Вопрос 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Зарождение научной педагогики, основные этапы её развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Зарождение научной педагогики, основные этапы её развития.



Большая часть воспитательных систем разграничивает воспитание на отдельные сферы: умственное, эстетическое, трудовое, политехническое, художественное, физическое, экономическое и др.

Практически все подходы и концепции ориентированы на развитие человека как целостной личности в ее нравственном, физическом, трудовом, правовом, экономическом, философском, художественном, политехническом, политическом и других аспектах. Особый акцент делается на ценностном ядре воспитания.

Главный результат воспитания - разностороннее развитая личность.

К задачам воспитания также относится:

1. целостное формирование личности с учетом цели (дальняя: всесторонне развитая личность, все виды деятельности базовой, духовной культуры: - нравственная культура, физическая, интеллектуальная, трудовая, правовая, религиозная, культура общения).

средняя: базовое образование,

оперативная:

1.забота о здоровье, нравственности, развитие способностей,

2. приобщение к общечеловеческим ценностям в области морали, науки, искусства, труда;

3. развитие интеллекта;

4. коллективное взаимодействие в различных объединениях;

5. формирование волевой сферы;

6. нейтрализация негативных черт в личности.


Вопрос 6. Содержание деятельности классного руководителя: формы и методы работы с учащимися класса. Технологии коллективной творческой деятельности

 

Классный руководитель назначается директором, подчиняется директору и работает под руководством заместителя директора по воспитательной работе.

Основные нормативные документы классного руководителя.

Письмо Министерства Образования РФ «Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя» 2006 год.

Задачи деятельности классного руководителя:

Воспитатель

Здоровье

нравственность

способности

Содержательная сторона работы кл. руководителя определяется общими задачами воспитания, реализуется через направления деятельности; основано на концепции воспитания системы школы.

КОНЦЕПЦИЯ Н.Е. ЩУРКОВОЙ.

Важнейшие виды деятельности в содержании классного руководителя.

Спортивная, ценностно-ориентированное, художественно-творческая, познавательная, трудовая, общественная.

Нормативно правовые акты определяющие деятельность классного руководителя. Журнал, направленность на индивидуальную и коллективную деятельность, педагог защитник и помощник своих воспитанников.

Полномочия. Имеет право - получать информацию о психическом и физическом здоровье детей. Контроль посещаемости, успехов и т.д.

Не имеет право унижать личное достоинство учащихся, использовать учащихся, злоупотреблять доверием ребенка, обсуждать коллег с детьми.

Отчетность – классный журнал, план воспитательной работы, дневники учащихся, личные дела учащихся. Разработка воспитательных мероприятий.

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка. Изучение интересов и способностей, сфер дарования ребенка. Организация групповой и коллективной. деятельности. Соблюдение прав воспитанника.

Обязанности классного руководителя. Организация учебно-воспитательного процесса в классе. Вовлекать детей в систематическую работу класса и школы, фиксировать отклонения в развитии поведения детей и осуществлять коррекцию, помощь в решении острых семейных проблем, содействовать социальной и правовой защите детей, вовлекать в воспитательную деятельность родителей и разных специалистов, постоянно повышать профессиональный уровень.

Условия работы. Из КЗОТа (кодекс законов о труде) ставка полная 18 часов.

Пол ставки 9 часов. Четыре раза в неделю контроль, один раз в неделю - классный час

(разный по форме проведения)

Воспитательные мероприятия не менее 2-3 раз в месяц. Одно родительское собрание в четверть. Отчет о работе классного руководителя раз в полугодие (устная или письменная форма). Во время каникул работа классного руководителя идет по соглашению с директором. Ведение кружков и семинаров оплачивается.

Межнациональные отношения.

Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и морали.

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи и всего наследия страны.

Эта задача четко определена в Концепции Государственной национальной политики Российской федерации. В ней подчеркивается необходимость обеспечить реализацию в системах дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, в воинских коллективах программ и курсов по вопросам воспитания культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовными богатствами народов России.

Уровни межнациональных отношений в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

Патриотизм как моральный принцип, как социальное и нравственное качество, включает любовь к Родине и родным местам, родному языку; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участвовать в трудовой деятельности, сочетая личные и общественные интересы.

Гражданственность - интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится.

К основным компонентам гражданственности относят политическую, правовую, духовно-нравственную, трудовую культуру человека, проявляющуюся в чувстве собственного достоинства, уважении и доверии к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернациональных чувств.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.
Патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Основными задачами патриотического воспитания в современных условиях являются: создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости, за свою страну; воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процес с взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Главными средствами и формами формирования патриотизма являются: урок, семинары, факультативы, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа.

На основе региональных программ разрабатываются конкретные программы воспитания школьника как гражданина. Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.


Вопрос 9. Педагогические основы формирования нравственной культуры школьни­ков. В.А.Сухомлинский о нравственном воспитании учащихся.

 

Нравственная культура - компонент базовой культуры лич­ности. Она является одним из главных оснований духовной жизни общества.

Мораль - это ценностное ядро духовной культуры личности. В ней выражается стремле­ние человека к высшему стандарту, к самосовершенствованию.

Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. От того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности.

Василий Александрович Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разраба­тывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» говорится, что «ка­ждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен по­стичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Сухомлин­ский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания.

Ис­ходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собст­венной совестью. Сухомлинский утверждал, что необходимо нау­чить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь - нравственное право, же­лать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний - один из са­мых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни». Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культу­ры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливает­ся в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных».

Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получив­ший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Образова­ние перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность - практическую и нравственную - к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь». Он создал целую тео­рию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же - школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы. Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения шко­лы и семьи, как он это называл - «содружество семьи и школы».


Структура обучения

Преподавание – деятельность учителя по

→ передаче информации;

→ организации учебно-познавательной деятельности;

→ оказании помощи при затруднении в процессе учения;

→ стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

→ оценки учебных достижений учащихся + анализ.

Учение – деятельность ученика по

→ освоению, закреплению, применению знаний, умений и навыков;

→ мотивации решения учебных задач, самооценке учебных достижений;

→ освоению личного смысла и социальной значимостей культурных ценностей человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Цель учения: познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

Результат: полученные знания, умения и навыки, общее развитие учащихся.

Внутренние критерии эффективности обучения:

· успешность, о которой судят по академической успеваемости, находящей отражение в баллах.

· качество знаний и степень наработанных умений и навыков.

· уровень развития обучающегося (уровень обучаемости и обученности).

Обучаемость – приобретенная учащимся внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиями в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения — это общая способность к усвоению знаний.

Обученность – запас усвоенных понятий и способов деятельности. Т.е. система знаний умений и навыков, соответствующая норме. Под нормой предполагается заданный результат.

Внешние критерии эффективности обучения:

· степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

· темпы роста процессов самообразования как пролонгированный эффект обучения;

· уровень образованности или профессионального мастерства;

· готовность повысить уровень образования.

Модель образования по Ю.К. Бабанскому

Процесс обучения:

1. Целевой компонент. Осознание педагогами и принятие учащимися цели предмета.

2. Стимулирующий мотивационный компонент.

3. Содержательный компонент.

4. Операционально-деятельностный компонент.

5. Контрольно-регулировочный компонент. Контроль, коррекция хода поставленных задач.

6. Оценочно-результативный компонент.

 

Модель И.П. Подласова:

 

· Дидактический компонент. Обобщает содержательно-процессуальные характеристики обучения (цели, содержания, виды, средства)

· Психологический компонент. Внутренняя, психическая деятельность учащегося в процессе обучения.

· Кибернетический компонент. Отражает многообразие связей в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков и усвоение информации.

· Организационный компонент. Учебный процесс в аспекте интеллектуального труда, его

· организации и материально-технического оснащения.

· Гносеологический компонент. Определяет процесс обучения в аспекте познания учащимися

· объективной действительности, фактов, законов природы и общества, самих себя.

· Социологический компонент. Охватывает отношения между участниками учебного процесса, общие социальные взаимосвязи.


· Вопрос 13. Современные подходы к отбору и конструированию содержания образования. Государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, программы и учебники в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

 

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности.

Содержание образования определяется как совокупностью систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества.

При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

В последние годы в образовательной практике используется подход к определению содержания образования, предложенный Н.Е. Щурковой.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским.

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

Государственный образовательный стандарт

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня: федеральный, национально-региональный, школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности школьника в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др.

Школьный компонент отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они образовываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Р.Ф.

Существует 2 типа учебных планов школы:

→ собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

→ рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.


Компьютерное обучение.

Определились главные направления эффективного использования ЭВМ. В их числе два важнейших:

—повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и др.), обеспечение ориентирования на ре­зультат процесса;

—развитие общих когнитивных способностей — решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка.

Программированное обучение и пришедшее ему на смену ком­пьютерное основываются на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и по­следовательность учебной деятельности, необходимые для полно­ценного усвоения знаний и умений.

Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполне­ния мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффек­тивность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслитель­ной деятельностью.

Качество компьютерного обучения определяется двумя основными факторами:

качеством обучающих программ и

качеством вычислительной техники.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Организационные формы обучения классифицируются по раз­личным критериям:

количеству учащихся,

месту учебы,

продол­жительности учебных занятий и др.

По первому критерию выде­ляются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы — школьные и внешкольные. К школьным относятся занятия в школе (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участ­ке, в лаборатории и т. п., а к внешкольным — домашняя само­стоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.

По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное за­нятие (70 мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уро­ки «без звонков» произвольной длительности.

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очерти­ли отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретичес­кие основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

—постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

—каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

—учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимо­связанных, следующих одна за другой частей (уроков);

- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

—постоянное чередование уроков (расписание);

—руководящая роль учителя (педагогическое управление);

—применение различных видов и форм познавательной дея­тельности учащихся (вариативность деятельности).

Среди общих требований, которым должен отвечать качест­венный современный урок, выделяются следующие:

• Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе законо­мерностей учебно-воспитательного процесса.

• Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

• Обеспечение надлежащих условий для продуктивной по­знавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

• Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

• Связь с ранее изученными знаниями и умениями

• Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

• Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспита­тельной деятельности.

• Эффективное использование педагогических средств.

• Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

• Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

• Формирование умения учиться, потребности постоянно по­полнять знания.

• Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образовательным) требованиям отно­сятся четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимиза­ция содержания с учетом социальных и личностных потреб­ностей, внедрение новейших технологий познавательной дея­тельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока, сочетание различных форм коллективной деятельности с само­стоятельной деятельностью учащихся, обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления, научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательныетребования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы, воспитание учащихся на общечеловеческих цен­ностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнитель­ности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др., внимательное и чуткое отно­шение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающимтребованиям относятся формирование и развитие у учащих­ся положительных мотивов учебно-познавательной деятельно­сти, интересов, творческой инициативы и активности, изучение и учет уровня развития познавательных возможно­стей учащихся, проектирование «зон ближайшего развития», проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, сти­мулирование наступления новых качественных изменений в развитии, прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих пе­ремен.

Выделяются следующие типы уроков:

—комбинированные (смешанные);

— изучения новых знаний;

—формирования новых умений;

—обобщения и систематизации изученного;

—контроля и коррекции знаний, умений;

— практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина,
В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строе­ние, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного. На комбинированном уроке учитель может достичь несколь­ких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и приме­нимым для решения большого круга учебно-воспитательных за­дач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75—80% общего числа всех прово­димых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с за­кономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным усло­виям. Для учащихся начальной школы его длительность со­кращается до 30 мин. с учетом объема произвольного внима­ния учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями.

Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей.

Комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познаватель­ной деятельности. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: зна­чительно возрос объем материала, изучаемого на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока сни­зилась.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, фор­мирования новых умений, обобщения и систематизации зна­ний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, приме­нения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все эти типы представляют собой «укороченный» комбиниро­ванный урок. Структура их состоит обычно из трех частей: организации работы (1—3 мин); главной части — формиро­вание, усвоение, повторение, закрепление, контроль, приме­нение и т. д. (35—40 мин); подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).

С середины 70-х гг. XX в. в отечественной школе обнаружи­лась опасная тенденция к снижению интереса школьников к за­нятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педа­гоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбужде­ние и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Не­стандартный урок — это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой. Мнения педагогов на нестандарт­ные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогичес­кой мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нару­шением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Среди них уроки «погружения», деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, теат­рализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы, диалоги и многие другие.

Формула эффективности урока состоит из двух частей: тща­тельности подготовки и мастерства проведения. Плохо сплани­рованный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качествен­ным быть не может.

Подготовка урока — это разработка ком­плекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этап а: диагно­стики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. В основе — алгоритм подготовки урока, последовательное выпол­нение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего за­нятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон­кретных условий. Диагностика — это «прояснение» всех обстоя­тельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учеб­ного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат вре­мени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и системати­зацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно видно действие факторов, определяющих эффективность заня­тия. Качество ожидается в том случае, когда факторы находят­ся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариан­тов проведения будущего урока и выбор из них оптимально­го по принятому критерию.

Современная технология прогно­зирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, при­нимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, есте­ственно, снижает этот идеальный показатель. Величина по­терь (определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключи­тельному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние кото­рых он может менять.

Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.097 с.)