Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положение чуйских двоеданцев
А. Язык, на котором говорили чуйские двоеданцы, почти не отличался от языка других алтайцев. Коренные жители определяли в 19 в. район кочевий двоеданцев термином «Чуй-да» (на Чуе) и отличали его от ареала кочевий верноподданных алтайцев - «Алтай-да» (на Алтае). Б. Чуйским зайсанам были присвоены титулы «ухерида», что соответствовало статусу чиновника третьей степени. В качестве знаков отличия они обязаны были носить на головном уборе шарик из синего яхонта, нашивки на верхнем плаще с вышитым шелком барсом и пояс с четырьмя золотыми круглыми и резными бляхами, а зимой – тюфяки из кожи корсака. Демичи титуловались «джерги ягнгин», что соответствовало чину четвертой степени, и носили на шапке небольшой синий яхонт и шелковую нашивку с изображением тигра. Шуленги жаловались титулами «тунда бошко», что приравнивалось к чинам пятой и шестой степени. Чиновники пятой степени носили шарик из горного хрусталя и нашивку с изображением медведя, а чиновники шестой степени – белый непрозрачный камень и нашивку в виде бобра. Старшины чуйских двоеданцев передавали свои чины по наследству. Знаки различия цинских чиновников представители знати чуйских двоеданцев носили и в семидесятые годы 19 в., т.е. после окончательного перехода под власть России. В. Размер дани установился не сразу. Окончательный размер податей 2 шкурки соболя или 4 шкурки лисы, или 80 шкурок белки с каждого взрослого мужчины. От уплаты освобождались старики и дети. В шестидесятые годы чуйские старшины сами стали собирать алманский сбор и доставлять его в пределы Цинской империи. Формально чуйцы состояли в составе цинского пограничного отряда и были обязаны нести охрану подступов к пределам империи. Чуйские старшины должны были принимать участие в императорских охотах Г. Жители Южного Алтая вносили ясак и в российскую казну. До конца 18 в. они платили ясак по 40 соболей с каждого зайсанства, а затем зайсаны выразили готовность увеличить размер ясака до 80 шкурок соболя в год с каждой волости, за что были пожалованы российским правительством золотыми медалями. Время от времени платили двоеданцы в казну поминки, например, в 1789 г. алтайцы Второй Чуйской волости уплатили 40 «подарочных» соболей. В конце 18 века стали заменять уплату ясака «мягкой рухлядью» денежными выплатами. Кроме выплаты ежегодного ясака, двоеданцы были обязаны заботиться о спокойствии и порядке в местах их кочевий, в случае надобности предоставлять русским чиновникам лошадей и охранять русских, путешествующих в их местности.
Д. Во второй половине 18 в. двоеданцы время от времени конфликтовали с верноподданными алтайцами. Демичи Битек сообщал, что их дючина была разбита войском цинского подданного зайсана Чадака. Российская администрация пригласила двоеданца в Кузнецк якобы за наградой. Но жители объявили, что он отбыл в «Китайской государство с алманом.» Возникали конфликтные ситуации у двоеданцев и с российскими властями. Летом 1828 г. Бийский земский исправник потребовал от зайсанов двоеданцев содействия в поимке беглых крестьян. Зайсаны, посоветовавшись с начальниками китайских пограничных караулов, решительно отказались, а в расписке, которую они дали, ссылались на то, что они российскому императору обязались платить только один ясак. Дело было еще и в том, что с беглыми крестьянами, основывающими селения вблизи с китайскими пикетами, двоеданцы вели взаимовыгодную меновую торговлю, покупая у них железные изделия. Портить отношения с беглыми двоеданцы не хотели. Пользуясь своим положением, они имели возможность лавировать между Россией и Китаем, заявляя русским при встречах, что они китайские подданные, а с китайцами - российские. Е. Россия предпочитала не вмешиваться во внутренние дела чуйцев, что и было зафиксировано в принятом в 1822 г. Уставе об управлении инородцами. Большая независимость двоеданческих зайсанов обусловила и больший авторитет их у подвластного населения. Из своего выгодного политического положения чуйские алтайцы длительное время извлекали значительную экономическую выгоду. Вплоть до 1864 г. двоеданцы играли заметную роль в приграничной торговле России с Цинской империей на Алтае, являясь посредниками между русскими купцами и монгольскими и китайскими.
Вопросы и задания: Опишите положение северных алтайцев после вхождения в состав России. Почему Россия для защиты подданных и южных алтайцев не начала военных действий против Цинского Китая? Каким образом решился вопрос между Россией и Китаем о спорных территориях в 18 в.? Каково было положение южных алтайцев? Почему некоторые историки называют их положение «выгодным»?
Составьте развернутый план (дайте названия) подпунктам пункта 3 параграфа. Дополнительный матеориал. Средний жуз – одно из трех политических союзов казахов, возникший в первой четверти 18 в. в период ссоры Даваци с Амыр - Саной султан Средней Орды (жуза) стал на сторону Амыр - Саны. За что был, подвергнут жестоким гонениям джунгарского хана и прижат к русским крепостям. Впоследствии Аблай потерпел поражение от цинских войск и принял китайское подданство. После завершения джунгаро-китайской войны казахи Среднего жуза поспешили «заполнить пустоту» на левобережье Иртыша, напротив Усть-Каменогорской крепости. В 1763 году по просьбе казахского посольства Пекин дал грамоту, позволявшую им селиться на местах, ставших ничейными после истребления ойратов, - в степях между озером Балхаш и Джунгарским Алатау. Появившись на Иртыше, казахи участили набеги на жителей Алтайских гор. Символом жестокости и разбоя стало для алтайцев имя казахского батыра Кошкарбая (по-алтайски Кочкорбай). Предание рассказывает: «Когда Ойрот-хан ушел, а ханство распалось. Напали на алтайцев казахи. Воевал с ними Дьеноек – батыр из рода иркит. А помогал ему младший брат Пюдюке. Командовал казаками Кочкорбай. В одном из сражений Пюдюке застрелил Кочкорбая». (Онгудайский район) В предании, записанном в селе Ильинка художником Г.И.Чорос-Гуркиным. «Два брата – Толдой и Тузагаш – одержали победу над Кочкорбаем хитростью. Старшего брата Толды казахи убили в схватке. А младшего ранили. Раненый Тузагаш спрятался в укрытии на боме Шиберты, и когда казахи во главе с Кочкорбаем проезжали мимо этого бома, он крикнул: «Подстреленный тобой олень здесь лежит!» Кочкорбай оглянулся и Тузагаш выстрелил в него последней пулей». Есть алтайские легенды о казахском плене. Например, «Давно на Алтае жил зайсан и был у него сын Бойкош. Напали на них однажды враги – казахи – и увели в плен Бойкоша. Сделали его рабом. Сидел однажды Бойкош на берегу реки, пел печальную песню о том, что дом его далеко, что сын он самого зайсана, да никогда не увидит своего отца, и помочь ему может только волшебный конь – аргымак. Он не по земле бежит, а по воздуху летит, поэтому никто не сможет догнать его. Долго сидел Бойкош на берегу, вдруг смотрит, – плывет по реке конский навоз. Странным это показалось юноше. Так как он знал, что выше по реке никто не живет. Пошел вверх по течению. Долго шел Бойкош и, наконец, увидел в логу одинокую юрту. Подошел он ближе, а рядом с юртой сидит дряхлый старик. Тут же пасутся кони, и среди них ходит тощая лошадь. Одна кожа да кости. Ничего не стал спрашивать старик у юноши. А подвел к нему ту самую лошадь. Рассмеялся Бойко: «Да такая лошадь умрет скоро!» Улыбнулся старик и велел нагрузить коня двумя мешками с песком, а самому Бойкошу сесть на него. Сел юноша на коня, и чем быстрее ехал на нем, тем сильнее становился конь. Наконец, пошла из ушей коня пена. Понял Бойкош, что не на простом коне сидит, а на волшебном – аргымаке. Поблагодарил он старика и помчался скорее к себе домой, на родину.
А в это время сидел старый зайсан у очага и смотрел на огонь. Вдруг зазвенели железные колечки на тагане, пламя в огне метаться стало, разные образы принимает. Понял зайсан: весть какая-то будет от сына. Тут вбежали в аил люди и стали ему рассказывать, что летит по небу. Как по земле бежит необычный конь, а на нем Бойкош сидит. Выбежал старик из аила. А на встречу ему сын его, Бойкош, торопиться. Донес его до родины аргымак. Обрадовался зайсан, но ловить аргымака запретил. С тех пор облетает Аргымак всю землю. Где остановиться, там цветы цветут, аилы появятся, люди счастливо жить начнут…» Алтайцы сопротивлялись набегам казахов. Об этом тоже есть легенды. «Когда алтайцы уходили воевать с казахами, то каждый воин брал с собой камень, и бросал его на Моонском перевале, там, где река Моон впадает в Коксу. Когда возвращались обратно, уцелевшие воины также бросали по камню. Так на перевале образовались две кучи камней: одна большая, другая гораздо меньше. Но алтайцы победили казахов, так как были лучше вооружены: у них были ружья и порох. А у казахов – только луки да пики». Набеги и разбой прекратились, когда русские заселили верховья Иртыша и Бухтармы, когда укрепилась линия крепостей. Словарь: Шуленга - мелкий старшинау алтайцев.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.008 с.) |