Вопрос 19. Идея свободного воспитания в истории педагогики. Становление и развитие теории свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19. Идея свободного воспитания в истории педагогики. Становление и развитие теории свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий)



Основоположником теории естественного, свободного воспитания является швейцарский (французский) педагог Жан Жак Руссо (главные произведения: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «Общественный договор», «Эмиль, или О воспитании»).

Важнейшие положения этой теории:

- человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и

назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом воспитанием человек в его естественном состоянии;

- естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку;

- свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель;

- воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться; ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он,

движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы;

- чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к

развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении;

- воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Идею естественного, свободного воспитания развил Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - гениальный писатель мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859 - 1862), названный Толстым временем "трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.

После завершения работы над романом "Война и мир" (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, работа в Яснополянской школе.

После завершения романа "Анна Каренина" наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого. Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом.

Наиболее яркими представителями концепции свободного воспитания в России помимо Л.Н.Толстого были Константин Николаевич Вентцель (1857 - 1947) и Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934). Они видели богатство личности в ее неповторимости, самоценности, а понятие "личность" ими нередко употреблялось как синоним понятия "индивидуальность" и понималось не как сумма определенных свойств и черт ребенка, а как нечто целостное, как "реальный факт", по словам К.Н. Вентцеля. Отсюда вытекала направленность воспитания - на сохранение и развитие "я" ребенка К.Н. Вентцель и СТ. Шацкий сформулировали ряд принципов, иерархически зависимых друг от друга, одним из которых стал принцип самоценности детства. Этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам, требующим специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов. Разрабатывая принцип самоценности детства, авторы этой концепции сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка.

Весь учебно-воспитательный процесс должен был строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка, в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это соответствует и принципу природосообразности, позволяя обеспечить развитие личности сообразно с ее внутренней сущностью. Важнейшим природосообразным путем воспитания признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность: Познавательную художественно-творческую, игровую, труд, общение. Сторонники свободного воспитания, рассматривая ребенка как биосо­циальное существо, сформулировали основные положения, учет которых в образовательно-воспитательном процессе должен был способствовать более эффективному развитию личности: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе обучения и воспитания, однако сам учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к конкретным узким социальным рамкам жизни, школа может и должна участвовать в преобразовании среды (Шацкий), воспитание должно быть нацелено на формирование в личности качеств социального творца (Вентцель), в условиях негативного влияния среды на свободное творческое развитие личности ребенка возможно организовать воспитание и обучение в особо созданной среде для детской жизни.

Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу.

Принцип свободы предполагал отличную от государственной школы организацию всего учебно-воспитательного процесса; отказ от всех внутришкольных факторов давления на ребенка: обучение без отметок, экзаменов; создание атмосферы доброжелательности; вера в силы ребенка и его возможности; опора на естественные мотивы в обучении; отсутствие у детей страха перед физическим наказанием, или моральным унижением; предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т. д.

Сторонники свободного воспитания заявляли о необходимости освобождения школы из-под контроля государства, независимости от классовых, политических, церковных интересов. Наиболее радикальной в этом плане была позиция Вентцеля. Сторонников концепции свободного воспитания отличало понимание важности социальной среды, в том числе различных социальных институтов, в процессе становления и развития личности.

Принцип учета социальной среды позволял им решать проблемы социализации ребенка, предполагая необходимость помощи детям в их адаптации к условиям конкретной социальной среды, в ее освоении, в овладении ценностями, нормами, присущими данному обществу, и в то же время в сохранении своей автономности, своей внутренней свободы, своего "я". Наиболее ярка это требование было сформулировано Вентцелем. Особое внимание Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка.

Идея детского труда проходит через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого. Концептуально осмысливая место труда в детской жизни, он пришел к мысли, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности. Труд, игра, искусство - эти три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

 

Вопрос 20. Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20в. Основные реформы образовательной политики 20в.

В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике произошли существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские учреждения). Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное бюро просвещения. В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество имени Бине (Франция) и пр.

Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Потребность в обновлении школы и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в одну из важных национальных проблем ведущих стран мира.

Незыблемые до того теории, прежде всего гербартианство, спен-серианство, оказались под вопросом. Направленные главным образом на формирование культуры мышления, эти традиционные концепции предусматривали жесткое управление педагогическим процессом, отводя в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного образования, порождали авторитарное вмешательство в процесс учения, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая их инициативу регламентированием.

Первая половина XX столетия прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции школы и педагогической мысли.

К реформаторам можно отнести:

1. «Школы труда». Концепция реального образования приобретает еще более широкие теоретические потенциалы, осуществляется в различных направлениях экспериментальной и практической деятельности. Движение сторонников «трудовой школы» стыкуется с педагогикой «гражданского воспитания». Виднейшим представителем, идеологом этого движения и его теоретиком был Георг Кершенштейнер (1854—1932 гг.). Он видел его главную цель в формировании у детей таких характерологических качеств, которые с точки зрения предпринимателя более всего должны быть свойственный наемному рабочему — старательность, честность, добросовестность и т.п. Такие качества, как предполагал Кершенштейнер, важны для любой профессиональной деятельности.

2.Значительный вклад в теорию и практику «школы труда» и в целом в концепцию реального образования внес виднейший американский философ и педагог Джон Дьюи (1859—1952 гг.). Методологической основой его педагогической теории является философия прагматизма (от грсч. «прагма» — дело, действие), в частности разработанная им разновидность этой философии — «инструментализм». Экспериментальную проверку своих идей и принципов Дьюи организовал в специальной школе-лаборатории, созданной им при Чикагском университете (1896—1904 гг.). Воспитание рассматривалось Дьюи как система формирования молодых людей, оптимально приспособленных к жизни в условиях «свободного предпринимательства». Идейный источник такого понимания воспитания — положение прагматической (инструментальной) философии о том, что всякая теория лишь средство приспособления, «инструмент для действия», и критерием ее является практическая полезность, а не объективная истинность.

3) «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания. Всю жизнь Монтессори неустанно пропагандировала свой метод, ее книги оказали большое влияние на работу детских садов в капиталистических странах. Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми "в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях". Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работы дошкольных учреждений систематические (ежемесячные) антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей. Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: тяжелые парты были заменены легкой, по росту детей мебелью (столами, стульчиками, шкафчиками для пособий), внесено гигиеническое и трудовое оборудование (низенькие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей, шкафчики для хранения предметов самообслуживания, специальные столы для мытья посуды). В странах социализма создана научная система дошкольного воспитания, которая впитала в себя все лучшие достижения мировой педагогики и продолжает внимательно прислушиваться к передовой теории и опыту дошкольных учреждений мира. Эта система включает и некоторые положительные элементы опыта Монтессори и ее последователей, отвергая ее классовую направленность и буржуазную идеологию.

Вопрос 21. Модернизация и интеграция образовательной системы России в общеевропейское образовательное пространство. Болонское соглашение: сущность, состояние, перспективы

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели решаются следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. Свое название - "Болонский процесс" получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 30 министров образования европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования, подписав «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», что положило начало конкуренции с американской системой высшей школы.

Болонская декларация направлена на формирование единого европейского образовательного пространства и предусматривает переход на 2-уровневую подготовку в вузах (бакалавры, магистры), внедрение системы зачетных единиц, разработку сопоставимых критериев и методологий независимой оценки качества образования. Иначе говоря, ставится задача, чтобы система образования, а соответственно вузовские дипломы каждой из стран-участниц Болонского процесса были признаны в других странах. Она предполагает также увеличение мобильности студентов и преподавателей вузов и наличие возможности годичного обучения каждого студента по своей специализации за границей. Причем полученные им там оценки на экзаменах будут зачтены в нашей стране.

По условиям этого процесса страны-участницы до 2010 г. постепенно переходят на единую форму приложения к диплому и реформируют свои системы высшего образования согласно единым ступеням: им предстоит ввести в вузах две ступени образования (бакалавриат и магистратуру), контролировать качество знаний и аккредитацию высшего образования, разработать учебные программы, сопоставимые с программами европейских вузов, а также единую систему оценки знаний учащихся.

Целями Болонского процесса являются не просто создание европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства, но также формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости, а также гармонизации национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей.

Сущность Болонской системы и тех изменений, которые она принесет для студентов, состоит еще и в том, что вместе с дипломом студенты-выпускники будут получать так называемое европейское приложение к диплому. Оно содержит восемь разделов: информацию об обладателе диплома, информацию о полученной квалификации (в том числе, статус вуза), сведения об уровне квалификации в национальной системе образования, информацию о содержании обучения и полученных результатах, профессиональную характеристику квалификации, дополнительную информацию (стажировки, публикации и т.п.), сведения о сертификации, общую информацию о национальной системе образования.

Главная идея Болонской системы состоит в организации самостоятельной работы студентов. При этом необходимой особенностью системы является то, что она построена на повышении личной ответственности студента и на постоянном контроле за ходом его обучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 6906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.164 (0.022 с.)