Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 12. Становление и развитие классической дидактики (Я.А.Коменский, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци). Процесс обучения: закономерности, принципы, функции, структураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «Дидактика» появился у немецкого педагога В. Ратке, назвавшего свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания». Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Я.А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей («Великая дидактика», 1657). Теория обучения Коменского построена в соответствии с принципом природосообразности воспитания. В эпоху Просвещения, когда особое значение приобрело гуманистическое начало в философии, Ж.Ж. Руссо оказал влияние на признание дидактикой потребностей ребёнка, его запросов, актуальных интересов. И.Г. Песталоцци усилил внимание к такой цели обучения, как развитие всех сил и способностей человека, порицая все формы одностороннего воспитания. К концу 18 – началу 19 вв. в классической педагогике определились две теории школьного образования. Представители теории формального образования (И.Ф. Гербарт и его последователи) главной задачей обучения считали умственное развитие учащихся. Полагая особенно важным психолого-дидактический анализ процесса усвоения знаний детьми, происходящего под руководством учителя, Гербарт выделил два основных акта умственной деятельности – углубление и осмысливание, заключающиеся в выявлении и соединении отдельных частей. Рассматривая проблемы соотношения обучения и воспитания, Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение». Сторонники теории материального образования основную цель обучения видели в вооружении учащихся полезными для жизни знаниями, которые обеспечивают развитие познавательных способностей. Борьба за преобладание в школьном образовании реальных знаний имела прогрессивное значение. Проблема соотношения материального и формального образования стала актуальной в наше время, особенно в связи с задачей формирования интеллектуального потенциала общества. Характеристика процесса обучения Обучение (Бабанский) – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование, вносится вклад в воспитание и развитие личности. Обучение (Оконь) – совокупность действий, внешних и внутренних, позволяющих людям узнавать природу общества, культуру, принимать участие в их формировании, обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение профессиональной классификации. Структура обучения Преподавание – деятельность учителя по → передаче информации; → организации учебно-познавательной деятельности; → оказании помощи при затруднении в процессе учения; → стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся; → оценки учебных достижений учащихся + анализ. Учение – деятельность ученика по → освоению, закреплению, применению знаний, умений и навыков; → мотивации решения учебных задач, самооценке учебных достижений; → освоению личного смысла и социальной значимостей культурных ценностей человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Цель учения: познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результат: полученные знания, умения и навыки, общее развитие учащихся. Внутренние критерии эффективности обучения: · успешность, о которой судят по академической успеваемости, находящей отражение в баллах. · качество знаний и степень наработанных умений и навыков. · уровень развития обучающегося (уровень обучаемости и обученности). Обучаемость – приобретенная учащимся внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиями в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения — это общая способность к усвоению знаний. Обученность – запас усвоенных понятий и способов деятельности. Т.е. система знаний умений и навыков, соответствующая норме. Под нормой предполагается заданный результат. Внешние критерии эффективности обучения: · степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности; · темпы роста процессов самообразования как пролонгированный эффект обучения; · уровень образованности или профессионального мастерства; · готовность повысить уровень образования. Модель образования по Ю.К. Бабанскому Процесс обучения: 1. Целевой компонент. Осознание педагогами и принятие учащимися цели предмета. 2. Стимулирующий мотивационный компонент. 3. Содержательный компонент. 4. Операционально-деятельностный компонент. 5. Контрольно-регулировочный компонент. Контроль, коррекция хода поставленных задач. 6. Оценочно-результативный компонент.
Модель И.П. Подласова:
· Дидактический компонент. Обобщает содержательно-процессуальные характеристики обучения (цели, содержания, виды, средства) · Психологический компонент. Внутренняя, психическая деятельность учащегося в процессе обучения. · Кибернетический компонент. Отражает многообразие связей в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков и усвоение информации. · Организационный компонент. Учебный процесс в аспекте интеллектуального труда, его · организации и материально-технического оснащения. · Гносеологический компонент. Определяет процесс обучения в аспекте познания учащимися · объективной действительности, фактов, законов природы и общества, самих себя. · Социологический компонент. Охватывает отношения между участниками учебного процесса, общие социальные взаимосвязи. · Вопрос 13. Современные подходы к отбору и конструированию содержания образования. Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, программы и учебники в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Содержание образования определяется как совокупностью систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества. При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). В последние годы в образовательной практике используется подход к определению содержания образования, предложенный Н.Е. Щурковой. Принципы и критерии отбора содержания общего образования В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским. Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Государственный образовательный стандарт Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня: федеральный, национально-региональный, школьный. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности школьника в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Школьный компонент отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они образовываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Р.Ф. Существует 2 типа учебных планов школы: → собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); → рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно. В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.013 с.) |