предполагает реабилитацию как развернутую во времени последовательность ситуаций взаимодействия педагогов и ребенка, направленных на снижение у него внутренних смысловых и эмоциональных барьеров, формирование состояния защищенности посредством накопления социального опыта. Ядром социально-педагогической реабилитации является ее концентрация на понятиях самоуважения и веры в свои силы ребенка. Задача службы, следовательно, заключается в помощи преодоления проблемы развития и поиска самостоятельного выхода ребенка из проблемной ситуации через снижение у него внутренних смысловых и эмоциональных барьеров (возвращение веры в себя, в свои силы и возможности; преодоление тревоги и страхов; способности оптимистично смотреть на свою настоящую и будущую жизнь и т. п.), формирование у него позитивного социального опыта (социально-ценностных качеств, знаний, умений) и формирование на этой основе состояния защищенности, уверенности в перспективе.
Инновационным типом социально-педагогического учреждения является социальная гостиница. Она предназначена оказывать помощь и поддержку лицам, у которых потеряно или им вовремя не предоставлено жилье. Социальная гостиница для детей рассчитана на воспитанников, возвратившихся из школ-интернатов, детских домов и т. п., которые лишены постоянного дома, жилья. Необходимость в таком учреждении обусловлена тем, что многие выпускники приютов, детских домов нуждаются в социальном патронаже, так как не умеют жить самостоятельно, не обладают сформированными навыками ведения домашнего хозяйства, бытового самообслуживания. У них не сформирована готовность к адаптации и интеграции в открытом социуме; нет умения пользоваться социальными инфраструктурами. Пользоваться социальной гостиницей могут и дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье. При этом по разным причинам (угроза жизни; опасность со стороны родителей, лишенных родительских прав и не пускающих в дом ребенка; риск перенять асоциальный или антисоциальный образ жизни аморальных взрослых) не в состоянии жить в нем. При невозможности обеспечивать себя материально воспитанники социальных гостиниц получают питание, обувь до тех пор, пока не смогут устроиться на работу и получать заработную плату. Приведенные примеры социально-педагогических учреждений не исчерпывают всего разнообразия учреждений, и автор не ставил своей задачей дать характеристику всем существующим. Важно учитывать факт, что наряду с традиционными (школа, детский дом, школа-интернат и др) существуют и развиваются инновационные формы, обеспечивающие социализацию и социальное воспитание подрастающего поколения в достаточно устойчивом компоненте микросреды - микрорайоне. Программа обследования социально-педагогических учреждений в микрорайоне может иметь различную структуру. Мы в своем исследовании и в работе со студентами придерживаемся рекомендаций, разработанных в педагогике В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, М. Н. Скаткиным и др. Приведем в качестве примера фрагмент комплексной программы обследования социально-педагогических учреждений в микрорайоне -обследование материально-технической базы социально-педагогических учреждений в микрорайоне. Объектом обследования в программе выступают социально-педагогические учреждения микрорайона. Предметом является материально-техническая база социально-педагогических учреждений в микрорайоне. Цель обследования: выявить состояние материально-технической базы социально-педагогических учреждений в микрорайоне. Задачи: ü собрать и систематизировать социологические, социально педагогические, экологические характеристики микрорайона; ü выявить и описать материально-техническое оснащение учреждений; ü подготовить анализ состояния материально-технической базы социально-педагогических учреждений. Субъект изучения: социальный педагог. Содержание программы I этап. Ориентировочный Задача: составить паспорт и карту-схему микрорайона. Направления деятельности 1. Изучение природной характеристики микрорайона: ü уровень экологического загрязнения; ü характер зеленых насаждений; ü уровень очистных сооружений и производственного фонда; ü наличие предприятий с вредными производственными технологиями. 2. Изучение материальной характеристики микрорайона: ü насыщенность маршрутами общественного транспорта; ü характеристики жилого фонда (количество жилых домов, тип строений); ü наличие учебно-воспитательных учреждений; ü количество учреждений служб быта, торговли, медицинского обслуживания, учреждений общественного питания; ü наличие учреждений дополнительного образования; ü количество детских площадок. Методы: наблюдение, изучение документации о строительстве (акты о сдаче и приеме домов, находящиеся в администрации района); беседа спредставителем службы охраны природы об экологическом состоянииданного микрорайона; беседа с представителем управления образования о наличии и количестве учебно-воспитательных учреждений дополнительного образования, детских площадок в обследуемом микрорайоне. 3. Изучение социально-педагогической характеристики микрорайона: взрослое население и окружение микрорайона (число жителей, их возраст; национальный, социальный и профессиональный состав; образовательный, культурный и нравственный уровень); состав семей микрорайона (общее число семей; количество семей, имеющих детей; структура семей и их полнота); детское население (общее число детей и подростков, место учебы; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска; число правонарушителей; места проведения досуга; места сбора дворовой и уличной тусовки). Методы: беседа с директорами школ о количестве детей, их половозрастном составе; о наличии детей группы риска; беседа с начальником ИДН с целью выяснения характера правонарушений, совершаемых в микрорайоне подростками; установление количества детей, находившихся на учете; характеристика их семей. Форма фиксации результатов этапа - паспорт микрорайона, карта - схема микрорайона. II этап. Основной Задача: выявить состояние материально-технической базы социальнопедагогических учреждений в микрорайоне.Направление деятельности: посещение социально-педагогическихучреждений, встречи с администрацией и представителями властныхструктур города. Методы: интервью с директором социально-педагогическогоучреждения; беседа со специалистом мэрии города. Примерные вопросы интервью: ü Организуется ли деятельность по выделению и оборудованию помещений для работы с населением, их ремонту? ü Финансируется ли работа клубов по интересам? Из каких источников? ü Каким образом осуществляется работа по включению жителей микрорайона (например, как руководителей кружков на общественных началах) в деятельность учреждения? ü Выделяется ли культурно-спортивный инвентарь для взрослых и детей? ü Как часто проводятся выездные мероприятия (например, экскурсии)? ü Кем финансируются? Предоставляется ли транспорт?
Примерные вопросы для обсуждения в ходе беседы с специалистом мэрии: ü Заинтересована ли мэрия в развитии социально-педагогических учреждений в микрорайоне? ü Какие учреждения необходимы в настоящий момент? ü Существует ли стратегический план открытия традиционных и инновационных социально-педагогических учреждений в разных микрорайонах города? ü Насколько материально-техническая база существующих учреждений отвечает запросам современной молодежи и детей? ü Существует ли в городе информационная служба данных о возможностях того или иного социально-педагогического учреждения для организации досуга, дополнительного образования и т. п., для детей, их родителей? Форма фиксации результатов этапа: сводная таблица данных. III этап. Заключительный Задача: ü на основе проведенного обследования составить отчет о состоянии материально-технической базы социально-педагогических учреждений в микрорайоне. Форма фиксации результатов этапа: аналитический отчет. Систематическое обследование микрорайона дает возможность выявить воспитательные ресурсы соседства, сообщества сверстников, социальных учреждений, семей; воспитательный потенциал улицы, двора. Вместе с тем оно дает объективное основание предотвратить превращение ребенка в жертву социализации, попадание его в группы риска.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.04 с.) |