Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения социально-педагогической адаптации как предпосылки для коррекции и реабилитацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В социально - педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Считается, что адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают трем условиям: 1) внешние воздействия являются для человека необходимыми, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент; 2) ответная перестройка организма и личности происходит в результате более или менее длительного Адаптивность - способность к приспособлению у разных людей различна. Зависит от особенностей строения и функционирования ЦНС, от физического, психического и нравственного здоровья человека. За уровнем адаптационных возможностей человека, его адаптивностью всегда стоит сложное взаимодействие биологических и социальных (внутренних и внешних) факторов, влияющих на его развитие. Адаптивность у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных качеств индивида. В настоящее время ученые связывают возможности адаптивности и уровень адаптации: - со структурно-функциональной организацией мозга; - с защитными силами организма (биоэнергетический потенциал); - с особенностями функционирования ЦНС. Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации: -генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования); -физическое здоровье человека; 3) его психический статус; 4) качества и черты личности, заложенные средой воспитания; 5) условия социальной среды, в которой находится человек. Равновесие между внутренними (биологическими) и внешними (социальными) условиями обеспечивает нормальный ход развития человека и его адаптацию. Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе: - отклонение в психофизическом развитии и здоровье; - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе (нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, неумение общаться, адекватно вести себя, низкая познавательная активность, ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности речи, движений и др.); - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности (недоразвитие произвольного внимания, памяти, слабость произвольной деятельности, недостаточное развитие моторики рук, несформированность пространственных ориентаций, нарушение координации в системе рука-глаз, низкий уровень развития фонематического слуха и т.д.). Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации: - нарушение экологического равновесия в окружающей среде; - ослабление репродуктивного здоровья девочек, рост числа женских заболеваний; - рост алкоголизма, наркомании; - низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи; - незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмигранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т.д.); - недостатки в медицинском обслуживании; - несовершенная система дошкольного воспитания, перегруженность, неадаптированность к ребенку школьных программ. Дезадаптация – срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных нарушений у детей в образовательном пространстве. Если же дезадаптация возникла, необходимо организовывать условия коррекции через компенсацию недостатков в развитии. Успешность компенсации будет зависеть: - от генетического потенциала; - от адекватности педагогических воздействий психологическим особенностям; - от собственных компенсаторных возможностей ребенка (количества сохранных функций и систем организма и их интеграция); - от конкретных требований, составляющих социально-психологический норматив социальной ситуации, в которой находится человек. Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений: - раннее диагностирование и вмешательство в ход аномального развития; - комплексный подход к коррекции; - адекватное обучение и воспитание; - повышение общего культурного развития и профилактическая работа с семьей; - специальная работа по развитию, формированию высших психических функций и личности ребенка. Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. В качестве научного понятия «школьная дезадаптация» пока не имеет однозначного толкования. Ее изучением в отечественной практике занимаются Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, М.М. Безруких и другие. Адаптация школьная (от лат. adaptio - приспособлять) – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному усвоению картины мира. Дети с недостатками в развитии и отклонениями в поведении не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, отставанием по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение. Школьной дезадаптацией следует называть только те нарушения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, связанные прямо или косвенно с обучением, учебной деятельностью, выполнением учебных заданий. Уровни школьной дезадаптации: 1. Педагогический - связан с проблемами ребенка в учебной деятельности. Он более очевиден для педагога. 1 этап - трудности в учении; 2 этап - пробелы в знаниях; 3 этап - отставание в освоении образовательного материала по одному или нескольким предметам; 4 этап - неуспеваемость частичная или общая; 5 этап - разрыв личностно значимых взаимоотношений. 2. Психологический - непосредственно проявляющийся в формировании характера, жизненных установок, направленности личности в целом на его социализацию (тревожность, незащищенность, пассивность, негативные способы психологической защиты - протест, конфликты и др., патология характера, социальная дезадаптация). 3. Физиологический - проявляется во влиянии школьных проблем на здоовье ребенка. Длительное пребывание организма в состоянии острого, хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению его структур (возникновению болезни) (В.П. Казначеев). Педагогические факторы, приводящие к школьной дезадаптации: - несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей; - несоответствие темпа учебной работы возможностям детей; - экстенсивный характер учебных нагрузок; - преобладание отрицательной оценочной стимуляции; - конфликтные отношения в семье, возникающие на основе школьной неуспешности; - несоответствие организации образовательного процесса нейрофизиологическим особенностям каждого ребенка; - неверное педагогическое взаимодействие в педагогическом процессе. - стрессовая тактика авторитарной педагогики; - раннее начало дошкольного систематического обучения; - несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся; - недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья; - педагогическая неграмотность родителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.007 с.) |