Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строительство и благоустройство Чуйского трактаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Торговый путь представлял собой горную тропу. Особенно трудной тропа была осенью, в начале зимы и ранней весной. Она обледеневала и становилась слишком скользкой. Случаи, когда вьючные лошади срывались в ущелье, были нередкими. Постепенно тропа превращается в колесную дорогу. Сначала был сделан участок от Бийска до с. Алтайска, а в 60-е годы 19 века – от Алтайска до Шебалина. На дорожные работы привлекались крестьяне близь лежащих сел. Оказывали помощь и купцы, заинтересованные в пуске колесной дороги. Например, улучшения на Камаринском перевале и на участке от Черги до Шебалина были сделаны в 1865 году на средства, выделенные купечеством. В 1877 году перестраивается участок от Шабалина до Онгудая, а в 1879-1880 годы – между Онгудаем и Хабаровкой. От Хабаровки до монгольской границы путь был верховым. В 90-е годы устраняются отдельные «гиблые» места на всем протяжении этого участка: расширяется тропа, уравниваются выступы скал, убираются камни, укладываются некоторые деревянные настилы и каменные барьеры. Несмотря на трудные условия перевозки, сопряженные с большой опасностью, медленностью и дороговизной доставки товаров, Чуйский торговый путь занимал видное место в русско-монгольской и русско-китайской торговле. Развитие почтовой связи вызвало необходимость образования станций, которые служили для смены верховых лошадей. Таких пунктов было создано 8: в Хабаровке. Купчегене, Усть-Ине, Едре. Айгулаке, Чибите, Курае и Кош-Агаче. Растущий товарооборот с Монголией и Китаем, строительство транссибирского железнодорожного пути способствовали началу работ по изысканию трассы на Бийск. Еще в 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов докладную записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной. В результате этого ходатайства в Горный Алтай были направлены техники А.Яцевич и В.Замятин, которые провели первое поверхностное обследование и определили предварительную стоимость работ. В 1870-х годах по новому маршруту проехал губернатор и одобрил предложения местной администрации о создании надежного торгового пути. Идею поддержали миссионеры, считавшие, что это будет способствовать развитию оседлости и хозяйства алтайцев. Прокладывать дорогу, было решено на деньги, собранные по подписке от купцов и местного населения. Один из постоянных торговцев с Китаем взялся на свои средства пробить и расширить три самых трудных вьючных горных перевала. Строящийся тракт быстро заселялся. Русские купцы основывали вдоль него торговые заимки, где хранили свои товары, а в летнее время вели торговлю. К ним подселялись алтайцы и казахи. В конце 70-х годов 19 в. по новому тракту зимой проехал этнограф Г.Н.Потанин. На пути от границы первой он увидел юрту теленгита, затем – Кош-Агач – «первый пост русской оседлости, выдвинутый на пути в Монголию русскими купцами». Вот какие впечатления оставили эти поселения: «Очень невесел Кош-Агач зимой: выйдешь за ворота – там-сям какие-то мертвые срубы с заколоченными окнами или просто без окон, похожие больше на деревянные бани. Между ними торчат правильные темные конусы – это теленгитские аилы из жердей, покрытые лиственничной корой. Вдали запертая и некрашеная церковь, потом полоса лиственничного леса на востоке и на западе, а за нею белые горы». Более обжитой вид имел следующий пункт – Ангудай, в котором насчитывалось уже около 60 дворов. «Два-три дома повзрачнее – русских купцов… Видишь перед собою одни только крыши, - писал Г.Н.Потанин, - одни какие-то городьбы, а между ними там и сям какие-то бани и хлевы без крыш, или конические аилянчики. Это и есть жилища местных обывателей. Дом миссионера. Дом богатого теленгита – всех красивее в 5 окон, с воротами, заборами, службами. Церковь – амбар с крестом, школа при церкви». Возле Катуни начинались чисто русские поселения. Первое из них – заимка крестьянина Куликова, который содержал перевоз. Г.Н.Потанин пишет, что заимка состояла из двух изб. Далее шел спуск в долину Улегумена. Невдалеке от спуска находилась заимка купца Хабарова в один дом, весьма живописный: «Домик его выходит крыльцом на двор, обнесенный городьбой, а не забором, и состоит из кухни и горницы. Горница расписная, с русской печью, на столе самовар», и т.д. В начале 19 в. этот путь был назван Чуйским трактом и стал основной магистралью, связывавшей округ с восточными соседними странами. Со второй половины 19 в. по трактам ехали, шли пешком или брели переселенцы из России. В при трактовых деревнях оседало больше новоселов В 80-е - начале 90-х годов изыскания были продолжены, стоимость строительных работ увеличивалась. Для более точного определения объема работ и их стоимости был послан инженер А.А.Ломачевский в 1897 году. Работа его осталась незавершенной. В начале 20 века изыскательские работу продолжались. Вопросы и задания: Когда впервые упоминается Чуйский тракт? Что он собой представлял? Расскажите о Кош-Агаче конца 19 века. Сравните описания конца 19 в.с современным районным центром. Какие изменения произошли? Какие два торговли можно выделить на основании документов? Что продавали русские купцы т местное население? Какой товар завозили в Россию? Что вывозили? Каковы причины строительства и благоустройства Чуйского тракта? Выделите этапы в строительстве Чуйского тракта. Обоснуйте, почему свое мнение. Дайте характеристику каждому этапу. Дополнительный материал: Вот как описывает Чуйский тракт очевидец: «Дорога, или лучше сказать конная тропа, пролегала по горам и долинам горных речек, в настоящее время не только удобна, но и представляет значительные затруднения… По широкой долине Урсула, одной из самых красивых рек Алтая, спускаются до малого Ульгеменя, следуют по последнему вверх верст 10, переваливают в большой Ульгемень и по нему доезжают до р.Катуни. До с. Мыюты, где находится стан алтайской духовной миссии, дорога колесная, далее же тележная становится затруднительной и ей предпочитается верховая… Перевоз же через Катунь по быстроте течения довольно опасный, тем более что переправа происходит в небольшом челноке и весьма неудобно устроена. От катунского перевоза следует вверх по небольшой речке Сальджар, в вершине ее переваливают в р. Елагуш, поднявшись по которой, переходят высокие, местами снегом покрытые Айгулакские горы. С этого разлома гор, откуда берут начало реки Егулаш и Иня, текущие в Катунь, и Айгулак, впадающий в Чую, представляется очаровательная картина снеговых вершин, или так называемых белков Алтая. Следование по лесистой долине Айгулака, по топям и грязям, представляет много трудностей, а потому во избежание их, в особенности в дождливое время года, товары на Чую направляются из Сальджара на вершину небольшой речки Карасу, впадающей в р.Иня, а эта - в Катунь, и по берегу Катуни выходят на устье Чуи. Этот путь выгоднее первого потому, что исключает один перевал (из Егулаша в Айгулак), но зато затруднительно по Чуе вверх до Айгулака, где приходится переходить восемь бомов, из которых четыре весьма опасны. Бом, калмыцкое слово, усвоенное в тамошней местности и русским, означает скалу, стесняющую течение реки, нависшую над водою и заграждающую путь по берегу реки. Для перехода через эти утесы извивается между камнями узенькая тропинка, часто на страшной высоте, над самой пропастью. На опасных бомах всадники слезают с коней, вьючные лошади развьючиваются, а вьюки переносятся людьми, иногда даже лошадей втаскивают арканами. Все эти препятствия, представляемые природою, преодолеваются нашими купцами, ездящими на Чую и отправляющими туда каждый год несколько караванов с товарами. Самая торговля бывает в 40 верстах от лавок, у ключа Браты, на половинном расстоянии между ними и китайской границей.» ИЗ СТАТЬИ В.И.ВЕРЕЩАГИНА «ОТ БАРНАУЛА ДО МОНГОЛИИ» … Теньга расположена на берегу р.Урусула, близ устья р.Теньги, и состоит из дома писаря, избы ямщика и хорошего дома местного богача инородца Аргамая Кульджинова, кому принадлежат громадные стада скота и целые табуны лошадей. Имея прекрасный дом, Аргамай Кульджинов живет в обыкновенной юрте, стоящей рядом с домом. Недавно здесь выстроена церковь, так как инородцы окрестных аулов числятся крещеными. Но, конечно, в сущности они остались попрежнему темными язычниками. Хлебопашество в Теньге невозможно. Родится только картофель, редька и редиска. Прожив в Теньге два дня, мы выехали в Онгудай. Отличная ровная дорога идет Теньгинской степью вдоль левого берега р. Урсул… В степи белеют большие стада коз и алтайских курдючных овец откармливающихся на солонцах. Круглый год пасутся они на подножном корму, так как зимы здесь безснежные. Сена инородцы не ставят иди запасают очень мало. Поэтому глубокий снег зимою является серьёзным бедствием и неминуемо влечет за собой падеж скота. Среди овец преобладают белые, так как ламаизм, распростряняющийся среди алтайцев, предписывает уничтожить черных овец. У деревни Туехты, расположенной на Урсуле значительно ниже Теньги мы видели пашни. В огородах здесь разводят даже огурцы, но они не редко страдают от заморозков. Значительное село Онгудай расположено на правом берегу Урусула; здесь имеются; церковь, почта и телеграф. Достопримечательность Онгудая – роща, в которой по рассказам, в былые времена секли инородцев для обращения их в христианство. Жизнь в Онгудае очень дорога. Проведение колесного пути по Чуйскому тракту, проведение телеграфа, транспортирование кладей (в Онгудае есть транспортная контора Варвинского), проезжающие купцы и путешественники приучили местных жителей к высоким ценам за продукты и труд. Рабочего, прислугу достать трудно. Еще недавно Онгудай был конечным пунктом колесного пути. Дальше шла по направлению к китайскому городу Кобдо вьючная тропа – «Чуйский тракт», и только до Хабаровки еще можно было кое-как пробраться в тележке. Но года четыре тому назад Чуйский тракт превращен в колесный путь. Практика выработала особый вид двуколок, на которых везут товары из Бийска в Монголию и обратно. На Чуйском тракте мы встречали целые караваны таких двуколок… В долине Ульгуменя, в 18 верстах от Онгудая, расположена деревушка Хабаровка, возникшая недавно (1891 г.). Некто Хабаров основал здесь заимку. Около него поселились его родственники, а затем и чужие. Такова история возникновения этой деревни, как и многих других на Алтае. Около деревни есть маральники. Пашни орошены арыками (поливными канавами). Скот и здесь ходит круглый год на подножном корму… В долине Большого Ульгуменя, при впадении в него р. Купшекень раположена деревня Купшекень, где обращает на себя внимание бревенчатая шестиугольная юрта, но с окнами. Такая постройка является как бы переходной формой между шестиугольной бревенчатой юртой (летник) алтайского инородца и настоящей русской избой. У Купшекеня долина расширяется и принимает степной характер. Много типчака и фиолетового коровяка. Посевы и здесь орошаются при помощи арыков. Тракт приводит затем в долину реки Катуни. Здесь, выше устья Большого Ульгуменя, на террасе над Катунью стоит одинокий дом ямщика. Это станция Керкечу. Уже в старину в Керкечу существовала переправа. Риттер упоминает, что по обеим сторонам реуки Катуни находятся два огромных выступа, на которых видны ясные следы каких-то приспособлений для переправы. Где находятся эти выступы, мне не удалось выяснить. При проведении колесного пути из Керкечу его разработали через Еломанский перевал и бом Конгорар. Но он так труден, что купцы для обхода этого дорогостоящего участка Чуского тракта устроили два частных перевоза через Катунь: в Керкечу и выше бома Конгорар разработали дорогу по правому берегу р.Катуни, при чем путь сокращается на целых 20 верст. Теперь казенным трактом через Еломанский перевал пользуются только погонщики скота, который направляют в Бийск, да здесь же проходят табуны лошадей, которых гонят с Алтая через Монголию в Кяхту и Приамурский край. Говорят скот, особенно овцы, сильно испортили тракт на этом участке, засыпав его галькой и более крупными камнями, которые градом сыплются с крутых склонов при проходе стад. Мы направились оюбходным путем, переправившись в Керкечу через р.Катунь на пароме… …Недалеко от перевоза расположена калмыцкая зимовка: изба, бревенчатые юрты. Но самих обитателей этого жилья нет: они со своими стадами перекочевали на лето в горы. Около зимовки прекрасные посевы…(ЦХАФ АК.Ф.1538. Оп.1.Д.5.Л.6-8. оттиск статьи, опубликованной в ж. «Естествоведение и география» № 7 за 1907 г. из «Святогорье». История Республики Алтай в документах Центра хранения Архивного фонда Алтайского края 17- нач.20 вв. Горно-Алтайск, 2000.) О каких населенных пунктах Чуйского тракта ты узнал из документа? Дай им характеристику. Что нового появилось в устройстве Чуйского тракта в начале 20 в.? Какие изменения для развития торговли и сообщения необходимо было произвести на тракте? Что нового ты узнал из описания об изменении в жизни населения Горного Алтая? Торговля в Горном Алтае
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.01 с.) |