Процесс вхождения алтайцев в состав России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс вхождения алтайцев в состав России



Положение алтайцев, бежавших к русской пограничной линии, было крайне тяжелым. Большинство из них не имело никакого имущества, даже одежды. Все было разграблено цинскими войсками. К середине сентября 1756 г. в русское подданство было принято 3689 человек, а к весне следующего года 7011.

21 июня 1756 г. в Бийск прибыли зайсаны Буктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичи Менгош Сергеков. Они сообщили, что зайсан Боокол принял китайское подданство. Прибывшие были приведены к присяге и подписали договор на алтайском языке. От них были приняты аманаты.

Вхождение Горного Алтая в состав России осложнялось некоторыми обстоятельствами. У правительства не хватало сил оборонять своих подданных в горах Алтая. Поэтому предполагалось их переселение за линии крепостей. Большую часть намеревались отправить на Волгу, где, по убеждению царской администрации, жили родственные племена.

От переселения на Волгу зайсаны отказались, называя в числе причин разорение от «мунгальского войска», изнуренность скота и лошадей, необходимость соединиться с родственниками, спрятавшимися в горах и возврата пожиток, которые «распрятали по разным в камне скрытным местам».

За первой группой зайсанов, принявших российское подданство в Бийске, сюда же вышли зайсаны Намык Еманаев и Кокшин Емзынаков. К концу лета приняты в российское подданство на Кузнецкой линии отоки семи зайсанов и 54 человека из отока Боокола. Была произведена перепись людей и скота. После переписи теленгитов-двоеданцев отделили от остальных и отпустили в прежние места обитания для заготовок корней и уборки пашен

В конце лета к Колыванской линии вышел с последними людьми своего отока зайсан Омбо. Вскоре Омбо ездил на встречу с зайсаном Кулчугаем, кочевавшему по правому берегу Иртыша. Он сообщил Омбе, что после того как соберет людей и скот, разбежавшийся после похода цинов, прибудет в крепости.

В августе в Бийск прибыли представители калмыцкого хана, чтобы уговорить алтайцев переселиться на Волгу. Они говорили о преимуществах переселения: отменялась уплата ясака податей, зайсанам сохранят их власть над их подчиненными и т.д. Но зайсаны отказались от переселения. Тогда калмыцкие посланцыи командующий военной линией Дегаррига решили зачитать перед ними фальшивое письмо, якобы присланное цинским войском, идущим с требованием выдачи алтайцев. Зачитанное письмо произвело сильное впечатление. Зайсаны согласились переправить своих людей через Катунь и отвести в места, указанные им. Для помощи в переправе был направлен отряд военных.

На встрече калмыцких посланцев и Дегарриги с Омбой и другими зайсанами и старшинами, находившимися на Колыванском заводе, было также зачитано фальшивое письмо, и получено их согласие на переселение. Зайсаны просили помочь их людям провиантом, сеном для скота из-за разорения и предстоящей зимовки непригодной содержания скота на подножном корму.

Согласившихся переселиться на Волгу алтайцев насчитывалось 3989 человек. Они были собраны в Бийске и в июне 1757 г. отправлены на Волгу. По дороге к ним присоединились алтайцы и ойроты, оказавшиеся в крепостях по Иртышской линии. Правительство пыталось оказать помощь переселенцам продуктами, одеждой, кормом для скота, но этих мер было недостаточно. Болезни, недостаток пищи, холод привели к гибели многих переселенцев.

Другие остались на своих исконных землях – теленгиты-двоеданцы и некоторые старшины, которые смогли причислить свои отоки к двоеданцам, хотя ранее ими не являлись. Многие старшины со своими людьми бежали в горы. Бежали, например, почти 50 семей «ведомства зайсана Омбы». Возвращались в родные горы не только из-за трудностей и угрозы переселения. Из Джунгарии была занесена оспа, и пронесся слух, что только живущие в родных местах болеть не будут, а кто болен - выздоровеет.

Желающие перейти в российское подданство, обязаны были принять христианство. Не все соглашались с этим и откочевывали назад, в горы. Документы сообщают, что с января по август 1757 года в Усть-Каменогорской крепости окрестили 237 калмыков. Поверхностно приняв крещение, и не поняв христианской морали, некоторые новокрещенные обвенчались со своими женами.

Зайсан Омбо, оставленный в качестве аманата в Колыванской крепости, умер в конце зимы или весны 1757 г. (Потанин Г.Н. сообщает дату- 9 февраля 1757 г.).

Вхождение алтайцев в состав России было подготовлено всем ходом предыдущих событий. Ее начало восходит в 17 в., в течение, которого развивались и сложились вполне мирные добрососедские отношения с российскими народами.

Дополнительный материал:

Перевод с калмыцких писем зенгорских зайсангов Омбы с товарищи, которые при репорте сибирского губернатора генерал-лейтенанта Мятлева от 9 марта в Санкт-Петербурге в Коллегии иностранных дел получены 18 апреля 1756 года

С 1 –го:

Мы, зайсанги, имянуемые Омбу, Гулзуйхай, Хутук. Намки, Боохол, Церин, Буктуш, Бурут, Намук, Намджил и Замсунак со всеми нашими людьмижелаем быть в подданстве белаго царя, токмо ныне нас отсюда хотят взять и перевесть в другое место, и для того просим вскоре нас от того защитить.

С 2-го:

Наперед сего мы бывшие владения Галдан Череня двенадцать зайсангов пред сим посылали к вам с известным нашим письмом зайсанга Намку тако ж и ныне мы, двенатцать зайсангов со всеми нашими улусными людми желаем быть в подданстве белаго царя и с подвластных нам улусных наших людей будем платить ясак какой по соизволению белаго определен будет. И ежели белой царь когда в потребном случае нам двенатцати зайсангам соизволит повелеть на наш зенгорский народ или куда в другое место нарядить в поход войско, то мы онаго войска в зимнее время по тысяче, а в летнее время по две тысячи человек немедленно будем отправлять. А мы намерение имеющие быть в подданстве белаго царя двенатцать зайсангов состоим в тысяче пятистах кибиток людей или может быть более или малым чем меньше. И тако мы, двенатцать зайсангов послали с сим Намку и руки приложили.

Переводил переводчик Петр Смирнов.

(АВПР, ф. 113, оп. 113/ 1, Д.4. 1755-1757 Г., Л.218-219.)

 

 

[ ПИСЬМО АЛТАЙСКИХ ЗАЙСАНОВ, 1756 г.1

Сего 1756 г. летнего средняго месяца 12 дня находящиеся при Алтае улусов зайсанга Омбы сын Болот, Гендюшка, зайсанги Намук, Церин, Буктуш, Хотук,. зайсанские братья Мамут и Бурут (а зайсанг Боохол по желанию своему к мунгалам отдался, токмо ево

улусной знатной человек, называемой Мионгкиш), и мы, те з демичинары и с улусными знатными людми обще тако же и впред раждающия от нас дети непременно в высочайшей всероссийской протекции при линейных быть желаем и во уверение того, что мы в неимении инаго намерения с клятвою пред бурханы за нарушение налагая неупустительное истязание в повеленных случаях и во всех должностях подданнически поступать и российским правам истинно послушным быть, а лживости никакой не чинить и потем оном прикладывая бурханом при... Дегарриге и присяги учинили в противных же поступках воля.. государыни, а мы в том утверждаясь и аманатов отдали. Вместо Болота, Гендюшки, Мамута, Церена, Буктуша и'демичеев, знаемых улусных людейлама Лобзанг Зундуй руку приложил. Зайсанг Бурут за свеи улусы руку приложил. Вместо Мамута и Мионг.киша за тех их улусных знатных людей Жаткан руку приложил.

[АВПР, ф. 113, оп, 113/1, д. 4, 1755 — 1757 г., л. 350 — 350 об.]

[ ПИСЬМО АЛТАЙСКИХ ЗАИСАНОВ, 1756 г.]

1756 года летнего средняго месяца 19 дня уранхаевы зайсанги Омбин брат а Монхогин сын Хазаги, Омбин сын Болот, теленгутов зайсанг Хотуков брат Худангулов сын Мамут, бурутов зайсанг Нохойдов сын Гендюшко по сему письму добровольно великой государыне всероссийской вступили в подданство со всеми нашими улусы, з женами и детми в вечныя роды и по соизволению великия государыни где повелено будет тамо и селитца. Да и впред чрез российских командиров какие повелении чинитца будут, оные всемерно исполнять и во всех случаях прекословия никому не чинить и по своим обычаям россианам никаких обид и злодейств не показывать. Если же наруша сие какие противности или непорядочныя поступки причинять будем, тогда великая государыня по собственным своим правам с нами и поступать соизволит. В залог онаго знатные наши зайсанги пред бурханы присягою утвердя, и подписались. Вместо Хазаги, Болота, Жолочи руку приложил, вместо Мамута Хожимберду руку приложил, вместо ево сына Гендюшки ламай Лобзанг Зундуй руку приложил. Вместо демичи Амугуга сын ево Чоночи руку

приложил, вместо Монхога и всех протчих лама Лобзанг Зундуй ручки приложил.

[АВПР, ф. 113, оп. 113/1, д. 4, 1755 — 1757 г., л. 351 — 351 об.]

(по: Самаев Г.П. Горный Алтай в 17-середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России. (Горно-Алтайск, 1991.)

Выделите основную мысль в содержании документов. Чем отличается содержание первого документа от второго? Назовите причины этих отличий.

ОТРЫВКИ ИЗ СОБСТВЕННОГО УКАЗА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ ОТ 27 ЯНВАРЯ 1756 ГОДА, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОСЬБУ АЛТАЙСКИХ ЗАЙСАНОВ О ПРИНЯТИИ ИХ СО ВСЕМ НАРОДОМ В ПОДДАНСТВО РОССИИ.

«Божиею милостию мы Елисавет первая императрица и самодержица всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая.

Нашему действительному тайному советнику и оренбургскому губернатору Неплюеву.

Из доношения Вашего от 21 ноября минувшего 1755 года здесь усмотрено о представлении к вам обретающегося в Сибири при воинской команде генерала майора Крофта, по репортам к нему Крофту командующаго на Колыванской и Кузнецкой Линии полковника де-Гариги.

1-е о полученном им полковником дегаригою известия чрез татар двоеданцев, что зенгорского владения пятнадцать зайсангов с своими волостми имеют прилежное желание быть в подданстве нашем, обещаясь и ясак наперед хотя за три года отдать и впредь оной против протчих платить»…

«2е: что к посыланному для разведывания в двоеданские телеуцкие волости драгуну Шебалину: в бытность ево в тау-телеуцкой волости приезжал зенгорской зайсанг Калзан Бяктележ по согласованию зайсангов же Буктуши Кумекова, Намукуя Малаева, и протчих всею одиннадцати человек, и объявлял ему что они одиннадцать зайсангов во убежание от подданства мунгальского все имеют ревностное желание с людьми своими подданстве нашем быть и ясак противо протчих ежегодно платить»…

«3е.. ведомства Колывановоскресенских заводов и Чакырской крепости приезжал от зенгорского ж зайсанга Омбы бухарец мулла Абреимов с таким объявлением что послал ево оной зайсанг сообщаго подчиненных ево урянхайцев и бухарцев согласия просить о принятии ево с подчиненными ему людьми которых по семейно до пяти сот и более в подданство наше, причем он и подати всякия платить будет»,

Дан в Санкт Петербурге 27 генваря 1756 года подлинной подписан

Посему по Ея императорского величества Указу

Граф Алексей Бестужев Рюмин

Граф Михайла Воронцов.

(Из материалов Омского облархива).

 

Предание об Омбе

В селе Ябоган долго сохранялось предание об Омбо. Он происходил из сеокаиркит и после своей гибели был похоронен в верховьях ручья, впадающего в реку Чарыш чуть выше села Кайсын и могила его, якобы, была вырублена в скале в виде ниши, куда и был перенесен покойный зайсан вместе со своими вещами. Затем нишу закрыли камнями, и его могила стала совершенно незаметна. (Сведения получены томским историком Шерстовой Л.И.)

Зачем понадобилось в предании говорить о гибели Омбо в своих землях?

О чем свидетельствует сохранение в народе до наших дней преданий об Омбе?

Вопросы и задания. Почему зайсаны обратились к российским властям с просьбой о приеме? Когда это было?

Какие еще варианты исторического развития были у алтайских племен? Почему, на твой взгляд, алтайские племена избрали именно этот путь?

Почему Россия так долго решала вопрос о принятии в подданство алтайцев? Каковы были причины переселения в Поволжье?

Как, по-другому, можно озаглавить пункт 3 параграфа.

 

Словарь: Кан-Каракольская землица – юго-западные районы Центрального Алтая - «канские, каракольские земли». Маршруты кочевок зайсанов этих дючин распространялись отчасти и на нынешний Восточный Казахстан.

Демичи ( термин монгольского происхождения) – старшина, которому были подведомственны 40-200 семей.

Аманат – заложник, обычно из числа «лучших людей» или родственников зайсанов, как гарантия лояльности населения Русскому государству и его политике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.02 с.)