Миссионерские селения первой половины 19 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миссионерские селения первой половины 19 в.



Миссионеры, обратив кочевников в православие, отводили им для поселения особые места, получившие название миссионерских поселков. Первыми жителями таких поселков были крестившиеся алтайцы, которых миссия приобщала к земледелию, огородничеству. К ним с согласия миссионеров приселялись и крестьяне из предгорных волостей Бийского округа, русские и телеуты Кузнецкого округа. В селе Улале проживали крещеные телеуты из села Бачатского, православные русские крестьяне и старообрядцы.

1.Мыюта. Отношение к крещеным алтайцам.

Православные телеуты и русские крестьяне основали в 1831 году село Майму, в а 1847 году- с.Мыюту. Мыюта – маленькая бедная деревня, население которой состояло только их крещеных телеутов. Уже в 1834 г. несколько алтайских семей, крещеных отцом Макарием, не могли оставаться в христианском селе из-за больших стад и поселились в Мыюте, где и зимовали. Кроме них здесь жило еще восемь телеутских семей. Они жили в бревенчатых юртах. Уже в 1835 г. телеуты были крещены отцом Макарием. В 1839 г. здесь был построен молельный дом. А в 1845 г. был прислан монах Акакий и построена церковь.

В 60-е годы 19 в. – это село более чем в 60 дворов. Дома построены на русский манер, но меньше размером. Было много избушек с плоской крышей. Население состояло наполовину из телеутов, переселившихся с севера, и алтайцев.

Хотя жители и научились обрабатывать землю, но получали небольшие урожаи.

Жилье местного священника было невелико и в нем только самое необходимое. В комнатах царила безукоризненная чистота. Основную задачу миссии он видел в приучении алтайцев к чистоте и трудолюбию, в создании школы, на которую не хватало средств.

Отношения с властями у крещеных алтайцев были сложные. В деревне был староста, важные дела решались собранием всех жителей. Но каждый из них был подчинен зайсанам, а те их не любили как вероотступников и при малейшей возможности преследовали; поэтому во всех спорных вопросах крещеные всегда терпели поражение. А русские из ближайших сел не хотели видеть в крещеных равных себе. Крещеный алтаец почитал себя счастливым, получив в жены русскую девушку, так как тогда он мог причислить себя к русским. В потомстве таких смешанных браков дети русских матерей плохо знали или совсем не знали алтайского языка.

С увеличением численности жителей, часть их отселялась и с согласия миссионеров образовывала новые миссионерские поселки. Из числа новокрещеных было образовано 22 селения, в том числе Манжерок, Онгудай (1856), Александровское, Мариинское, Ильинское (1854), Паспаул (1858), Бирюля (1852) и другие.

2. Онгудай

Миссия в Онгудае (алтайцы называют Конгодой) открыта в 1856 г. монахом Смарагдом и распространяет свое влияние на Юго-Восточный Алтай. Она устояла благодаря тактичной, но твердой линии поведения священников, не смотря на враждебность зайсанов, рассматривавших ее создание как посягательство на права своего народа. Большинство жителей крестились раньше и только потом переселились сюда.

Миссия Онгудай производила впечатление очень бедной. В центре была расположена «маленькая, премиленькая церковка» и пять корьевых юрт, где живут только что крещеные алтайцы. По мнению священника, их можно отучить от старых привычек лишь постепенно. Священник заходил один-два раза в день в каждую юрту и ругал хозяйку, если замечал грязь или беспорядок. В селении насчитывается более 50 изб. Живут здесь только крещеные алтайцы, чаще всего в берестяных юртах. Есть школа.

Одежда жителей опрятна и напоминает одежду русских крестьян. Женщины и девушки поселка сами ткут полотно, из которого шьют рубахи.

Вокруг миссии раскинулись многочисленные пашни. В засушливые годы их приходилось трижды искусственно орошать, в дождливое лето только один раз. Пахали поэтому только там, куда можно подвести канавки с водой.

Сеяли обычно ячмень. Орудия труда содержали в хорошем состоянии. Многие разводили домашнюю птицу – кур и гусей. Некоторые жители занимались рыбной ловлей.

Местность вокруг Онгудая была богата разными ягодами – малиной, еживикой, крыжовником, черникой, голубикой, земляникой, красной и черной смородиной, которая заготавливалась на зиму.

Было несколько домов и складов, принадлежащих русским купцам, которые держали здесь свои стада и хранили товары для торговли на Чуе. В домах купцов простая обстановка – стол, кровать, стулья.

3. Селения западного Горного Алтая

В освоении западной части Горного Алтая, в бассейне рек Кана, Чарыша, Ануя, наряду с русскими и крещеными алтайцами приняли участие телеуты и казахи. Начало селу Усть-Кану положили три семьи новокрещенных алтайцев, к которым вскоре присоединился купец Мокин, купивший заимку у местного новокрещенца.

Основателями деревни Черный - Ануй были православные телеуты из Кузнецкого округа. Один из них, зажиточный телеут М.Басаргин, вел обширную торговлю, но вскоре был убит местными алтайцами. Его вдова в память покойного мужа пожертвовала значительные средства на устройство в этом населенном пункте миссионерского стана и церкви. Сюда стали переселяться крещеные казахи с Бийской казачьей линии, из Ануйской волости, из Семипалатинской степи, а за ними потянулись крестьяне из северо-западных предгорий. До 1856 г. он был частью миссии в Мыюте, глава которой должен был посещать его несколько раз в году. С 1856 г. здесь вновь создан самостоятельный миссионерский центр с постоянно находившимся священником и собственной церковью. На грани 19-29вв. в этом селе было 8 крещеных и оседлых алтайцев, 159 русских и 105 казахов.

4. Другие миссионерские селения

Миссионеркий стан в Кебезени расположен на берегу Бии и открыт в 1851 г. Его задача – действовать среди живущих к северу и западу от Телецкого озера алтайцев. В 60-е годы 19 в. он представлял собой поселение, состоящее из 30-40 корьевых юрт, в которых живут алтайцы и двух деревянных домов, принадлежащих местным купцам.

Паспаул деревня крещеных алтайцев. Здесь жил единственный крещеный зайсан.

Улала – главная резиденция Алтайской духовной миссии. Она расположена у впадения одноименной реки в Майму. В начале 60-х годов 19 в. в Улале было около ста домов с большими аккуратными домами. Проживают здесь крещеные алтайцы и русские крестьяне. Радлов В.В. отмечает не только знание религии местными телеутами, но и твердые моральные устои. Например, община решила не терпеть в своей среде ни пьяниц, ни картежников и строго наказывает каждого, кто нарушит запрет. Многие жители грамотные.

Детей в школе обучают русскому языку, и они умеют читать по-русски. Самый образованный среди местных жителей – Чевалков, который шесть лет был у отца Макария переводчиком и приобрел немало знаний. Потом он был рукоположен в священники. Большинство жителей Улалы зажиточные люди и занимаются земледелием или торговлей.

Село Тюдрала возникло в 1855 году. Основателем его считается казах Сабытай Джалды, выходец из Семипалатинского уезда. Он работал у крестьян ближайших селений. Затем крестился и просил миссию поставить крест на том месте, где сейчас селение. По его примеру несколько алтайских семей окрестились и подселились к нему. Через два года был построен молитвенный дом. Впоследствии с разрешения миссии в Тюдралу начали перебираться православные казахи из Усть-Каменогорского и Семипалатинского уездов. Начало группе причисленных крестьян положил крестьянин Колыванской волости Змеиногорского округа Шестаков с пятью сыновьями. К нему стали приселяться крестьяне – старожилы из селений ближайших волостей: Колыванской, Ануйской и др.

 

Дополнительный материал.

Одна из версий возникновения села Майма: Майма-Чаргычак. У слияния рек Катунь и Майма жили люди, которые называли себя «маймалар! –«майминцы». Занимались они охотой, разводили лошадей и другой скот.

На правом берегу Маймы в 19 в. стали селиться крестьяне-земледельцы, которых привлекли плодородные земли. С самого начала русское село, местные жители называли Чаргычак. Одни считают, что произошло оно от слова «чар», означающее «вол». Другие считают, что произошло оно от слова «чарык», то есть «пахота». Б.Бедюров. Слово об Алтае .)

Какие предания, сохранившиеся в народе, о возникновении сел на Алтае знаешь ты? Спроси у родственников, что знают они о селах Горного Алтая, их основателях.

 

Путешественник-исследователь В.Радлов писал: «Одежда крещеных инородцев опрятна и сходна с одеждой русских крестьян; при этом должен заметить, что холст ткут женщины сами, между тем как у кочующих калмыков они умеют выделывать только войлок. Некоторые занимаются уже хлебопашеством, имея в порядке все необходимые для этого принадлежности. Многие завели домашнюю птицу – кур и гусей, чего нельзя встретить у некрещеных. Короче, во всем заметен значительный шаг к лучшему». Только ли влиянием миссии можно объяснить изменения? Какой еще фактор повлиял на жизнь алтайцев?

ПИСЬМО ПРОТОИЕРЕЯ С. ЛАНДЫШЕВА НАЧАЛЬНИКУ АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА В ЗАЩИТУ КРЕЩЕНЫХ ИНОРОДЦЕВ. 1 АПРЕЛЯ 1848 г.

Ваше превосходительство, Милостивейший государь,

Бийской округи Алтайской волости крестьяне разных деревень Дмитрий Шадрин и товарищи его, в прошедшем 1847 году, подавшие прошение в Алтайское горное правление о позволении им переселиться на новое место внутри Алтая, не далее 7 верст от Мыютинского селения новокрещенных, между речками Марчелою и Коргобою, без всякого позволительного вида уже переезжают туда, заселяются там на жительство и запахивают пашни на самых лучших пахотных местах, ближайших и необходимо нужных Мыютинскому селению, без согласия жителей оного. Число жителей селения Мыюты простирается ныне до 120 душ мужеского пола, и год от году увеличивается приемлещими крещение. Мыютинцы более и более привыкают к оседлости и хлебопашеству; видя же, что крестьяне стесняют их, отнимая лучшие и единственные пахотные места, они теряют охоту не только к земледелию, но и к оседлости и снова замышляют кочевать. Столь близкое к селению новообращенных в христианскую веру поселение означенных крестьян, которые почти все закостенелые раскольники, люди дерзкие и готовые обижать как это открыли многие опыты, - во всяком случае будет весьма вредно как для обращения калмыков в христианскую веру, так и для новообращенных. Посему всепокорнейше прошу Ваше Превосходительство воспретить крестьянам (…) селиться и запахивать пашни … деревни Мыюты, где Миссия имеет свое заведение и походную церковь …

Вашего Превосходительства покорнейший слуга

Протоиерей С.Ландышев

 

Вопросы и задания: Прочитайте текст параграфа. На какие части вы бы разбили параграф и как их озаглавили? Что бы вы еще дополнили в содержание параграфа из истории своего села, города, района?

Зачем миссия селила новокрещенных алтайцев в отдельные селения? Какие еще села, основанные миссией, ты знаешь?

Спросите у старожилов вашего села о его возникновении, первых поселенцах. Если в вашем селе, школе есть музей, выясните, какие сведения в нем есть об основании села, его жителях? Ваши сведения оформите в тетради по истории Горного Алтая в форме сочинения, эссе. Если вам удалось собрать большой объем материала по истории вашего села, оформи его в виде реферата.

Вопросы и задания к главе 3: Какие изменения произошли в социальной, духовной, бытовой стороне жизни алтайцев? Назовите причины этих изменений. Каковы последствия изменений? Дайте им свою оценку.

Почему не взирая на запрет о переселении в Горный Алтай, русские стремились его заселить? Какие вопросы необходимо было решать правительству? Как оно их решало?

Какие изменения произошли в законодательстве России по поводу жителей Алтая? Какие последствия они имели?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.026 с.)