Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность Сперанского М.М.
В марте 1819 г. тайный советник М.М.Сперанский, назначенный генерал-губернатором (наместником) Сибири, отправился в свою трехлетнюю поездку по вверенному ему краю. Он должен был проверить сибирские дела, исправить их и провести реформу государственного и местного управления Сибирью. Результатом деятельности Сперанского М.М. стали не только громкие расследования и судебные процессы над множеством чиновников всех рангов за злоупотребления (более 600 человек), но и изменение управления Сибирью. В ходе знакомства с жизнью разных сибирских территорий и групп коренного населения, в процессе сбора сведений и материалов их хозяйственно-бытовых укладов и способов внутреннего управления родился законодательный документ обще сибирского значения «Устав об управлении инородцев» (1822 г.). В «Уставе об управлении инородцев» впервые в качестве официального термина для наименования сибирских аборигенов появляется слово «инородцы». «Под именем инородных разумеются все племена не российского происхождения, в Сибири обитающие», - дано определение в «Своде Законов Российской империи». Причинами появления Устава Сперанского была необходимость дальнейшего развития российского общества, укрепление законодательных установок в системе государственности. Содержание «Устава об инородцах» Права ясачных объясняются в первой главе, которая так, и называется «Права инородцев». Население Сибири делилось на три разряда: оседлое, кочевое и бродячее. В §3 ко второму –кочевому разряду причислены: кочующие земледельцы и часть других ясачных Бийского и Кузнецкого ведомства. В § 13 сказано, что оседлые инородцы уравниваются с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступают. Право на земли инородцев «ими владеемые» или «ими обитаемые». объявлялось в § 20 и § 28. Россиянам строго запрещалось селиться на землях, отведенных аборигенам (§ 28). Относительно, внутреннего самоуправления в §§ 34 и 85 говорилось об управлении «своими родоначальниками и почетными людьми, из которых составляется их степное управление» и «по степным законам и обычаям каждому племени свойственным. Вопрос о вероисповедании оговаривался в § 53, по которому кочевые инородцы пользуются свободою в вероисповедании и богослужении. К каким последствиям могли привести эти положения в будущем?
Об управлении оседлых инородцев говорилось, что они могут выбирать старосту на общих основаниях как и в русских селениях, если они жили отдельными деревнями. Если «число душ в селениях достаточно», то они «составляют особенную волость» и волостная управа в этом случае аналогична той, что действует в крестьянских волостях. В случае недостаточного количества оседлых инородцев их причисляют к русским деревням и русским волостям. Для кочующих инородцев предлагалось сочетание в управлении уже сложившихся принципов с новыми, направленными на количественное наполнение податных единиц. Поэтому улусы численностью не менее 15 семейств имели свое родовое управление, а небольшие улусы причислялись к ним. Несколько улусов одного рода» подчинялись Инородной управе. Инородные управы имели следующие обязанности перед государством: «Народосчисление, расклад сборов, правильный учет всех сумм и общественного имущества, распространение земледелия и народной промышленности и ходатайство у высшего начальства о пользе родовичей (§ 119)». Статья 157 определяла подчинение инородцев земским судам и земской полиции и никому более, т.е. ограничивала законом вмешательство в их внутренние дела. [ВЛАДИМИР2] Земская полиция должна была доносить начальству о недостатке продовольствия (§216), возлагалось проведение прививок от оспы (§ 218). Она же наблюдала, чтобы торговцы брали подводы у инородцев с их согласия и за плату (§ 221). Земская полиция надзирала над Инородными управами. Ряд статей перечисляет причины, по которым в стойбищах могли появиться казаки и чиновники, что было важно в смягчении произвола. Они имели право въезжать в инородческие поселения для ревизии порядка управления. Для следствия, для сбора податей (в случае каких-либо неурядиц с этим у местных управленцев) и для надзора за порядком на ярмарках – и только. Подчеркивалось, что приезды должны быть редки, и в то же время стараться совмещать разные задания (§ 237, 239). Появляться за ясаком надлежало только в том случае, когда выплаты не производились в течение 2 лет (§ 240).
Три статьи «Устава» предписывают губернатору лично или его доверенному чиновнику раз в год посещать стойбища инородцев, внимать их жалобам и нуждам, прекращать беспорядки, отсылать виновных к суду. После каждой годовой ревизии губернатор должен был доносить начальству о положении инородцев. Уголовное следствие и суд в отношении инородцев проводились только в случаях тяжких преступлений и важных происшествий. Менее важные дела и проступки рассматривались на основе обычного права Сборы с инородцев определялись трех видов: казенные подати, земская повинность, повинности внутренние – на содержание Инородных управ. Подати могли сдавать «мягкой рухлядью» или деньгами через Инородные управы. Кроме Родовых управлений, никто не вправе производить сбор с инородцев, даже Инородные управы и земское начальство.
Значение «Устава». Анализ «Устава» приводит к выводу о том, что в нем органично сочетаются традиции и новации управления инородцев. Его появление явилось смелой попыткой юридически оформить статус разных категорий сибирских народов. Это один из первых государственных документов не только России, но и в мире, признающий за неевропейскими народами человеческие права. Важнейшим правом сибирских народов по «Уставу» является сохранение ими собственных традиций и образа жизни, что помогло им многое сберечь из своего богатого культурного наследия. Обладание землями способствовало их более или менее стабильному существованию в привычном состоянии, поскольку предоставляло юридические основания для защиты аборигенных этнических территорий и просто земельных владений и мест обитания. Как не был совершенен и хорош «Устав об управлении инородцами», его претворение в жизнь сопряжено было с множеством препятствий. Вопросы и задания: Назовите причины разработки и принятия Устава. Перечислите основные права инородцев. Составьте схему управления инородцами по Уставу, сравните ее со схемой составленной вами к теме «Горный Алтай после присоединения к России». Что нового вводилось в управление инородцами? Что утрачивалось самобытного в управлении инородцами? Каковы последствия, на твой взгляд, претворения в жизнь «Устава об управлении инородцами»? В чем историческое значение Устава?
КТО ПРАВ? С самого начала «Устав об инородцах» вызывал различные мнения. Современники из прогрессивно настроенной сибирской общественности воспринимали его с изрядной долей скепсиса, а иногда и просто не принимали. «Замечательно доброжелательный по духу (Устав) не мог осуществляться и повел… только к недоразумениям… этот Устав не привился на деле в Сибири. Дух его остался непонятным, не усвоенным, а быт инородцев остается в том же, если не в худшем виде, чем до Устава» (Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы.) Современные историки социально-экономические последствия Устава для аборигенов Сибири оценивают двояко. Одни исследователи считают, что основное направление документа – сохранение самобытного уклада коренных сибирских народов, а его главная задача – ограничение вмешательства в их внутреннее самоуправление со стороны местной администрации (Бахрушин С.В., Миненко Н.А.). Другие – доказывают, что Устав Сперанского был ориентирован не на консервацию социально-экономической отсталости, а на создание условий для постепенного сближения инородцев с государственными крестьянами и на интеграцию первых в общероссийскую администрацию и экономическую систему. При этом подчеркивается, что функции органов крестьянского самоуправления ненамного разнятся с функциями родовых и инородческих управ. Что последние приближаются к первым (Дамешек Л.М., Марченко В.Г.). «Трудно согласиться с мнением об Уставе как о консервативном. Другое дело, что его создатели выступали против немедленной ломки традиционного уклада» (Конев А.Б.). Выскажи свою точку зрения на мнение современников и историков.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.041 с.) |