Методы социально-педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социально-педагогической деятельности



Методика в самом общем виде представляет собой совокупность мето­дов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педа­гога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности широко исполь­зуются понятия «прием» и «средство».

Прием п онимается как частное выражение метода, его конкретизация, но­сит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родово­го (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализует­ся через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практи­кой, обобщаются теорией.

Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребен­ка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возму­щения, осуждение, предупреждение и др.

Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, кото­рые он имеет в запасе.

Средство является более широким понятием, чем прием и метод, по­скольку последние сами в определенной ситуации могут выступать средства­ми. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллекту­альных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искус­ства, книги, СМИ и многое другое. Подчас эти средства не зависят от соци­ального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональ­ной деятельности, а методы - это те пути, с помощью которых он это сделает.

Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используют­ся такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с деть­ми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы иска­женные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.

Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необ­ходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный пе­дагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказыва­ет влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу.

Органическая часть убеждения - это требование. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, за­интересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основ­ная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, дове­сти до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить со­держание предстоящей деятельности.

В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нрав­ственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы рабо­ты: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение по­требности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это сделать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения.

Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравст­венные привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, малолетние бродя­ги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиенически­ми навыками.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если со­циальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражне­ния, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и т.д..

Среди социально-педагогических методов, особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Их цель - сфор­мировать определенные нравственные качества поведения и характера ребен­ка.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий и по­ступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание и поощрение напоми­нают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (по­ощрение - удовлетворение, наказание - неудовлетворенность и стыд).

Существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые необходимо знать социальному педагогу: поощрение и наказание должно быть направлено не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрение и наказание требуют уважительного отноше­ния к ребенку.

Социально-педагогическая технология - это практическая деятельность социального педагога, которая характеризуется рациональной последователь­ностью использования различных методов и средств для достижения ка­чественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Социально-педагогическая технология является интегративной разновид­ностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социаль­ного педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на ос­новании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана, поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы са­мому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на ос­новании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкрет­ные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществ­ляться двумя путями. Первый - такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное решение проблемы. Для этого социальный педагог дол­жен быть вооружен знаниями обо всех существующих социально-педагогиче­ских технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в дан­ном конкретном случае.

Если ему это не удается, тогда социальный педагог должен уметь соста­вить свою собственную программу решения проблемы, то есть самостоятель­но разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу нужно знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и осо­бенности его проблемы и многое другое.

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможно следующее: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай - социаль­ный педагог не смог или частично решил проблему ребенка.

В этом случае необходи­мо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирова­ния, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае не­обходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение ре­шения проблемы.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические техноло­гии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

 

Приложение 2.

Технологические основы социальной педагогики (И.А.Липский /Социальная педагогика. Методологический анализ. Учб.пособие.- М., 2007.)

Социально-педагогическая технология - это «особого рода программа деятельности социального педагога, его сотрудничества с индивидом или социальной группой в определенных условиях» (Социальная педагогика /Под ред. В.А.Никитина. М.,2000.С.41.), «целенаправленная, наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности по реализации специалистом методов, средств, приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком, группой в определенных условиях среды» (Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань,1999.С.13.).

Выделяют общие и специфические технологии социально-педагогической деятельности. К общим относятся технологии: диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, планирования, реализация целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социально- педагогической деятельности. В совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса социально-педагогической деятельности.

Начальное место в научно-преобразовательной деятельности занимает технология социально-педагогического диагностирования. Цель технологии: установление факта совпадения единичного с целым. Сущность технологии:

1.отнесение изучаемого объекта к определённому классу объектов социальной педагогики.

2.взаимодействие социального педагога с объектом исследования.

3.определение в общем виде путей и направлений реконструкции этого социально-педагогического объекта.

Полученный диагноз является основанием для оценки диагностированного социально-педагогического объекта.

Следующей в научно-преобразовательной деятельности является технология оценивания и измерение объекта, его сторон, свойств, связей. При оценивании социально-педагогических объектов, явлений необходимо использовать шкалы наименований, номинальные, порядковые шкалы, шкалы отношений и разностей, а также математические методы и программы обработки результатов. Полученные качественные и количественные оценки являются входным результатом для прогнозирования возможных вариантов и перспектив развития исследуемого социально-педагогического объекта.

Технология социально-педагогического прогнозирования заключается в поиске возможных перспектив развития социально-педагогического объекта.

Технология социально-педагогического прогнозирования занимает следующее место в научно-преобразовательной деятельности социального педагога. Смысл прогнозирования: поиск возможных перспектив развития изучаемого социально-педагогического объекта. В качестве объекта социально-педагогического прогнозирования выступают:

-цели и задачи социально-педагогического объекта;

-содержание прогнозируемого социально-педагогического объекта;

-критерии оценки и верификации прогнозируемого объекта;

-методы и формы, составляющие ресурсно-методический профиль социально-педагогического прогноза.

Результатом применения технологии прогнозирования является социально-педагогический прогноз - вероятное суждение о состоянии социально-педагогической практики в будущем. Любой прогноз предусматривает не менее трёх вариантов будущих перспектив развития объекта:

-развитие при более благоприятных социально-педагогических условиях (оптимальная перспектива);

-развитие в ухудшающихся социально-педагогических условиях (пессимальная перспектива);

-условия остаются без изменений (средняя альтернатива).

Каждая перспектива обладает различным набором вариантов осуществления, которые влияют на моделирование объекта. Полученные прогнозные варианты развития социально-педагогического объекта являются входной информацией для разработки конкретных его моделей.

Моделирование - технология построения и изучения моделей как реально существующих предметов и явлений, так и конструируемых для определения или улучшения их характеристик. Сущность данной технологии заключается в том, что изучаемый и преобразуемый объект проходит три этапа изменений.

1.Этап формирования модели - связан с выделением в объекте основных свойств или процессов, структуры или функций, относительно которых будет проводиться преобразование. При этом отбираются наиболее существенные признаки, другие остаются вне поля зрения. Таким образом, социально-педагогическая модель объекта – упрощенный, ограниченный, содержащий лишь самые существенные стороны отображаемого объекта социально-педагогической практики образец.

К социально-педагогической модели предъявляются следующие требования:

-она должна быть объективным соответствием моделируемому объекту социально-педагогической практики

-должна обеспечивать опытную проверку получаемых результатов

-должна быть интерпретируемой в содержательных терминах социальной педагогики.

2.Этап преобразования модели – связан с изменением выделенных свойств социально-педагогической модели применительно к конкретным, отобранным, фиксированным социально-педагогическим условиям. Социальный педагог изучает и фиксирует изменения, возникающие в модели; выявляет взаимосвязь социально-педагогических условий и результатов; анализирует тенденции, появляющиеся в результате этой работы и др. Результаты изменений могут быть представлены в форме описания, схемы, таблицы, графика и т.д.

3.Этап переноса результатов на объект. Комплекс рекомендаций по изменению объекта, который был выработан на основе модели, практически реализуется по отношению к объекту социально-педагогической практики. При этом учитываются те упрощения, которые были сформулированы на первом этапе.

Разработанные модели конкретных социально-педагогических явлений представляют их в свёрнутом, ограниченном виде. Для «развертывания» моделей в «натуральную величину» как реальных подсистем систем социума требуется разработка их проекта.

Технология проектирования связана с формированием проекта будущего состояния объекта. Проект – прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта и его состояния.

В структуре проекта можно выделить следующие элементы (концепты), наполнение которых и составляет содержание проекта.

Теоретический концепт содержит основные теоретические положения, цели, задачи проекта.

Инфологический концепт включает требования к проекту, об условиях и сферах его реализации.

Нормативный концепт включает принципы проектирования:

-принцип завершенности (соответствия проекта основным требованиям, предъявленным к нему заказчиками, нормами культуры и общества);

-конструктивной целостности (полноты структурных элементов проекта, степени их проработанности и согласованности);

-реалистичности (возможности реализации проекта в заданных условиях);

-интерактивности (возможности коррекции проекта в процессе разработки и реализации).

Содержательный концепт предполагает описание тех положений, которые составляют суть проекта (структура проектируемого социально-педагогического объекта, его состав, функции, свойства и т.д.)

Технологический концепт включает описание технологии функционирования объекта и технологии воплощения проекта в жизнь.

Критериальный концепт предполагает описание критериев для оценки эффективности реализации проекта и функционирования нового объекта. Выделяют критерии ценности (социальной значимости, педагогической эффективности); конструктивной целостности (полноты структуры, проработанности частей, их согласованности); жизнеспособности (реалистичности, реализуемости, управляемости) и др.

Концепт формы характеризует форму существования проекта и формы его внедрения в массовое сознание людей.

Межпредметный концепт содержит описание связей проектируемого объекта с объектами, родственными по сути, и другими объектами социальной среды.

Таким образом, социально-педагогический проект является исходным результатом для следующей технологии- программирования.

Технология программирования представляет собой совокупность последовательных операций по составлению программы- комплекса мероприятий по реализации одной или нескольких целей развития объекта. Сущность программы заключается в подробном, детальном описании целей и содержания деятельности, мероприятий по реализации проекта преобразования объекта. В научной литературе и практической деятельности прочно заняли место и получили широкое распространение: научно-технические программы, программы научно-исследовательских работ, комплексные целевые программы преобразования объектов и т.д. Программирование является предварительной стадией преобразования объекта, предшествующей планированию.

Технология планирования представляет собой совокупность мероприятий (операций) по разработке плана, который выступает как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы выполнения работ, проведения мероприятий. В зависимости от целей, задач программы план социально-педагогической деятельности может иметь различные разделы, но внутри каждого из них выделяют конкретные позиции: цели, задачи, пути, направления, способы и методы, мероприятия, временные показатели, должностные лица, ответственные за выполнение конкретных разделов, необходимые ресурсы (материальные, финансовые, кадровые, научные, образовательные, методологические) и т.п. Поэтому можно сказать, что план представляет собой согласованные по целям преобразования объекта, места, времени и ресурсам содержание и порядок деятельности определённых субъектов данного процесса.

Технология реализации плана, конкретных мероприятий по преобразованию социально-педагогического объекта полностью обусловлена характером объекта, целями и задачами научно-преобразовательной деятельности и особенностями её сферы. Важно иметь в виду, что именно в процессе реализации преобразований социально-педагогического объекта завершается его перевод из одного (старого) в другое (новое) состояние. При этом происходит значительное (или незначительное) изменение практически всех свойств и характеристик - объект становится иным. По характеру преобразование является инновационным (инноватика - синоним слова «новообразование»). Инновационные изменения в объекте социально-педагогической практики, выполненные на основе плана, предполагает сопоставление полученных результатов с заранее намеченными целями. Здесь вновь потребуется технология диагностирования объекта (уже нового), реализуемая с помощью обратной связи.

И, наконец, последней в системе научно - преобразовательной деятельности является технология обратной связи, которая учитывает требования принципа интерактивности преобразовательного воздействия на объект. Под обратной связью понимают воздействие результатов функционирования какой - либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной, если ослабляет - отрицательной. Именно с помощью технологии обратной связи субъект получает информацию о «новом» социально-педагогическом объекте, т.е. об объекте, изменившемся в результате полноценного цикла преобразования настолько, что вновь подлежит диагностированию как на начальной стадии своего преобразования. Здесь вновь будет использована технология диагностирования. И так далее. В этом смысле можно утверждать, что данный цикл является замкнутым и что любой объект находится в процессе непрерывного преобразования.

Однако весь цикл научно- преобразовательной деятельности нуждается в непрерывном информационном обслуживании, что позволяет говорить о технологии информационного обеспечения социально- педагогической деятельности. Под информационным обеспечением понимается технология реализации целей и задач следующих процессов:

-изучение состава и основных характеристик потребителей информации, информационных потребностей субъектов деятельности;

-изучение состава проблем, интересующих субъекта преобразовательной деятельности, в процессе его работы с объектом;

-поиска источников информации, содержащих знание в соответствии с заявленными информационными потребностями субъекта;

-анализа имеющейся об объекте информации и формирование документа, содержащего сведения о нём, соответствующие информационным потребностям субъекта и пр.

Таким образом, описанные технологии являются общими, т.е. присущими любой социально-педагогической деятельности. Они распространяются на любой социально-педагогический объект. Вместе с тем, реализация плана социально-педагогической деятельности предполагает использование частных (специфических) технологий: социально-педагогических адаптации, компенсации, контроля, мобилизации, патронирования, помощи, пропаганды, профилактики, сопровождения, терапии, анимации, консультирования, коррекции, поддержки, посредничества, просвещения, реабилитации, стабилизации и экспертизы.

 

Приложение 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.043 с.)