Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс вхождения алтайцев в состав РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Положение алтайцев, бежавших к русской пограничной линии, было крайне тяжелым. Большинство из них не имело никакого имущества, даже одежды. Все было разграблено цинскими войсками. К середине сентября 1756 г. в русское подданство было принято 3689 человек, а к весне следующего года 7011. 21 июня 1756 г. в Бийск прибыли зайсаны Буктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичи Менгош Сергеков. Они сообщили, что зайсан Боокол принял китайское подданство. Прибывшие были приведены к присяге и подписали договор на алтайском языке. От них были приняты аманаты. Вхождение Горного Алтая в состав России осложнялось некоторыми обстоятельствами. У правительства не хватало сил оборонять своих подданных в горах Алтая. Поэтому предполагалось их переселение за линии крепостей. Большую часть намеревались отправить на Волгу, где, по убеждению царской администрации, жили родственные племена. От переселения на Волгу зайсаны отказались, называя в числе причин разорение от «мунгальского войска», изнуренность скота и лошадей, необходимость соединиться с родственниками, спрятавшимися в горах и возврата пожиток, которые «распрятали по разным в камне скрытным местам». За первой группой зайсанов, принявших российское подданство в Бийске, сюда же вышли зайсаны Намык Еманаев и Кокшин Емзынаков. К концу лета приняты в российское подданство на Кузнецкой линии отоки семи зайсанов и 54 человека из отока Боокола. Была произведена перепись людей и скота. После переписи теленгитов-двоеданцев отделили от остальных и отпустили в прежние места обитания для заготовок корней и уборки пашен В конце лета к Колыванской линии вышел с последними людьми своего отока зайсан Омбо. Вскоре Омбо ездил на встречу с зайсаном Кулчугаем, кочевавшему по правому берегу Иртыша. Он сообщил Омбе, что после того как соберет людей и скот, разбежавшийся после похода цинов, прибудет в крепости. В августе в Бийск прибыли представители калмыцкого хана, чтобы уговорить алтайцев переселиться на Волгу. Они говорили о преимуществах переселения: отменялась уплата ясака податей, зайсанам сохранят их власть над их подчиненными и т.д. Но зайсаны отказались от переселения. Тогда калмыцкие посланцыи командующий военной линией Дегаррига решили зачитать перед ними фальшивое письмо, якобы присланное цинским войском, идущим с требованием выдачи алтайцев. Зачитанное письмо произвело сильное впечатление. Зайсаны согласились переправить своих людей через Катунь и отвести в места, указанные им. Для помощи в переправе был направлен отряд военных. На встрече калмыцких посланцев и Дегарриги с Омбой и другими зайсанами и старшинами, находившимися на Колыванском заводе, было также зачитано фальшивое письмо, и получено их согласие на переселение. Зайсаны просили помочь их людям провиантом, сеном для скота из-за разорения и предстоящей зимовки непригодной содержания скота на подножном корму. Согласившихся переселиться на Волгу алтайцев насчитывалось 3989 человек. Они были собраны в Бийске и в июне 1757 г. отправлены на Волгу. По дороге к ним присоединились алтайцы и ойроты, оказавшиеся в крепостях по Иртышской линии. Правительство пыталось оказать помощь переселенцам продуктами, одеждой, кормом для скота, но этих мер было недостаточно. Болезни, недостаток пищи, холод привели к гибели многих переселенцев. Другие остались на своих исконных землях – теленгиты-двоеданцы и некоторые старшины, которые смогли причислить свои отоки к двоеданцам, хотя ранее ими не являлись. Многие старшины со своими людьми бежали в горы. Бежали, например, почти 50 семей «ведомства зайсана Омбы». Возвращались в родные горы не только из-за трудностей и угрозы переселения. Из Джунгарии была занесена оспа, и пронесся слух, что только живущие в родных местах болеть не будут, а кто болен - выздоровеет. Желающие перейти в российское подданство, обязаны были принять христианство. Не все соглашались с этим и откочевывали назад, в горы. Документы сообщают, что с января по август 1757 года в Усть-Каменогорской крепости окрестили 237 калмыков. Поверхностно приняв крещение, и не поняв христианской морали, некоторые новокрещенные обвенчались со своими женами. Зайсан Омбо, оставленный в качестве аманата в Колыванской крепости, умер в конце зимы или весны 1757 г. (Потанин Г.Н. сообщает дату- 9 февраля 1757 г.). Вхождение алтайцев в состав России было подготовлено всем ходом предыдущих событий. Ее начало восходит в 17 в., в течение, которого развивались и сложились вполне мирные добрососедские отношения с российскими народами. Дополнительный материал: Перевод с калмыцких писем зенгорских зайсангов Омбы с товарищи, которые при репорте сибирского губернатора генерал-лейтенанта Мятлева от 9 марта в Санкт-Петербурге в Коллегии иностранных дел получены 18 апреля 1756 года С 1 –го: Мы, зайсанги, имянуемые Омбу, Гулзуйхай, Хутук. Намки, Боохол, Церин, Буктуш, Бурут, Намук, Намджил и Замсунак со всеми нашими людьмижелаем быть в подданстве белаго царя, токмо ныне нас отсюда хотят взять и перевесть в другое место, и для того просим вскоре нас от того защитить. С 2-го: Наперед сего мы бывшие владения Галдан Череня двенадцать зайсангов пред сим посылали к вам с известным нашим письмом зайсанга Намку тако ж и ныне мы, двенатцать зайсангов со всеми нашими улусными людми желаем быть в подданстве белаго царя и с подвластных нам улусных наших людей будем платить ясак какой по соизволению белаго определен будет. И ежели белой царь когда в потребном случае нам двенатцати зайсангам соизволит повелеть на наш зенгорский народ или куда в другое место нарядить в поход войско, то мы онаго войска в зимнее время по тысяче, а в летнее время по две тысячи человек немедленно будем отправлять. А мы намерение имеющие быть в подданстве белаго царя двенатцать зайсангов состоим в тысяче пятистах кибиток людей или может быть более или малым чем меньше. И тако мы, двенатцать зайсангов послали с сим Намку и руки приложили. Переводил переводчик Петр Смирнов. (АВПР, ф. 113, оп. 113/ 1, Д.4. 1755-1757 Г., Л.218-219.)
[ ПИСЬМО АЛТАЙСКИХ ЗАЙСАНОВ, 1756 г.1 Сего 1756 г. летнего средняго месяца 12 дня находящиеся при Алтае улусов зайсанга Омбы сын Болот, Гендюшка, зайсанги Намук, Церин, Буктуш, Хотук,. зайсанские братья Мамут и Бурут (а зайсанг Боохол по желанию своему к мунгалам отдался, токмо ево улусной знатной человек, называемой Мионгкиш), и мы, те з демичинары и с улусными знатными людми обще тако же и впред раждающия от нас дети непременно в высочайшей всероссийской протекции при линейных быть желаем и во уверение того, что мы в неимении инаго намерения с клятвою пред бурханы за нарушение налагая неупустительное истязание в повеленных случаях и во всех должностях подданнически поступать и российским правам истинно послушным быть, а лживости никакой не чинить и потем оном прикладывая бурханом при... Дегарриге и присяги учинили в противных же поступках воля.. государыни, а мы в том утверждаясь и аманатов отдали. Вместо Болота, Гендюшки, Мамута, Церена, Буктуша и'демичеев, знаемых улусных людейлама Лобзанг Зундуй руку приложил. Зайсанг Бурут за свеи улусы руку приложил. Вместо Мамута и Мионг.киша за тех их улусных знатных людей Жаткан руку приложил. [АВПР, ф. 113, оп, 113/1, д. 4, 1755 — 1757 г., л. 350 — 350 об.] [ ПИСЬМО АЛТАЙСКИХ ЗАИСАНОВ, 1756 г.] 1756 года летнего средняго месяца 19 дня уранхаевы зайсанги Омбин брат а Монхогин сын Хазаги, Омбин сын Болот, теленгутов зайсанг Хотуков брат Худангулов сын Мамут, бурутов зайсанг Нохойдов сын Гендюшко по сему письму добровольно великой государыне всероссийской вступили в подданство со всеми нашими улусы, з женами и детми в вечныя роды и по соизволению великия государыни где повелено будет тамо и селитца. Да и впред чрез российских командиров какие повелении чинитца будут, оные всемерно исполнять и во всех случаях прекословия никому не чинить и по своим обычаям россианам никаких обид и злодейств не показывать. Если же наруша сие какие противности или непорядочныя поступки причинять будем, тогда великая государыня по собственным своим правам с нами и поступать соизволит. В залог онаго знатные наши зайсанги пред бурханы присягою утвердя, и подписались. Вместо Хазаги, Болота, Жолочи руку приложил, вместо Мамута Хожимберду руку приложил, вместо ево сына Гендюшки ламай Лобзанг Зундуй руку приложил. Вместо демичи Амугуга сын ево Чоночи руку приложил, вместо Монхога и всех протчих лама Лобзанг Зундуй ручки приложил. [АВПР, ф. 113, оп. 113/1, д. 4, 1755 — 1757 г., л. 351 — 351 об.] (по: Самаев Г.П. Горный Алтай в 17-середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России. (Горно-Алтайск, 1991.) Выделите основную мысль в содержании документов. Чем отличается содержание первого документа от второго? Назовите причины этих отличий. ОТРЫВКИ ИЗ СОБСТВЕННОГО УКАЗА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ ОТ 27 ЯНВАРЯ 1756 ГОДА, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОСЬБУ АЛТАЙСКИХ ЗАЙСАНОВ О ПРИНЯТИИ ИХ СО ВСЕМ НАРОДОМ В ПОДДАНСТВО РОССИИ. «Божиею милостию мы Елисавет первая императрица и самодержица всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая. Нашему действительному тайному советнику и оренбургскому губернатору Неплюеву. Из доношения Вашего от 21 ноября минувшего 1755 года здесь усмотрено о представлении к вам обретающегося в Сибири при воинской команде генерала майора Крофта, по репортам к нему Крофту командующаго на Колыванской и Кузнецкой Линии полковника де-Гариги. 1-е о полученном им полковником дегаригою известия чрез татар двоеданцев, что зенгорского владения пятнадцать зайсангов с своими волостми имеют прилежное желание быть в подданстве нашем, обещаясь и ясак наперед хотя за три года отдать и впредь оной против протчих платить»… «2е: что к посыланному для разведывания в двоеданские телеуцкие волости драгуну Шебалину: в бытность ево в тау-телеуцкой волости приезжал зенгорской зайсанг Калзан Бяктележ по согласованию зайсангов же Буктуши Кумекова, Намукуя Малаева, и протчих всею одиннадцати человек, и объявлял ему что они одиннадцать зайсангов во убежание от подданства мунгальского все имеют ревностное желание с людьми своими подданстве нашем быть и ясак противо протчих ежегодно платить»… «3е.. ведомства Колывановоскресенских заводов и Чакырской крепости приезжал от зенгорского ж зайсанга Омбы бухарец мулла Абреимов с таким объявлением что послал ево оной зайсанг сообщаго подчиненных ево урянхайцев и бухарцев согласия просить о принятии ево с подчиненными ему людьми которых по семейно до пяти сот и более в подданство наше, причем он и подати всякия платить будет», Дан в Санкт Петербурге 27 генваря 1756 года подлинной подписан Посему по Ея императорского величества Указу Граф Алексей Бестужев Рюмин Граф Михайла Воронцов. (Из материалов Омского облархива).
Предание об Омбе В селе Ябоган долго сохранялось предание об Омбо. Он происходил из сеокаиркит и после своей гибели был похоронен в верховьях ручья, впадающего в реку Чарыш чуть выше села Кайсын и могила его, якобы, была вырублена в скале в виде ниши, куда и был перенесен покойный зайсан вместе со своими вещами. Затем нишу закрыли камнями, и его могила стала совершенно незаметна. (Сведения получены томским историком Шерстовой Л.И.) Зачем понадобилось в предании говорить о гибели Омбо в своих землях? О чем свидетельствует сохранение в народе до наших дней преданий об Омбе? Вопросы и задания. Почему зайсаны обратились к российским властям с просьбой о приеме? Когда это было? Какие еще варианты исторического развития были у алтайских племен? Почему, на твой взгляд, алтайские племена избрали именно этот путь? Почему Россия так долго решала вопрос о принятии в подданство алтайцев? Каковы были причины переселения в Поволжье? Как, по-другому, можно озаглавить пункт 3 параграфа.
Словарь: Кан-Каракольская землица – юго-западные районы Центрального Алтая - «канские, каракольские земли». Маршруты кочевок зайсанов этих дючин распространялись отчасти и на нынешний Восточный Казахстан. Демичи ( термин монгольского происхождения) – старшина, которому были подведомственны 40-200 семей. Аманат – заложник, обычно из числа «лучших людей» или родственников зайсанов, как гарантия лояльности населения Русскому государству и его политике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.009 с.) |