Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль заимок в заселении Горного Алтая

Поиск

Заселение осуществлялось основанием пасек и заимок. В 1866 г. старожилы братья Фомины устроили маральник. Эта семья была родом из села Выдрихи., затем переехала в деревню Чечулиху, наконец, основала деревню Талицу на одноименной реке. К заимочникам подселялись выходцы из той же деревни или из других. К реке Талице, например, выселились старожилы с р. Убы и р. Алей, в том числе и староверы, придерживавшиеся разных вероисповеданий. К ним же в дальнейшем подселялись российские переселенцы. Тюдрала была образована в 1855 г. как смешанное поселение, а в последствии считалось переселенческим поселком.

При благоприятных условиях на заимках обосновывались на постоянное жительство. Постепенное оседание крестьян на сезонных угодьях можно увидеть из материалов подворного описания населенных пунктов, проведенного в 1897 г. Возьмем для примера сведения о русских заимках в Горном Алтае, вблизи Бийско-Уймонского тракта. Всего там было учтено 19 участков, из которых на 15 жили только временно, при выполнении работ, так и указывали переписчики: «Заимка крестьянина Якова Белова для пчеловодства, в 50 верстах от с.Абая, сообщение только верхом, проживают только летом». О тех заимках на р. Мемовной, притоке Коксы, основанных для пчеловодства и скотоводства, переписчики сообщали: «Находятся в совершенно диких горах под белками. От ближайших деревень в 35-40 верстах. В редких случаях зимуют». На участках имелись избушки, пригоны для скота, подвалы для пчел. На нескольких заимках семьи жили попеременно, как, например, на участке выше д. Верх-Уймонской, выбранном для скотоводства и содержания маралов – по две-три недели, затем выезжали домой в деревню, на их место приезжали другие, так в течение всего года.

Заимки, на которых кто-либо из членов семьи находился постоянно, были лучше обустроены. Кроме дома там ставили амбары, скотные дворы, гумно, заводили огород. Богатую заимку имел крестьянин Кузьма Бочкарев. Он занимался хлебопашеством и скотоводством, содержал кожевню. Хозяин проживал на заимке постоянно, а остальные члены семьи: десять мужчин и три женщины – временно. В первых годах 20 в. крестьянской семьей Огневых из д. Верхне-Уймонской была основана заимка для занятий мараловодством, там же сеяли пшеницу, овес, ячмень. На заимке жили попеременно два брата. Около 1910 г. к ним подселились российские крестьяне. Заимка братьев Огневых развилась в д. Горбунову.

5. Жизнь и быт переселенцев В крестьянском быту различали две постройки: изба и избушка. Изба строилась как постоянное жилище, прочно и основательно – «на века». И збушка была небольших размеров, служила временным жильем на дальних полях – «пашенная избушка», на лесных промыслах – «охотничья избушка», при начале домообзаводства – «избушка-малушка», в которой жили до постройки основного дома. От назначения зависели размеры избы. Для больших изб длину стены выводили в 5-5,5 м на 6-8 м, а для малушек – 3-3,5 на 4 м.

В традиционной крестьянской культуре все взаимосвязано. Вычленить и культивировать один какой-то вид рукоделия или ремесла очень сложно. Подсчитано, например, что крестьянская девушка к тому моменту, как стать невестой, осваивала до сотни разных специальностей.

Крестьянский быт это целый мир, не познанный до конца и равновеликий современной цивилизации.

В ходе переселения при учете огромных расстояний естественным образом утрачивалась культура места «выхода». Старожилы отсеивали все ненужное, что не было востребовано на новых территориях. Но, прожив здесь двести лет, они создали новый слой культуры, активизировав привезенные формы знаний.

У переселенцев 20 века просто не было времени «пропитаться» старожильческой культурой в отличие от переселенцев 19 века, которые, перебираясь на Алтай, вынуждены были подстраиваться под нормы и морально-нравственные установки старожилов, заимствовать методы хозяйствования с учетом климата.

У сибиряков был свой персональный праздник – День Сибири, который приходился на 8 ноября (26 октября по старому стилю). В 1881 году сибиряки отмечали 300-летие присоединения Сибири к России: в этот день казаки Ермака вступили в столицу Сибирского ханства. По такому поводу было обнародовано обращение императора Александра 111 к россиянам. День Сибири справляли по всей стране. Постепенно праздник стали совмещать с гулянками по итогам земледельческого года. Старожилы ставили поминальные свечи в память о предках, а затем собирались «по суседству» у старшего по родству.

На столе обязательно был рыбный пирог, пельмени, гречишные блины, горошница, запеченный в тесте поросенок, саламат (нечто вроде тюри или каши), шаньги, пирог из черемухи, чай «затуран»(с молоком, мукой и солью), кедровые орехи. Сибиряки произносили слова благодарности за сытую жизнь. После 8 ноября начиналась череда сельских ярмарок.

В крупных городах в этот день проходили губернаторские балы, купцы вносили пожертвования приютам и больницам. По православному календарю 8 ноября – День Димитрия Солунского, который был покровителем Ермака. Поэтому в городах и селах совершались крестные ходы с молебнами.

День Сибири отмечали до 1920 года, а потом его затмил главный революционный праздник. Сейчас в некоторых городах Сибири пытаются возродить традицию.

В Сибири казачество – это полувоенное сословие создавалось искусственно: в казаки старались записать как можно больше людей, чтобы было из кого формировать регулярные войска. В случае войны казаки мобилизовывались сразу.

Казаки презирали крестьян, хотя они тоже землепашцы. Им присуще было чувство сословного превосходства: позором считались браки казаков с крестьянами. Из казаков выйти было нельзя. В 19 веке, если казацкая вдова повторно выходила замуж, ее мужа тут же записывали в казаки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.009 с.)