Вопрос 2. Методология педагогической науки и деятельности. Методы научно-педагогического исследования и их применение в работе школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Методология педагогической науки и деятельности. Методы научно-педагогического исследования и их применение в работе школы



Любое научное исследование опирается на определенную сово­купность теорий, положений,концепций, составляющих его ос­нову.

Объективной основой для разработки педагогических идей является философия. Именно она определяет общий подход, на­правленность, указывает метод познания педагогических явле­ний, а потому называется методологической основой педагогики. Методология — это "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности". В педагогике, как и в других науках, методология – организующее начало исследований.

Во всем мире системно-структурный (структурно-системный) подход признан универсальным направлением научного анализа. Согласно этому подходу все, что подлежит изучению, рассматри­вается как обособленная система, и в ее пределах проводится исследование интересующих педагогов качеств и характеристик. Для всех педагогических систем установлены общие свойства: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабиль­ность, прогностичность, преемственность, целостность. Систем­но-структурный подход — главный принцип рассмотрения педа­гогических теорий, технологий, инноваций.

К числу важных методологических принципов относятся личностный и деятельностный подходы. Первый утверждает главной ценностью воспитания личность и требует признания ее уникальности, интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Воспита­тельный процесс направляется на удовлетворение поддерживаемых обществом потребностей личности. При втором подходе исходят из того, что личность формируется и развивается только в деятель­ности, что требует такой организации последней, при которой все вместе и каждый в отдельности получили максимальные условия для развития своих способностей и дарований.

К методам научно-педагогического исследования, применяемым в работе школы относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы и т. д.

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные его отличия: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;. 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются; 4) результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью этого метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому метод нередко называют еще "историческим". Он тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также «архивным».

Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов, конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, ус­тавы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материа­лы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В процессе научно-педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитатель­ный процесс. Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится множество объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зави­симости, взаимосвязи изучаемых явлений.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефе­ратов, отчетов, результатов эстетического и технического творчест­ва — опытному исследователю скажет о многом. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклон­ности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности — это лишь небольшой перечень воспита­тельных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректно­го использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов. Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный. Он может быть длительным или кратковременным. Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива.

Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу. Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Это: регистрация, ранжирование, шкалирование. Статистические методы применяются при обработке массового материала – определении средних величин полученных показателей. Прикладное (научно-практическое) исследование предполагает ряд стадий: подготовительная, практическое решение проблемы, количественная обработка данных, их интерпретация, формулирование выводов и предложений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.007 с.)