Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как категория населения
Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска". Социальный педагог сталкивается с разными типами неблагополучных семей. Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций в семье. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Определение семьи. Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первичная социализация личности. Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Среда жизни и развития ребёнка зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нем. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. Это падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей, разводов, увеличение объёма употребления алкоголя отцами и даже матерями, упущения в воспитании подростков родителями, которых заботит сегодня добывание хлеба. Значительная часть подростков предоставлены сами себе и идут на улицу. Но и в обеспеченной семье не всегда подросток чувствует себя комфортно. Проблемы семьи волнуют и самих детей. Одна из главных задач социального педагога – изучение микроклимата в семье, учащегося девиантного поведения, подростка, нуждающегося в социально-правовой защите. Главным и решающим условием достижения положительного результата работы являются доверительные взаимоотношения социального педагога, подростка и родителей. В основу взаимодействия социального педагога и родителей положено:
ü Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни ребенка. ü Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям. ü Встречи родителей и учителей-предметников по составлению плана совместных действий педагога и родителей.
ü Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности. ü Посещение семей с целью охраны прав детства. ü Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта. ü Консультационные встречи со школьным психологом и другими специалистами. ü Классные собрания по проблемам социальной адаптации детей.
Функции социального педагога в работе с семьёй Основные функции социального педагога в работе с семьёй: диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды); прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи); организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения); правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий); предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения); социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи); социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи); организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей). Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит: -установление контактов с семьей; -выявление проблем и трудностей в семье; -стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; -оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов власти, общественностью). Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи. Диагностика семьи - это постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость её структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи. Социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о протекающих процессах и на этой основе принятия стратегических и тактических решений. Основные принципы: достоверность; полнота; системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Сущность мониторинга: в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (например: сочинения детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и т.д.). Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Основное назначение диагностики и мониторинга – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.006 с.) |