Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социально-педагогической деятельности
Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы. Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Кроме метода в социально-педагогической деятельности широко используются понятия «прием» и «средство». Прием п онимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение и др. Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе. Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенной ситуации могут выступать средствами. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, СМИ и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы - это те пути, с помощью которых он это сделает. Наиболее широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.
Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу. Органическая часть убеждения - это требование. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это сделать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения.
Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, малолетние бродяги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиеническими навыками. Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и т.д.. Среди социально-педагогических методов, особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Их цель - сформировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Поощрение направлено на подкрепление положительных действий и поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение - удовлетворение, наказание - неудовлетворенность и стыд). Существуют некоторые правила успешности применения этих методов, которые необходимо знать социальному педагогу: поощрение и наказание должно быть направлено не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрение и наказание требуют уважительного отношения к ребенку. Социально-педагогическая технология - это практическая деятельность социального педагога, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств для достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста. Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана, поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз. Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый - такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное решение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями обо всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.
Если ему это не удается, тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, то есть самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу нужно знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое. По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможно следующее: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай - социальный педагог не смог или частично решил проблему ребенка. В этом случае необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы. Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Приложение 2. Технологические основы социальной педагогики (И.А.Липский /Социальная педагогика. Методологический анализ. Учб.пособие.- М., 2007.) Социально-педагогическая технология - это «особого рода программа деятельности социального педагога, его сотрудничества с индивидом или социальной группой в определенных условиях» (Социальная педагогика /Под ред. В.А.Никитина. М.,2000.С.41.), «целенаправленная, наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности по реализации специалистом методов, средств, приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком, группой в определенных условиях среды» (Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань,1999.С.13.).
Выделяют общие и специфические технологии социально-педагогической деятельности. К общим относятся технологии: диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, планирования, реализация целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социально- педагогической деятельности. В совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса социально-педагогической деятельности. Начальное место в научно-преобразовательной деятельности занимает технология социально-педагогического диагностирования. Цель технологии: установление факта совпадения единичного с целым. Сущность технологии: 1.отнесение изучаемого объекта к определённому классу объектов социальной педагогики. 2.взаимодействие социального педагога с объектом исследования. 3.определение в общем виде путей и направлений реконструкции этого социально-педагогического объекта. Полученный диагноз является основанием для оценки диагностированного социально-педагогического объекта. Следующей в научно-преобразовательной деятельности является технология оценивания и измерение объекта, его сторон, свойств, связей. При оценивании социально-педагогических объектов, явлений необходимо использовать шкалы наименований, номинальные, порядковые шкалы, шкалы отношений и разностей, а также математические методы и программы обработки результатов. Полученные качественные и количественные оценки являются входным результатом для прогнозирования возможных вариантов и перспектив развития исследуемого социально-педагогического объекта. Технология социально-педагогического прогнозирования заключается в поиске возможных перспектив развития социально-педагогического объекта. Технология социально-педагогического прогнозирования занимает следующее место в научно-преобразовательной деятельности социального педагога. Смысл прогнозирования: поиск возможных перспектив развития изучаемого социально-педагогического объекта. В качестве объекта социально-педагогического прогнозирования выступают: -цели и задачи социально-педагогического объекта; -содержание прогнозируемого социально-педагогического объекта; -критерии оценки и верификации прогнозируемого объекта; -методы и формы, составляющие ресурсно-методический профиль социально-педагогического прогноза. Результатом применения технологии прогнозирования является социально-педагогический прогноз - вероятное суждение о состоянии социально-педагогической практики в будущем. Любой прогноз предусматривает не менее трёх вариантов будущих перспектив развития объекта:
-развитие при более благоприятных социально-педагогических условиях (оптимальная перспектива); -развитие в ухудшающихся социально-педагогических условиях (пессимальная перспектива); -условия остаются без изменений (средняя альтернатива). Каждая перспектива обладает различным набором вариантов осуществления, которые влияют на моделирование объекта. Полученные прогнозные варианты развития социально-педагогического объекта являются входной информацией для разработки конкретных его моделей. Моделирование - технология построения и изучения моделей как реально существующих предметов и явлений, так и конструируемых для определения или улучшения их характеристик. Сущность данной технологии заключается в том, что изучаемый и преобразуемый объект проходит три этапа изменений. 1.Этап формирования модели - связан с выделением в объекте основных свойств или процессов, структуры или функций, относительно которых будет проводиться преобразование. При этом отбираются наиболее существенные признаки, другие остаются вне поля зрения. Таким образом, социально-педагогическая модель объекта – упрощенный, ограниченный, содержащий лишь самые существенные стороны отображаемого объекта социально-педагогической практики образец. К социально-педагогической модели предъявляются следующие требования: -она должна быть объективным соответствием моделируемому объекту социально-педагогической практики -должна обеспечивать опытную проверку получаемых результатов -должна быть интерпретируемой в содержательных терминах социальной педагогики. 2.Этап преобразования модели – связан с изменением выделенных свойств социально-педагогической модели применительно к конкретным, отобранным, фиксированным социально-педагогическим условиям. Социальный педагог изучает и фиксирует изменения, возникающие в модели; выявляет взаимосвязь социально-педагогических условий и результатов; анализирует тенденции, появляющиеся в результате этой работы и др. Результаты изменений могут быть представлены в форме описания, схемы, таблицы, графика и т.д. 3.Этап переноса результатов на объект. Комплекс рекомендаций по изменению объекта, который был выработан на основе модели, практически реализуется по отношению к объекту социально-педагогической практики. При этом учитываются те упрощения, которые были сформулированы на первом этапе. Разработанные модели конкретных социально-педагогических явлений представляют их в свёрнутом, ограниченном виде. Для «развертывания» моделей в «натуральную величину» как реальных подсистем систем социума требуется разработка их проекта. Технология проектирования связана с формированием проекта будущего состояния объекта. Проект – прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта и его состояния. В структуре проекта можно выделить следующие элементы (концепты), наполнение которых и составляет содержание проекта. Теоретический концепт содержит основные теоретические положения, цели, задачи проекта. Инфологический концепт включает требования к проекту, об условиях и сферах его реализации. Нормативный концепт включает принципы проектирования: -принцип завершенности (соответствия проекта основным требованиям, предъявленным к нему заказчиками, нормами культуры и общества); -конструктивной целостности (полноты структурных элементов проекта, степени их проработанности и согласованности); -реалистичности (возможности реализации проекта в заданных условиях); -интерактивности (возможности коррекции проекта в процессе разработки и реализации). Содержательный концепт предполагает описание тех положений, которые составляют суть проекта (структура проектируемого социально-педагогического объекта, его состав, функции, свойства и т.д.) Технологический концепт включает описание технологии функционирования объекта и технологии воплощения проекта в жизнь. Критериальный концепт предполагает описание критериев для оценки эффективности реализации проекта и функционирования нового объекта. Выделяют критерии ценности (социальной значимости, педагогической эффективности); конструктивной целостности (полноты структуры, проработанности частей, их согласованности); жизнеспособности (реалистичности, реализуемости, управляемости) и др. Концепт формы характеризует форму существования проекта и формы его внедрения в массовое сознание людей. Межпредметный концепт содержит описание связей проектируемого объекта с объектами, родственными по сути, и другими объектами социальной среды. Таким образом, социально-педагогический проект является исходным результатом для следующей технологии- программирования. Технология программирования представляет собой совокупность последовательных операций по составлению программы- комплекса мероприятий по реализации одной или нескольких целей развития объекта. Сущность программы заключается в подробном, детальном описании целей и содержания деятельности, мероприятий по реализации проекта преобразования объекта. В научной литературе и практической деятельности прочно заняли место и получили широкое распространение: научно-технические программы, программы научно-исследовательских работ, комплексные целевые программы преобразования объектов и т.д. Программирование является предварительной стадией преобразования объекта, предшествующей планированию. Технология планирования представляет собой совокупность мероприятий (операций) по разработке плана, который выступает как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы выполнения работ, проведения мероприятий. В зависимости от целей, задач программы план социально-педагогической деятельности может иметь различные разделы, но внутри каждого из них выделяют конкретные позиции: цели, задачи, пути, направления, способы и методы, мероприятия, временные показатели, должностные лица, ответственные за выполнение конкретных разделов, необходимые ресурсы (материальные, финансовые, кадровые, научные, образовательные, методологические) и т.п. Поэтому можно сказать, что план представляет собой согласованные по целям преобразования объекта, места, времени и ресурсам содержание и порядок деятельности определённых субъектов данного процесса. Технология реализации плана, конкретных мероприятий по преобразованию социально-педагогического объекта полностью обусловлена характером объекта, целями и задачами научно-преобразовательной деятельности и особенностями её сферы. Важно иметь в виду, что именно в процессе реализации преобразований социально-педагогического объекта завершается его перевод из одного (старого) в другое (новое) состояние. При этом происходит значительное (или незначительное) изменение практически всех свойств и характеристик - объект становится иным. По характеру преобразование является инновационным (инноватика - синоним слова «новообразование»). Инновационные изменения в объекте социально-педагогической практики, выполненные на основе плана, предполагает сопоставление полученных результатов с заранее намеченными целями. Здесь вновь потребуется технология диагностирования объекта (уже нового), реализуемая с помощью обратной связи. И, наконец, последней в системе научно - преобразовательной деятельности является технология обратной связи, которая учитывает требования принципа интерактивности преобразовательного воздействия на объект. Под обратной связью понимают воздействие результатов функционирования какой - либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной, если ослабляет - отрицательной. Именно с помощью технологии обратной связи субъект получает информацию о «новом» социально-педагогическом объекте, т.е. об объекте, изменившемся в результате полноценного цикла преобразования настолько, что вновь подлежит диагностированию как на начальной стадии своего преобразования. Здесь вновь будет использована технология диагностирования. И так далее. В этом смысле можно утверждать, что данный цикл является замкнутым и что любой объект находится в процессе непрерывного преобразования. Однако весь цикл научно- преобразовательной деятельности нуждается в непрерывном информационном обслуживании, что позволяет говорить о технологии информационного обеспечения социально- педагогической деятельности. Под информационным обеспечением понимается технология реализации целей и задач следующих процессов: -изучение состава и основных характеристик потребителей информации, информационных потребностей субъектов деятельности; -изучение состава проблем, интересующих субъекта преобразовательной деятельности, в процессе его работы с объектом; -поиска источников информации, содержащих знание в соответствии с заявленными информационными потребностями субъекта; -анализа имеющейся об объекте информации и формирование документа, содержащего сведения о нём, соответствующие информационным потребностям субъекта и пр. Таким образом, описанные технологии являются общими, т.е. присущими любой социально-педагогической деятельности. Они распространяются на любой социально-педагогический объект. Вместе с тем, реализация плана социально-педагогической деятельности предполагает использование частных (специфических) технологий: социально-педагогических адаптации, компенсации, контроля, мобилизации, патронирования, помощи, пропаганды, профилактики, сопровождения, терапии, анимации, консультирования, коррекции, поддержки, посредничества, просвещения, реабилитации, стабилизации и экспертизы.
Приложение 3.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.043 с.) |