Вопрос 14. Понятие о методах, средствах обучения, подходы к классификации методов общения в современных дидактических концепциях ( Бабанский, Лернер, Скаткин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14. Понятие о методах, средствах обучения, подходы к классификации методов общения в современных дидактических концепциях ( Бабанский, Лернер, Скаткин)



Метод деятельности (лат. путь к чему-либо) - способ её осуществления, который ведет к достижению поставленной цели.

Метод обучения (м.о.) - упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификации методов обучения связана с выбором различных оснований, отражающих аспекты обучения.

Перцептивный подход(Голант, Верзияин, Шаповаленко и др .) –основание – источник информации, характер её восприятия выделяют словесные, наглядные, практические м.о., отражающие как деятельность учителя (рассказ, лекция, упражнение и пр.) так и учащихся (слуховые, зрительные, моторные, восприятия).

Управленческая концепция (Данилов, Есипов) основание – дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы приобретения знаний, формирования умений, навыков, закрепления, проверки ЗУН и др.

Логический подход (Алексюк) основание – логика изложения материала учителем и логика восприятия его учащимся, которая м.б. индуктивной, и дедуктивной отсюда и соответствующие м.о.

Кибернетический подход (Ильина, Ланда и пр) основание – способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи. Методы алгоритмизации и программированного обучения.

Гностический подход (Лернер, Снаткин) основание – характер познавательной деятельности учащегося, согласно которому м.о.: репродуктивные (информационно-рецептивные, репродуктивные), и продуктивные проблемного изложения, эвристические, исследовательские.

Ю.К.Бабанский предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определённого круга педагогических, учебных задач. 3 больших группы методов обучения (м.о.):

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (источники) индуктивные и дедуктивные (логика), репродуктивные и проблемно-поисковые(мышление); методы самостоятельной работы под руководством преподавателя (управление)

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

М.о. применяются в единстве с определёнными средствами обучения (дидактические средства) Под ними понимаются учебные, наглядные пособия, демонстрационные устройства, ТСО и др, «средства обучения» имеют и более широкий смысл – это все то, что способствует достижению целей образования, т.е вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира, они, как и методы выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Дидактические средства как для учителя, так и для учащихся.

Под обучением следует понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления пед. процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Л. С. Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребёнка – актуальное развитие как наличный уровень подготовленности ученика (то, что ребёнок может выполнить сам), и ближайшее развитие - (то, что ребенок может выполнить с небольшой помощью). Обучение и развитие тесно связаны. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, развитие личности в процессе обучения обеспечивается: 1.обобщением личного опыта учащегося, 2 осознание (рефлексия) процесса общения, соблюдение этапов развития личности.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сили творческих способностей.

Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.

При стихийном обучении, которое исторически опережает обучение институциональное, организуемое в школе, преобладали методы, основывающиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия (например, трудовые), ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились методы словесные, которые особенно заметно доминировали в средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одним из основных методов.

Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В.И. Андреев). Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я. Голант, Н.М. Верзплин, С.Г. Шаповаленко и др.). Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А.Н. Алексюк).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др)

Существует обоснованная классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования.

Метод обучения может играть определяющую и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания.

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Так, методы информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобразительных средств, предъявления алгоритмов; репродуктивный предполагает повторение учащимися предварительно показываемых учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач: Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.

Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия "методы", их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.

Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими. Целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.

 

 

Метод Деятельность учителя Деятельность учащегося
Информационно-перцептивный Предъявление информации Восприятие знаний, осознание, запоминание
Репродуктивный Составление и предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Контроль Актуализация знаний. Воспроизведение знаний по образцам
Метод проблемного изложения Постановка проблемы и раскрытие путей ее решения Восприятие знаний. Осознание значимости проблемы.
Эвристический метод Постановка проблемы. Предъявление задач. Планирование шагов решения Восприятие, осмысление, актуализация, самоконтроль.
Исследовательский метод Составление и предложение задач и поиск их решений Усмотрение проблемы. Осмысление. Планирование. Самоконтроль

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.007 с.)