Семья как категория населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как категория населения



Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска". Социальный педагог сталкивается с разными типами неблагополучных семей.

Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций в семье.

Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства.

Определение семьи.

Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первичная социализация личности. Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты. Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Среда жизни и развития ребёнка зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нем. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. Это падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей, разводов, увеличение объёма употребления алкоголя отцами и даже матерями, упущения в воспитании подростков родителями, которых заботит сегодня добывание хлеба. Значительная часть подростков предоставлены сами себе и идут на улицу. Но и в обеспеченной семье не всегда подросток чувствует себя комфортно. Проблемы семьи волнуют и самих детей. Одна из главных задач социального педагога – изучение микроклимата в семье, учащегося девиантного поведения, подростка, нуждающегося в социально-правовой защите. Главным и решающим условием достижения положительного результата работы являются доверительные взаимоотношения социального педагога, подростка и родителей. В основу взаимодействия социального педагога и родителей положено:

ü Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни ребенка.

ü Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям.

ü Встречи родителей и учителей-предметников по составлению плана совместных действий педагога и родителей.

ü Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности.

ü Посещение семей с целью охраны прав детства.

ü Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта.

ü Консультационные встречи со школьным психологом и другими специалистами.

ü Классные собрания по проблемам социальной адаптации детей.

 

Функции социального педагога в работе с семьёй Основные функции социального педагога в работе с семьёй:

диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);

прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);

организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);

социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);

социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);

организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит:

-установление контактов с семьей;

-выявление проблем и трудностей в семье;

-стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;

-оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов власти, общественностью). Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи. Диагностика семьи - это постоянно присутствующий элемент в деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость её структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи. Социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о протекающих процессах и на этой основе принятия стратегических и тактических решений. Основные принципы: достоверность; полнота; системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Сущность мониторинга: в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (например: сочинения детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и т.д.). Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.

Основное назначение диагностики и мониторинга – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.006 с.)