Менеджмент – совокупность современных принципов, методов, средств и форм – управления производством сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент – совокупность современных принципов, методов, средств и форм – управления производством сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности.



Деятельность менеджера – это управленческий процесс, а точнее, процесс целенаправленного взаимодействия с людьми с целью координации и согласованности их действий, направленных на достижение поставленных задач или на решение или локализацию возникающих проблем.

В широком смысле под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление - целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующееся и объединяющее совместную деятельность людей.

По своей сути социально-педагогическая деятельность представляет собой управление процессами развития личности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре конкретного учреждения.

Методы управления можно рассматривать как инструмент целенаправленной деятельности руководителя по достижению конкретных результатов работы какого-либо объекта.

Методы управления -способы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе достоверной информации и оптимально выбранные из системы возможных вариантов.

В работе социального педагога достаточно активно используются организационные методы управления.

Виды методов управления:

Методы принуждения. В своей основе подразумевают четкое выполнение законов, приказов, директив со стороны руководства, вырабатывают дисциплинированность, организованность, но не предоставляют возможности к развитию самостоятельности в совершении действий.

Методы побуждения. Нацелены на экономию средств и времени, повышение инициативы и самостоятельности Основой методов побуждения являются оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. Методы убеждения. Основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями личности. Управление – это деятельность субъектов, обеспечивающая целенаправленность и организованность (интегрированность) работы людей в любом учреждении.

Управление любой социальной организацией может быть направлено на создание, становление, функционирование и развитие этой организации.

Управление осуществляется с помощью четырех управленческих действий: планирования, организации, руководства и контроля.

Управление в любой социальной организации может быть полно спроектировано, описано, охарактеризовано и реализовано через функции управления, организационную структуру и организационный механизм.

Управление школой – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность (интегрированность) совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Целеполагание – процесс формирования цели, осуществляемый на основе анализа обстановки, выявления потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению; определения имеющихся ресурсов.

Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно образ желаемого (ожидаемого) результата, которого школа реально может достичь к четко определенному моменту времени. Всякая единичная цель должна обладать пятью основными свойствами:

1.полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;

2.операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);

3.временной определенностью;

4.реальностью (соответствием возможностями);

5.побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).

Философия школы – система ценностных устремлений, характеризующая общее мировоззрение, жизненное кредо школьного коллектива.

Организационная культура школы – это совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих привычный уклад жизни школы.

Организационная культура школы – это совокупность осознанных и неосознанных представлений сотрудников о способах деятельности, набор привычек, нормы поведения, запреты, ожидания, ценности, проявляющиеся и действующие в конкретном учреждении.

Управленческое поведение менеджера в образовательном учреждении детерминируют следующие «культурные» факторы:

1.показатели социокультурной специфики (властная дистанция, индекс тревожности, динамизм изменений, отношение к ценностям, к людям, к самому себе и др.);

2.доминирующая в образовательном учреждении организационная культура и способ ее существования (субкультуры успехов, неудач, конфронтации, личностное развитие);

3.представление менеджера об образовательном учреждении как объекте управления, сориентированном на внешние цели или живущем по законам саморазвития;

4.базовая «гипотеза» менеджера о личностных особенностях людей, работающих в учреждении.

Партисипативность – участие в управлении максимально возможного числа подчиненных, широкое привлечение учителей, учеников, родителей, спонсоров к работе в разных органах внутришкольного управления.

Демократичность управления включает рад проявлений:

-партисипативность;

-выборность руководителей;

-наличие коллегиальных органов управления; широкое использование процедуры голосования; подчинение меньшинства большинству при создании условий свободного волеизъявления меньшинства;

-гласность и открытость в принятии решений;

-доступ всех заинтересованных лиц к управленческой документации и информации и др.

Функционирование – деятельность по устойчивому воспроизведению прежнего опыта и ранее полученных результатов.

Развитие – это целенаправленный переход на более высокие, качественно отличающиеся уровни функционирования, порождающий прогрессивные изменения, в основе которых лежит механизм самодвижения.

Тенденция – преобладающая, устойчиво выраженная. Постоянно проявляющаяся направленность изменений в функционировании и развитии системы образования в целом или каких- либо ее компонентов (образовательных учреждениях, органов управления и др.).

Система образования – это совокупность следующих компонентов:

-преемственно реализуемых образовательных программ и стандартов;

-образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм;

-органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Важной составной частью социального управления является социальное планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем в единстве с обеспечением прогрессивных экономических преобразований. Это находит свое практическое проявление в планах социально-экономического (или экономического и социального) развития того или иного масштаба.

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый - ядро механизмов управления: составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также - самоуправлением (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Вторым компонентом является социальная самоорганизация, то есть спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третийорганизационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка; или же «подключить» спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией. В современных социокультурных условиях России развитие школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями.

Резервы теории педагогического менеджмента для управления: интенсивная психологизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха каждому члену школьного коллектива; освоение менеджмента позволяет уйти от вертикальной командно-административной системы управления и перейти к на горизонтальную, профессиональную систему сотрудничества. В основе такой системы корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно-ориентированный подход к его деятельности; педагогический менеджмент доказывает возможность развития каждой личности. Реальное профессиональное знание по менеджменту требует осознания трех принципиально различных инструментов управления:

1.организация, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и т.д.);

2.культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведений, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе;

3.рынок, то есть равноправные отношения по горизонтали. Основанные на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В современных условиях менеджмент должен использоваться меньше как система власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше как ресурс развития горизонтальной организационной системы. В теории менеджмента выделяются в основном следующие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Взаимосвязь и взаимодействие функций управления как видов целенаправленной деятельности можно представить на нижеследующей схеме. Все функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности, и в то же время все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системы. Мотивационно - целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы. Средства, воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и оценки на диагностической основе фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Стратегические планы имеют следующие особенности:

-субъективны по своей природе и основаны на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряжены с некоторой степенью неопределенности и риска;

-являются вершиной системы планов, т.к. характеризуют основное назначение организации (миссию), ее цели и стратегии;

-служат ориентиром для всех прочих планов;

-каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом планов тактического уровня.

Тактические планы характеризуются следующим:

-служат основным инструментом реализации стратегических планов;

-разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами, «в их развитии»;

-при их разработке реализуется принцип «кто должен выполнять планы, тот их и разрабатывает» (особенно важно учитывать эту характеристику при разработке плана работы на текущий учебный год, вовлекая в процесс планирования всех членов коллектива, а не «спускать план сверху»;

рассчитаны, как правило, на более короткий период времени, стратегические планы, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно скорое принятие мер по выявленным отклонениям.

Оперативные планы имеют следующие характеристики:

-служат основным инструментом реализации планов тактического уровня;

-направлены на реализацию операционных целей;

-максимально детализированы, соотнесены с конкретным сроком реализации;

-разрабатываются конкретными исполнителями.

Контрольсоциально-педагогической деятельности. Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности. Существует два пути определения степени эффективности. Первый - это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Второй рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты).

Приложение 1.

Особенности традиционного и стратегического планирования

№ п/п Типы планирования
Традиционное Стратегическое
1.   2.   3.     4.     5.     6. Отсутствие вариативности.   Организация планирования «сверху вниз». Отсутствие мотивирующего характера плана.   Непереформулирование целей.     Ориентация на однажды намеченный результат.   Соотношение планов в большей степени с материальными ресурсами.   Ориентация на внутренние ресурсы организации.   Планирование альтернативных вариантов развития. Организация планирования «снизу вверх» Мотивирующий характер плана.     Непрерывное переформулирование целей (в пределах миссии).   Определение конкретных промежуточных рубежей. Мониторинг.   Соотношение планов в большей степени с человеческими ресурсами.   Учет как внутренних, так и внешних ресурсов.  

 

Приложение 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.02 с.)