Дополнительный материал: из статейного списка сына боярского петра сабанского, направленного в мае 1646 года к телеутским князьям для приведения их к шерти (присяге) новому царю алексею михайловичу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительный материал: из статейного списка сына боярского петра сабанского, направленного в мае 1646 года к телеутским князьям для приведения их к шерти (присяге) новому царю алексею михайловичу



Лета 1654 в 3 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михпйловича всея Руси указуи по приказу воевод князяОсипа Ивановича Щербатого да Ондрея Офонасьевича Молвянинова да дьяка Бориса Патрикеева посылан я, Петр Сабанский, ис Томского города а дан мне, Петру, наказ за государевою томскою печатью и за дьячьею приписью. Да со мною посылан толмач Федька Федоров да служилые люди Федька Алпатов, Ивашка Коломнин, Стапка Иванов Астраханцев в Белые калмыки ко князцу Коке да и брату ево Кулудаю, к Обаковым детям да в орчаки ко князцу Когутею да к брату ево Мохнаю да х князцу укую да в Чорные калмыки к тайше х Куле и к улусным их людем.

…Июня в 12 день я, Петр, приехав в белые калмыки ко князцам х Коке и к брату ево Кулудаю к Обаковым детям и к улусным людем. Говорил им чтобы они, князцы и лутчие их улусные люди ехали со мною, Петром, в Томской город шертовать за государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси и ево государеву матерь за благоверную государыню царицу и великую княгиню Евдокию Лукьяновну по прежнему по шертовальной записке как они шертовали блаженные памяти государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси // И князцы Кока и брат ево Кулудай Обаковы дети, выслушав, сказали, што они, Кока и брат ево Кулудай преж сево государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси и ево государевым людем дурна никакого не бывало, а коли государь царь и великий князь // Алексей Михайлович всеа Руссии изволил нас де … к шерти привести и мы де ради государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руси шертовать здесь у себя в улусе, а в томской отнюдь нам никоторыми мерами ехать нельзя, потому что де они на весну ожидаем на себя войною мугальских людей //

… А государева жалования белым калмыкам за шерть сукна дано князцу Коке портища доброго сукна настрафилю червчатого три аршина. Ему же портище летчины красные четыре аршины без чети // Ему ж, Коке, за лошадь, что он, Кока, государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Руси челом ударил в Томском дано портище настрафили червчатой три аршина.

Да ж воеводския поминки дано три портища летчины зеленой по три аршина без четверти.

Кокину брату Кулудаю портища настрафили червчатой три аршина. (Следует перечень даров другим лицам из окружения Коки, вин, меду. Далее Сабанский излагает обсуждение взаимных претензий и обид).

(ЦГАДА, ф.214, Сибирский приказ, оп. 1, стлб.252, л. 122-142.)

 

О шерти Коки Абакова

Зимой 1650 года из Москвы пришел указ об обязательном приведении к шерти Коки Абакова. Выполняя его, томские воеводы снаряжают очередное посольство во главе с И.Петровым, которое прибыло в улус Абакова 5 апреля 1650 года. В тот же день князь радушно встретил послов в своей юрте. После взаимных приветствий Коке была зачитана «наказная память». Выслушав ее, князь согласился дать шерть. Взяв в руки поднесенную послом чашу с вином, он поклялся «быть… под государя высокою рукою в вечном холопстве навеки неотступно. А коль нарушу клятву, то пусть буди на мне божий огненный меч и проклят я буду в сем веку и будущем. Засвидетельствовав шерть, И.Петров выдал Коке, его брату, сыну, дяде и «лучшим улусным людям» государево жалованье и в конце апреля вернулся в Томск. (История Горного Алтая. Под ред. Н.Ф.Иванцовой, Н.С.Модорова. т.1. Бийск, 2001, С.150.)

На основании данного описания расскажи о принятии присяги князьями. Почему в тексте присяги говорится о холопстве? Мог ли быть князь холопом? Кто это такие? Какой смысл заложен в этом понятии вот отрывке?

Вопросы и задания: Какими были отношения между русскими властями в Сибири и телеутскими князьями? Почему период мира сменялся военными набегами кочевников и ответными репрессиями русских властей? Что, на твой взгляд, быдо главной причиной нестабильных отношений между русскими и телеутами? Какова роль внешнеполитического фактора в отношениях сибирских властей и кочевников? Почему воеводы стремились наладить отношения с князьями в первую очередь мирным путем?

Словарь: шерть – присяга, сопровождавшаяся символическими обрядами;

Кыштым – данник, зависимый человек

Джунгарское ханство.

Историческая справка.

Ойратами принято называть западных монголов. Однако это наименование долго служило не только для монгольских, но и многих тюркских родоплеменных групп, входивших в состав Джунгарского ханства.

Конец XIV- первая половина XV вв.– это время политической гегемонии ойратов в монгольских степях. После изгнания из Китая последнего Великого монгольского хана началась ожесточенная борьба за ханский трон. Монголия фактически распалась на два независимых друг от друга владения – западное, где преобладали ойраты и восточное, которое находилось под контролем потомков Юаньских императоров.

Оттесняемые восточномонгольскими феодалами, ойраты постепенно продвигались на запад, вступая в контакты с Казахскими ханствами, государствами Средней Азии. В конце XVI – начале XVII в. ойратские племена (торгоуты, хошоуты, дербеты, чоросы и др.) прочно обосновались в районе между реками Иртыш и Или, получившим позднее название Джунгарии от монгольского словосочетания «зун гар» или левая часть, левая сторона.

Среди соседних тюркоязычных народов ойраты стали известны под именем калмыков. От них этот термин был заимствован русскими. Ойраты Джунгарии сами себя так не называли.

Термин «калмыки» закрепился и стал самоназванием ойратов, переселившихся в первой трети XVII века на Волгу (большинство их принадлежало к племени торгоутов). Причиной переселения на Волгу называют нехватку пастбищ. Ими было создано Калмыцкое ханство, попавшее в вассальную зависимость от России.

В китайских источниках ойратов называют элюты (олоты).

 

1. Образование и политическая история Джунгарского ханства

С уходом из Джунгарии большей части торгоутов у ойратов усиливается племя чорос во главе с Хара - Хулой (Кара-Кула).

В середине 30-х годов XVII в., в период правления Батура-хунтайджи (1635 – 1634), ойратские племена объединились в единое государственное образование – Джунгарское ханство. В начале своего правления Батур-хунтайджи устанавливает отношения с российскими воеводами. Он разрешил русским вывозить соль с Ямышевского озера, возвращал беглецов от уплаты ясака (например, барабинских татар в 1628 г.). Когда Батур добился главенствующего положения среди ойратских феодалов и усилился, он изменил свое отношение к русскому освоению Сибири и сам стал собирать дань с барабинских татар, с которых уже брали ясак царские воеводы.

После его смерти сын Галдан продолжил политику укрепления государства. При жизни отца Галдан воспитывался в Тибете у Далай-ламы. В 1671 г. он вернулся на родину и объявил себя ханом. Он вмешался в междоусобную войну халхасских феодалов, разбил их и едва не подчинил себе всю Монголию. Но вмешалось китайское правительство, которое присоединило Халху (кочевья восточных монголов) в 1688 году к себе. Неоднократно на Галдана совершались покушения дальних родственников, но все их попытки были безуспешны.

Умершего в 1697 году Галдана похоронили сожжением, собрав кости в урну. Ему наследовал Цэван-Рабдан (1697-1727). При нем Джунгария достигла могущества. Были покорены Старшая и Средняя казахские орды и ряд городов восточного Туркестана: Кашгар, Аксу, Турфан, Яркенд и др.

Главной целью внешней политики Цэван – Рабдана и Галдан – Церена было присоединение Халхи к Джунгарскому ханству и образование на этой основе единого монгольского государства под властью чоросской династии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.007 с.)