Глава 2. Присоединение или добровольное вхождение Горного Алтая в состав России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Присоединение или добровольное вхождение Горного Алтая в состав России



Оглавление

Введение

Глава 1. Алтай в составе Джунгарского ханства(17-сер.18 вв).

§ 1. Отношения между Россией и телеутами 5

§ 2.Джунгарское ханство 13

§ 3-4. Горный Алтай в составе Джунгарии 18

Глава 2. Присоединение или добровольное вхождение Горного Алтая в состав России

§ 5. Междоусобицы в Джунгарском ханстве 29

§ 6. Разгром Джунгарского ханства 33

§ 7. Борьба алтайцев с цинско-монгольскими отрядами 41

§ 8-9. Один из вариантов исторического пути алтайского народа 45

§ 10. Решение вопроса о южных районах Горного Алтая между Россией

и Китаем в первые годы после принятия российского подданства 56

§ 11. Решение вопроса о Южном Алтае 63

Глава 3. Горный Алтай во 2 пол.18 – 1 пол.19 вв.

§12. Горный Алтай после присоединения к России 69

§ 13. Социальное устройство алтайцев 77

§ 14. Реформа Сперанского М.М. 82

§ 15. Последствия реформы Сперанского 93

§ 16.Начало освоения русским населением территории Горного Алтая

§ 17-18. Основание Алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае 105

19. Миссионерские селения 1 пол.19 в. 112.

Успехов вам в познании родного края.

Глава 1. Алтай в составе Джунгарского ханства

(XVII-середина XVIII вв.)

Отношения между Россией и телеутами

Историческая справка. Разгром Сибирского ханства.

 

Ты уже знаком с походом Ермака? Вспомни, кто это такой? Что ты о нем знаешь? С какой целью отправился Ермак с казаками за Уральские горы? Каковы итоги этого похода?

После гибели Ермака, уцелевшие казаки, покинули Кашлык и начали отступать к Уральским горам. Казалось, что русским завоевать Сибирь не удалось.

К этому времени правительство царя Федора осознало значение Сибири и предприняло энергичные шаги к восстановлению и упрочению русского контроля над этой огромной территорией.

Ежегодно за Уральские горы отправляются дружины. Воеводе каждой дружины предписывалось в подходящем месте, обычно на берегу реки, построить крепость.

Эти укрепленные города превратились в центры русской администрации в Сибири. Хотя крепости и рассматривались, прежде всего, как военные укрепления, воеводы должны были стараться завоевать расположение местных племенных и родовых вождей, проявлять по отношению к ним дружелюбие и устанавливать ясак (налог мехом) не выше, чем они платили Кучуму до русского завоевания. В 1604 г. на реке Томи (притоке Оби) был построен Томск, ставший опорным пунктом продвижения русский на юг.

Хотя большая часть сибирских татар присягнула царю, Кучум продолжал свои отчаянные, но безуспешные попытки вернуть ханство на всем протяжении 90-х годов 16 в. В 1598 г. его разбил воевода г.Тары Иван Воейков. Кучум бежал, но многие члены его семьи – жены, дочери, сыновья, внуки – попали в плен. Воейков всех их отослал в Москву, где они были милостиво приняты царем Борисом. Один из сыновей Кучума, Арслан, который и доставил всех в Москву, впоследствии стал царем Касимова. Однако к этому времени в иртышских степях на юге Западной Сибири появилась новая угроза русским – калмыки.

Князь Кока и его политика

Весной 1636 г. Кока, узнав об ослаблении Кузнецкого гарнизона, часть которого была отправлена в степи и Саяны, нападает на него. Малочисленный гарнизон отбил атаки и нанес чувствительный удар, вынудивший их снять осаду города. Еще более враждебно относился к русским другой телеутский князь Мачик – племянник Абака, ставший после смерти дяди правителем второй части улуса. Несмотря на усилия сибирских воевод установить с ним дипломатические отношения, он не шел навстречу и продолжал нападать на русские уезды и объясаченные местными властями племена.

В первой половине 17 в. сибирские воеводы направляют на объясачивание населения северо-восточного Алтая. Эти меры встревожили телеутскую знать, которая считала население данной территории своими данниками – кыштымами. Это привело к обострению отношений между царскими воеводами и телеутской знатью. В 1646 г. в отписке кузнецкого воеводы А.Зубова сообщается, что родичи и улусные люди Коки били, грабили и уводили к себе в улусы ясашных Кондомской и Кумандинской волостей. Лишь в 1650 г. Кока принимает присягу - русское подданство. Это было вызвано усилением власти Томского воеводы и обострением отношений с улусом Сакыла, вассала джунгарского хана.

Однако через год отношения осложнились. Причиной их была борьба из-за ясашного населения. Кока предъявил требование вернуть бежавших в Кузнецк 11 семей телеутов. Его беспокойство вызывала, и просьба Самарган Ирги построить острог в устье Бии и Катуни, что привело бы к окончательной потере алтайских данников. Телеуты грабят окрестности Кузнецка, уводят телесов во главе с их князцом Айдаром, возбновляется сбор дани с Кузнецкой волости.

Попытки воевод с помощью посылки посольств успеха не имели. В конце мая 1658 года к Коке было направлено посольство Дмитрия Вяткина. Князь к прибывшим послам отнесся довольно высокомерно, причиной которого могли быть успехи в борьбе с джунгарами. На протяжении нескольких дней он не допускал их до себя, ведя переговоры через своего представителя. И лишь угроза нападения ойратов сделала Коку несколько сговорчевее. При этом он настаивал на участии послов в сражении. Послов силою взяли на бой, который закончился для Коки поражением. Оказавшись в трудном положении, он дал согласие подтвердить свою шерть,при условии, что она будет дана в его улусе и после возвращения плененных русским телеутов. Воеводы согласились с условиями Коки

В сентябре этого же года Кока и Мачик, «лучшие люди» телеутов приняли присягу – шерть. Кока и Мачик обещали быть «в вечном холопстве неотступно навеки», не совершать набегов на города и уезды, не чинить обид ни русским людям, ни ясашным. Было объявлено, что Кока отправляет послов в Москву.

Послами в Москву были направлены Мамруч, Келкер, Дайчин, Чиик и другие. Они добирались до Москвы более трех месяцев. Послы были приняты в Посольском приказе. Решить основную задачу – получение военной помощи -не сумели. В итоге переговоров был заключен новый телеутско-русский договор.

Во всей истории русско-телеутских отношений 17 в. посольство в Москву 1658-1659 гг. было событием большой важности и оказало большое влияние на дальнейшую судьбу телеутов. Последствием этих переговоров было прекращение набегов, восстановление и развитие торговли.

В 60-70-е годы 17 в. усиливается киштимская зависимость телеутов от Джунгарии. В начале 60-х годов усиливаются набеги телеутов на кузнецкие и томские земли. Эти действия вызывали ответные меры воевод. Только в 1663-1664 гг. было совершено два карательных похода в район Марети.

В 1663 г. Кока признает зависимость от ойратов-джунгар. Джунгарский хан Сеньги взял под защиту телеутских князей – кыштимов.

Что это за Джунгарское ханство? Когда оно возникло и какое значение имело для народов Южной Сибири? Об этом ты узнаешь из следующего параграфа.

Таким образом, первая половина 17 в. была направлена Россией на продвижение и накрепление территорий в южной Сибири. В своём продвижении на юг она встретилась с довольно сильным политическим объединением – телеутским. Выполняя указание центральных властей воеводы не располагающие значительными военными силами в Сибири, делают все, чтобы путем договоров, присяги князей на верность русскому царю присоединить земли. Сложность выполнения поставленной цели усугублялась существованием государства Алтын-ханов, казахских орд, а затем и Джунгарии.

 

О шерти Коки Абакова

Зимой 1650 года из Москвы пришел указ об обязательном приведении к шерти Коки Абакова. Выполняя его, томские воеводы снаряжают очередное посольство во главе с И.Петровым, которое прибыло в улус Абакова 5 апреля 1650 года. В тот же день князь радушно встретил послов в своей юрте. После взаимных приветствий Коке была зачитана «наказная память». Выслушав ее, князь согласился дать шерть. Взяв в руки поднесенную послом чашу с вином, он поклялся «быть… под государя высокою рукою в вечном холопстве навеки неотступно. А коль нарушу клятву, то пусть буди на мне божий огненный меч и проклят я буду в сем веку и будущем. Засвидетельствовав шерть, И.Петров выдал Коке, его брату, сыну, дяде и «лучшим улусным людям» государево жалованье и в конце апреля вернулся в Томск. (История Горного Алтая. Под ред. Н.Ф.Иванцовой, Н.С.Модорова. т.1. Бийск, 2001, С.150.)

На основании данного описания расскажи о принятии присяги князьями. Почему в тексте присяги говорится о холопстве? Мог ли быть князь холопом? Кто это такие? Какой смысл заложен в этом понятии вот отрывке?

Вопросы и задания: Какими были отношения между русскими властями в Сибири и телеутскими князьями? Почему период мира сменялся военными набегами кочевников и ответными репрессиями русских властей? Что, на твой взгляд, быдо главной причиной нестабильных отношений между русскими и телеутами? Какова роль внешнеполитического фактора в отношениях сибирских властей и кочевников? Почему воеводы стремились наладить отношения с князьями в первую очередь мирным путем?

Словарь: шерть – присяга, сопровождавшаяся символическими обрядами;

Кыштым – данник, зависимый человек

Джунгарское ханство.

Историческая справка.

Ойратами принято называть западных монголов. Однако это наименование долго служило не только для монгольских, но и многих тюркских родоплеменных групп, входивших в состав Джунгарского ханства.

Конец XIV- первая половина XV вв.– это время политической гегемонии ойратов в монгольских степях. После изгнания из Китая последнего Великого монгольского хана началась ожесточенная борьба за ханский трон. Монголия фактически распалась на два независимых друг от друга владения – западное, где преобладали ойраты и восточное, которое находилось под контролем потомков Юаньских императоров.

Оттесняемые восточномонгольскими феодалами, ойраты постепенно продвигались на запад, вступая в контакты с Казахскими ханствами, государствами Средней Азии. В конце XVI – начале XVII в. ойратские племена (торгоуты, хошоуты, дербеты, чоросы и др.) прочно обосновались в районе между реками Иртыш и Или, получившим позднее название Джунгарии от монгольского словосочетания «зун гар» или левая часть, левая сторона.

Среди соседних тюркоязычных народов ойраты стали известны под именем калмыков. От них этот термин был заимствован русскими. Ойраты Джунгарии сами себя так не называли.

Термин «калмыки» закрепился и стал самоназванием ойратов, переселившихся в первой трети XVII века на Волгу (большинство их принадлежало к племени торгоутов). Причиной переселения на Волгу называют нехватку пастбищ. Ими было создано Калмыцкое ханство, попавшее в вассальную зависимость от России.

В китайских источниках ойратов называют элюты (олоты).

 

1. Образование и политическая история Джунгарского ханства

С уходом из Джунгарии большей части торгоутов у ойратов усиливается племя чорос во главе с Хара - Хулой (Кара-Кула).

В середине 30-х годов XVII в., в период правления Батура-хунтайджи (1635 – 1634), ойратские племена объединились в единое государственное образование – Джунгарское ханство. В начале своего правления Батур-хунтайджи устанавливает отношения с российскими воеводами. Он разрешил русским вывозить соль с Ямышевского озера, возвращал беглецов от уплаты ясака (например, барабинских татар в 1628 г.). Когда Батур добился главенствующего положения среди ойратских феодалов и усилился, он изменил свое отношение к русскому освоению Сибири и сам стал собирать дань с барабинских татар, с которых уже брали ясак царские воеводы.

После его смерти сын Галдан продолжил политику укрепления государства. При жизни отца Галдан воспитывался в Тибете у Далай-ламы. В 1671 г. он вернулся на родину и объявил себя ханом. Он вмешался в междоусобную войну халхасских феодалов, разбил их и едва не подчинил себе всю Монголию. Но вмешалось китайское правительство, которое присоединило Халху (кочевья восточных монголов) в 1688 году к себе. Неоднократно на Галдана совершались покушения дальних родственников, но все их попытки были безуспешны.

Умершего в 1697 году Галдана похоронили сожжением, собрав кости в урну. Ему наследовал Цэван-Рабдан (1697-1727). При нем Джунгария достигла могущества. Были покорены Старшая и Средняя казахские орды и ряд городов восточного Туркестана: Кашгар, Аксу, Турфан, Яркенд и др.

Главной целью внешней политики Цэван – Рабдана и Галдан – Церена было присоединение Халхи к Джунгарскому ханству и образование на этой основе единого монгольского государства под властью чоросской династии.

Борьба за Алтай

Есть сведения, что ойраты появились в Горном Алтае в конце XVI- начале XVII в. Их проникновение на Алтай было связано с борьбой с хотогойским государством Алтын-ханов и Казахским ханством. По мнению некоторых историков, именно в 20-е годы XVII в. ойраты начали облагать данью коренное население Горного Алтая и бассейна Верхней Оби. В эти годы ойратские князья во главе с Харакулой (Кара-Кулой) вынашивали планы нападения на опорные центры Русского государства в Южной Сибири – Томск и Кузнецк. Коренное население Южной Сибири нередко оказывало ойратам ожесточенное сопротивление, действуя иногда в союзе с русскими.

После образования Джунгарского ханства вторжение ойратов в Горный Алтай приобрело систематический характер. В основе внешней политики ойратских ханов лежало стремление овладеть пушными и рудными богатствами края, увеличить численность податного населения, расширить территорию ханства, создать буферную зону на границе Русского государства в Сибири.

Об упорной борьбе, разгоревшейся между русскими и джунгарами на Алтае, свидетельствует тот факт, что Бийская крепость была построена лишь 100 лет спустя после основания Кузнецка (1618 г.).

Продвижение ойратов на Алтай и Верхнее Приобье осуществлялось, главным образом, с юго-запада. К середине XVII в. южные алтайцы оказались в составе Джунгарского ханства, а отдельные роды, давно признавшие русское подданство, стали двоеданцами. Вспомни, когда телеутские князья окончательно попадают в зависимость от джунгарского хана? Некоторым из телеутских князей ханы присваивали титулы, доверяли сбор алмана и т.п.

Борьба за джунгарский трон

Галдан-Церен умер в сентябре 1745 г. Трон он завещал не старшему незаконнорожденному сыну, а несовершеннолетнему Цеван-Дорджи, которому было 13 лет. Он был провозглашен ханом в 1746 г. под именем Аджа-хан.

Правление малолетнего хана ознаменовалось массовыми казнями, заговорами, резким падением авторитета и ослаблением центральной ханской власти, развалом экономики. Почему это происходило? Какие похожие события из истории России ты знаешь?

Знатные люди, в том числе родственники Аджа-хана, свергли его и убили. Новым ханом становится Лама-Дорджи, старший сын Галдан –Церена. Но он не получил широкой поддержки знати. Она не могла смириться с тем, что Лама-Дорджи был сыном наложницы. Среди недовольной знати все большую роль начинает играть Даваци (монг.Дабачи), внук Цеван – Рабдана. Его сподвижником в борьбе за ханский престол стал нойон Амыр – Сана (Амырсана), которому Даваци в случае победы обещал большой удел. Родовое владение Даваци находилось в тарбагатае, как и владение Амыр-Саны, с которым Даваци связывала и дружба.

Потерпев вначале поражение, они в 1751 году вынуждены были бежать к казахам, в Средний жуз, где нашли убежище у хана Аблая. Через год они вернулись на родину и продолжили борьбу против Лама- Доржи. В январе 1753 года Лама-Дорджи был свергнут и Даваци провозглашен новым ханом.

Вызов Амыр-Саны

После воцарения Даваци Амыр-Сана потребовал от него раздела ханства и передачи ему земель населенных теленгитами. Хан ответил отказом: «…нигде того, дабы в одной землице были два владельца не водитца». Несмотря на эти разногласия, Амыр - Сана снова поддержал Даваци в борьбе против выступивших против него князей. Совместными усилиями они нанесли им поражение

Что лежало в основе союза Амыр-Саны и Даваци? Амыр-Сана не принадлежал к влиятельным слоям ойратов, хотя и происходил из аристократического рода «цаган туг хойт» («хойт белого знамени»). Предки Амыр-Саны в начале XVII в. вместе с торгоутами покинули Джунгарию и до начала XVIII в. жили на Волге. Его дед в 1701 г. вместе с Санджибом прибыл с Волги в Джунгарию и был там задержан. Отец Амыр-Саны, Уйзен-Хошучи, был женат на дочери Галдан – Церена, от брака с которой в 1722 г. и родился Амыр-Сана. Первой женой Амыр-Саны была Делег_Доржи, дочь одного из дербетских князей, от которой он имел сына и двух дочерей. Второй его женой была Битей, вдова его старшего брата, умершего от оспы.

Из источников следует, что до 1754 г. Амыр-Сана не только не оспаривал прав Даваци на ханский трон, но и всячески помогал ему овладеть им. В ходе этой борьбы Амыр-Сана увеличил численность своих подвластных и решил бросить вызов Даваци.

Зимой 1753-1754 гг. он начинает с ханом вооруженную борьбу. Что явилось ее причиной? Точно мы не знаем. Возможно, она возникла, потому что хан Даваци не выполнил обещаний, данных Амыр-Сане. В междоусобице участвовали и теленгитские зайсаны. Китайские источники указывают, что в решающем сражении Даваци и Амыр-Саны, приняло участие восьмитысячное «урянхайское» войско, возглавляемое Мамутом. После поражения Амыр-Сана бежал с отрядом в триста человек в Горный Алтай, и через Телецкое озеро ушел в сторону Цинской империи. Он обратился к китайскому императору с просьбой дать ему войска для свержения Даваци.

Вахмистр Беседнов, ездивший весной 1754 года в ставку зайсана Омбы в Кан, сообщал, что в это время «зайсаны алтайские уезжали на помощь к Даваци-хану» и возвратились обратно в августе того же года. «И привезли ево Амырсананеву жену и детей, а многие в полон, взяты, а сам де он Амырсанай, ушел в семи зайсангах в мунгалскую сторону». Беседнов видел в алтайских кочевьях ойратских пленных, дорогие вещи и утварь, принадлежавшие раннее Амыр-Сане и его подвластным. Амыр-Сана не простил этого алтайским князьям и постарался с помощью Цинов отомстить им.

Вопросы и задания. Назови причины усобиц в Джунгарском ханстве.

Почему, на твой взгляд, победил Даваци? В чем причина конфликта Даваци и Амыр-Саны? Почему алтайские племена приняли участие на стороне Даваци? Каким образом, по твоему мнению, должны развиваться события далее?

Словарь: Алман – подать, которую платили жители Алтая в пользу монгольских правителей

Зайсан – титул китайского происхождения, заимствованный монголами, от которых перешел к алтайцам, тувинцам и т.д. Означало правитель рода, отока, дючины.

Термин «урянхай, урянхайцы» был воспринят русским от монголов и маньчжуров, обозначавших таким образом тюркское население Саяно-Алтая и Монголии.

Дополнительный материал: Территория обитания «алтайских урянхайцев» разделялась на кочевья нескольких зайсанов. Гулчугай кочевал со своим народом в вершинах рек Бухтармы, Берели, Нарына, а зимой спускался на Иртыш и его приток Аблайкет – туда, где ойратский Аблай выстроил в 17 веке буддийский монастырь. Земли зайсана Бобоя – долина Бухтармы и правых ее притоков около Усть-Каменогорской крепости. По реке Кырлык располагались кочевья зайсана Наамкы. Верховья Чарыша, реки Кан, Ябоган, Кенгинское озеро –владения зайсана Омбо. Рядом с ним стоял Менку-Бато. Ставка Омбо находилась на реке Кан. В русских официальных бумагах владения Омбо именовались «кан-каракольская землица» либо «зенгорские, канские, каракольские волости». Поскольку дючины Омбо непосредственно примыкали к казачьей линии, русские военные власти постоянно поддерживали с ним власть.

Будучи вассалом джунгарского хана, Омбо тем не менее обладал значительной самостоятельностью в своих действиях и вступал в прямые контакты с представителями иностранного государства – России.

Алтайская легенда о этих событиях. «Умер Ойрот-хан (Галдан-Церен) и Амыр-Сана воцарился над народом. На Алтае жил князь Чаган-Нараттан (монг.имя). Чаган-Нараттан боролся с Амыр-Саной, произошла битва. Чаган-Нараттан бежал, хотя борьба еще продолжалась. И спасся бегством, укрывшись со своими шестьюдесятью двумя людьми в пещере на Катуни. Алтайцы прогнали Амыр-Сану за Иртыш, но князя своего среди мертвых не нашли. Стали они искать его везде. Наконец, нашли в пещере, далеко от места битвы. Он снова бежал, на этот раз от своих. Но на речке Бийтуткан его поймали. Поэтому речка и получила такое название: «господин пойман». Рассерженные за трусость, бия, алтайцы сказали: «Как ты покинул нас на войне, так и мы покинем тебя в мире – не будешь ты больше нашим князем». (Шерстова Л. Тайна долины Теренг. Горно-Алтайск, 1997.)

§ 6.Разгром Джунгарского ханства.

Причины и повод к войне.

Цинская империя, не раз пытавшаяся завоевать Джунгарию, внимательно следила за ходом событий в стране и готовилась к войне с джунгарами. Готовились к войне и джунгары. Увеличивая армию, они принуждали своих данников, в том числе и алтайцев, пополнять ее состав их отрядами. В случае отказа прибегали к насильственным мерам.

Алтайское население с тревогой следило за событиями в Джунгарии. Джунгарцы распускали слухи о возможном уводе русскими «новоподданных» (принявших российское подданство) в уезды России.

Поводом для войны Цинского Китая с Джунгарией послужило обращение Амыр-Саны оказать помощь в его борьбе с Дабаци.

Потерпев поражение, Амыр-Сана бежал через Телецкое озеро, Кобдо в Халху. Там он явился к цинским властям и заявил о своем желании служить Цинской династии. Его отправили в Пекин. При дворе Амыр-Сану встретили с большой радостью. Император пожаловал ему титул князя первой степени и обещал помощь в овладении джунгарским троном. Цинская империя увидела в Амыр-Сане удобное орудие в борьбе за осуществление своей заветной цели – уничтожение Джунгарского ханства.

Многие тюркские отоки, занимавшие бассейн реки Кобдо, под угрозой захвата цинскими войсками стали переселяться во второй половине 1754 года в южные районы Горного Алтая – верховья Чуи и Катуни. Летом этого же года цинские войска вслед за беглецами пришли сюда. Лишь небольшую часть алтайцев (445 человек) им удалось «привести в покорность». Большинство отказалось принять подданство и вернуться на покинутые кочевья. В ответ на это завоеватели увели с собой молодых алтайцев, перебив пожилых и больных.

Ход войны

В начале весны 1755 года в Джунгарию вторглась огромная цинская армия. Она была поделена на две колонны. По плану они должны были, разбив противника, соединиться на реке Или. В авангарде северного крыла шли отряды Амыр-Саны, которому император пожаловал титул цинь-ван (князь первой степени).

Джунгарское ханство истощенное многолетними распрями, не смогло оказать сколько - нибудь серьезного сопротивления захватчикам. В глазах простого люда это вторжение цинских войск, в авангарде которых шли ойратские отряды, возглавляемые известными джунгарскими князьями, было продолжением княжеских усобиц. С возвращением Амыр - Саны многие надеялись положить конец кровопролитным внутренним войнам. Цинские войска встречали вином и молоком. Большую роль сыграло распространение «прокламаций» и манифестов, в которых маньчжуры * уверяли население, что пришли «наказать» злодея Даваци, восстановить в ханстве мир и покой.

14 мая авангард цинской армии во главе с Амыр-Саной вступил в долину реки Текес, где встретился с немногочисленными отрядами Даваци. Не приняв боя. Хан бежал, бросив жену и детей. Он отправился в сторону Кашгара. 8 июля его схватили мусульманские правители г. Куча и передали в руки Амыр-Саны, который доставил пленника в ставку цинской армии. Китайский император отнесся к «злодею» милостиво. Даваци было пожаловано княжеское звание, отведено жилище в Пекине и разрешено каждый день видеть императора.

Летом 1755 года Джунгарское ханство прекратило свое самостоятельное существование. Цель, которую так долго преследовали маньчжуры, была достигнута.

Маньчжуры решили разделить Джунгарию на четыре независимых друг от друга владения. Владения возглавляли преданные ойратские князья. Они должны были подчиняться назначенному из Пекина чиновнику. Власть всеойратского хана была упразднена.

3. Восстание Амыр - Саны. Не успели цинские солдаты добраться до дома, как в Джунгарии вспыхнуло восстание, которое возглавил обманувшийся в своих расчетах стать ханом нойон Амыр - Сана.

Разгромив оставшийся в Джунгарии небольшой отряд цинских войск, Амыр - Сана принялся за создание широкой коалиции всех антиманьчжурских сил, включая казахов, киргизов, алтайцев. На призыв Амыр-Саны откликнулись некоторые нойоны и зайсаны. Его приглашение отклонили те, кто считал унизительныи подчиниться человеку недостаточно высокого происхождения. А также те, кто затаил старую вражду. Не присоединились к Амыр-Сане и улусы. Правители которых в свое время поддержали Даваци. А потому опасались мести. В Конце 1755-начале 1756 г. сторонники Амыр-Саны провозгласили его ханом.

После начала восстания в Джунгарии в кочевьях алтайцев появился, присланный от Амыр - Саны, зайсан Нима. Он призывал зайсанов отправиться с войсками на помощь восставшим ойратам, но в памяти людей живы были события 1754 г. Зайсаны не только не откликнулись на этот призыв, но и сообщили о появлении эмиссаров Амыр - Саны в Горном Алтае цинским властям. Тогда Амыр - Сана перешел к методам жестоких расправ. Он пригласил зайсанов, якобы по повелению китайского хана и 15 человекам отсек головы.

Зайсаны Омбо, Боохол и другие прислали к командующему северной колонной цинских войск гонцов с известием о том, что Амыр - Сана приказывает им выступить ему на помощь.

Стараясь помешать присоединению алтайцев к восстанию, цинское правительство пыталось обещаниями и наградами привлечь их верхушку к сотрудничеству. В конце 1755 г. делегация зайсанов южных районов Горного Алтая, в состав которой входили Кучук, Гулчухай и Намкы, по приказу Пекина была доставлена в императорский дворец на аудиенцию к богдыхану. Император принял их, пожаловал им титулы и соответствующие знаки отличия, что по китайским традициям означало принятие зайсанов на службу императору. Они получили наказ к весне, когда цинская армия против Амыр - Саны пойдет, быть готовыми со своими войсками.

Цинское правительство вернуло войска к границам Джунгарии, и попыталась подавить восстание, пока оно не распространилось на большую территорию. Маньчжуры отпустили почти всех захваченных ими приближенных Даваци, щедро их наградив. Их рассказы способствовали тому, что многие вначале примкнувшие к Амыр - Сане покинули его.

Восстание охватывало, тем не менее, все новые районы Джунгарии. Зима 1755-1756 гг. прошла в подготовке сторон к решающим боям. В марте 1756 г. цинская армия вновь вступила на территорию Джунгарии. Распри среди возглавлявших восстание князей не позволили ойратам отразить неприятеля. Потерпев ряд поражений, Амыр - Сана с небольшой группой близких людей скрылся в кочевьях своего союзника султана Среднего жуза Аблая.

В течение 1756-1757 гг. наводнившие Джунгарию цинские войска расправлялись с ее населением. «Кто бы им из зенгорцев в руки не попал,- говорили убегавшие в Сибирь ойраты,- то уже как мужск и женск, больших и малых не единого не упускают, наголову побивают?» Была ли оправдана, с вашей точки зрения, подобная жестокость? Почему? Амыр - Сана, отчаявшись в успехе своего предприятия, был вынужден искать спасения в России.

Ойраты, вышедшие к сибирским крепостям, рассказывали, что Амыр - Сана, «хотя природной владелец фамилии хошоутовой… токмо де роду незнатного…, почему де в Зенгорском владении почитается не яко знатной… и к Зенгорскому владению по обычаю их права никакова ему нет». Только ли это было причиной поражения восстания?

Подведем итоги. Междоусобные войны в Джунгарском государстве привели к его ослаблению и как результат завоеванию цинской империей его территории и народа. Алтайский народ должен был решать свою дальнейшую судьбу. Какие, на твой взгляд, могли быть пути развития народа Алтая?

Вопросы и задания. Каковы причины войны цинской империи против Джунгарии? Какой факт послужил поводом к началу войны Китая с Джунгарией? Имел ли право Амыр - Сана обращаться за помощью к Китаю? Обоснуйте свой вывод.

Почему правительство Китая не казнило Даваци и других важных лиц Джунгарии?

В чем причины восстания Амыр - Саны? Назовите причины поражения восстания Амыр - Саны? Выделите, на ваш взгляд, главные из них. Обоснуйте свой ответ. Почему алтайцы не поддержали Амыр - Сану в его борьбе с цинами?

Словарь: маньчжуры – отдаленные потомки некогда разгромленных монголами чжурчжэней. В 17 в. захватили Китай и утвердили на троне маньчжурскую династию.

Дополнительный материал: В январе 1757 г. Амыр – Сана отправил послов в Петербург с письмом на имя российской императрицы Елизаветы. В июне-июле 1757 г. в Петербурге шли переговоры с его представителем – зайсаном Давой. От имени Амыр – Саны Дава просил российские власти помочь ему собрать под власть всех ойратов и все ойратские улусы, а также построить для него крепость между Иртышом и оз. Зайсан, защитить Амыр-Сану и ойратов от цинских войск и т.д. Даве ответили, что выдвинутые Амыр-Саной условия перехода в русское подданство неприемлемы для России, ибо могут вызвать конфликт с Китаем, а Россия ни с кем воевать не хочет. Но если Амыр-Сана пожелает сам с небольшой свитой получить в России безопасное убежище, то «не только принят, но и со всяким удовольствием в пище, в платье и в протчем призрением … пока сам похочет, содержан быть может». Если для него эти предложения окажутся неприемлемыми и он решит остаться в Джунгарии, чтобы занять там трон ойратского хана. То со стороны России ему в этом «препятствовано не будет, да и впредь. Без задаваемых разве от него самого причин, он и зенгорский народ оставлены быть имеют в покое». 23 сентября 1757 г. Дава уехал из Петербурга. Увозя с собой письменный ответ российского правительства и подарки для Амыр-Саны.

Пока Дава ездил в Петербург, в Джунгарии вновь развернулись военные действия. С наступлением весны 1757 г. Амыр-Сана. Не зная еще о гибели Ценгуньжаба, направился на восток, к халхаско-ойратской границе, рассчитывая здесь объединиться с ним. Узнав о трагическом конце Ценгуньжаба, Амыр-Сана напал на гарнизон цинских войск в Баркуле и уничтожил его. Весной и летом в горах Тарбагатая и в долине р. Или отряды ойратов общей Численностью 10 тыс. воинов, руководимые Амыр-Саной и его сторонниками. Развернули активные операции против цинской армии. Несмотря на героические действия, эти отряды не могли противостоять многократно превышавшей их численностью и оснащением цинской армии, отразившей натиск повстанческих отрядов и перешедшей в новое наступление.

22 июля представители цинского командования появились в районеСемипалатинска. Местным властям они заявляли, что посланы для искорения бунтующих ойратов и поимки Амыр-Саны. Зная, что ему некуда бежать, кроме России, командование цинской армии интересовалось, не обнаружен ли он в пределах российских.

Еще в конце 1756 г. из Пекина в Петербург было отправлено письмо, извещавшее русское правительство, что ойратский народ принят в подданство Цинской империи, что Амыр-Сана – изменник, бежавший к казахам, к которым уже отправлены войска с требованием выдать его и его сообщников. В своем ответном письме 20 мая 1757 г. правительство России отклонило требование выдать ойратских беженцев, ссылаясь на то, что ойраты и их князья не были подданными цинского императора, а жили независимым государством. Цинские власти, разъяснялось в письме, не имеют права требовать выдачи им Амыр-саны, а могут только просить; русские власти выдать его не обязаны, но могут это сделать в интересах дружбы, если Амыр-сана будет обнаружен в пределах России. Такой ответ крайне рассердил императора. Представитель правительства России в Пекине докладывал, что там прямо угрожали России войной.

14 июня пекинское правительство отправило в Петербург новое письмо, извещавшее о том, что цинские войска отбили у Амыр-Саны обоз, в котором были найдены четыре письма русских пограничных военачальников, предлагавших Амыр-Сане перейти в русское подданство. На этом основании правительство Китая обвиняло русские власти в поддержке ойратских «бунтовщиков» и решительно требовало выдачи Амыр_саны и его сообщников.

Между тем Амыр-Сана, потерпев ряд поражений. 28 июля 1757 г. явился в Семипалатинск, прося убежища. Он был принят местным командованием, через два дня доствлен в Ямышево, где выяснилось, что он болен оспой. В Ямышевской крепости ему оказали медицинскую помощь, а 31 июля отослали в Тобольск, куда он прибыл 20 августа. 22 августа в беседе с вице-губернатором Сибири Грабленовым Амыр-Сана сообщил. что решил бежать в пределы России по примеру других ойратских князей, после того как убедился, что «Зенгория разорена и множество народу побито». Следуя к русской границе, Амыр-сана подвергся неожиданному нападению отряда казахов Аблай-султана. Действовавшего на этот раз в контакте с цинской армией, лишился всего скота и имущества. Он просил, чтобы подчиненные ему ойраты. Пробиравшиеся разными дорогами и тропами к русской границе (около 4 тысяч человек), были направлены к нему.

Амыр-Сана поселился в окрестностях Тобольска, где жил в полном довольстве, ожидая возвращение Давы из Петербурга. Но 15 сентября 1757 г. Амыр-Сана вновь заболел и через шесть дней умер.

Командование цинской армии искало Амыр-Сану. Получив ведения, что он якобы утонул в Иртыше. Они специально отрядили людей, которые поплыли на плотах вниз по течению с заданием обшарить все дно. Когда пришло официальное извещение, что Амыр-Сана задержан русскими властями и, находясь в заключении, умер от оспы, пекинское правительство потребовало выдачи трупа. Отклонив это требование, российское правительство 1 ноября 1757 г. предложило сибирскому губернатору отправить труп Амыр-Саны на границу в Кяхту, куда и пригласить представителей цинской администрации, чтобы они могли удостовериться в его смерти. 18 февраля 1758 г. пекинское правительство направило русским властям письмо, в котором подтвердило свои требования и объяснило причины своей настойчивости так: «Его. Яко знатного бунтовщика и пренебрегателя мислости моей. Ни по какому образу, по правам нашим, простить нельзя» и «чтобы русские не вдавались в его лукавые и хитрые обманы-умыслы.»

13 марта 1758 г. в Кяхту прибыли представители цинских властей, которым была дана возможность убедиться в том, что Амыр-Сана действительно мертв. Но этого оказалось мало. 28 марта 1758 г. пекинское правительство направило русским властям новое письмо, настаивая на выдаче трупа маньчжурским властям, «дабы все народы, видя сию ядовитую гадину, уверились в егопогибели». Решительное отклонение этого требования дало толчок новому ухудшению отношений между Россией и Цинской империей. Почти вся переписка между Петербургом и Пекином в 1757-1759 гг. была посвящена вопросу о выдаче останков Амыр-Саны, а также о передаче ойратских повстанцев, бежавших в Россию.

Истребительная война в Джунгарии закончилась лишь в 1759 г., когда цинским войскам удалось ликвидировать последний очаг освободительной борьбы ойратов в горах Юлдуза. (По: Златкин И.Я. История Джунгарского ханства 1635-1758. М., 1983. С.300-303.)

 

Почему правительство Пекина так добивалось выдачи Амыр-Саны? Как ты оценишь деятельность этого человека?

Согласен ли ты с мнением автора монографии о том, что «… человек, бывший сначала союзником и другом Даваци, а потом ставший его сме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.088 с.)