Отражение в быту неравенства алтайцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение в быту неравенства алтайцев



Как ты думаешь, отразилось ли деление на богатых и бедных в быту и отношениях между алтайцами?

По описанию Радлова В., до десяти лет дети – и мальчики и девочки - летом бегали совершенно голыми. Редко можно было увидеть на ребенке одежду и обувь. Обычно ее носили единственный в семье сын или дочь богатого человека или когда у пожилых людей появлялся сын, так называемый баловень. Покрой детской одежды ничем не отличается от одежды взрослых.

Покрой и ткани в одежде алтайцев одинаковы. Алтайцам неведомо представление о том, что платье украшает человека. Богач не станет ходить без рубахи и не повяжет на голову платок, не станет носить свое платье до тех пор, пока оно на нем не разлезется.

Богатого мужчину можно узнать по ножу, огниву и труту,трубке и металлической отделке пояса. Внутреннее убранство юрт в основном повсюду одно и тоже, с некоторыми мелкими отклонениями.

Прочитай отрывок из рапорта Бийского земского исправника Томскому губернскому правлению с описанием обычаев и верований алтайцев от 2 ноября 1854 г.

«… грамотности нет, невоинственные, рост имеют средний, телосложение здоровое, лица плоские, смуглые, в обычаях их заметно большое почтение к старшим родственникам, так что если в юрту отец к сыну своему, то сноха должна неприменно встать и стоять до того времени пока ей позволит свекор сесть, то же самое требуется свекровью и пред старшими братьями мужа, если же случиться снохе придти в юрту к родителям мужа своего, то она от порога далеко проходить не может, и женщины вообще у калмыков находятся как бы в некотором рабстве и справляют все домашние работы.

Калмыки, хотя имеют нрав тихий, но когда бывают пьяны, к чему они чрезвычайно склонны, то тогда у них более является претензий на первенство пред женщинами, так что жены или снохи должны уже им подавать трубку, заседлать лошадь, подводить ее и вообще услуживать во всем беспрекословно. В употреблении пищи калмыки вообще неразборчивы. В бытность на промыслах употребляют мясо почти всякого добываемого зверя. В домашнем же быту питаются более, в особенности бедные, ячменем, поджаренным на огне и истолченным в муку, который употребляют с кирпичным чаем, покупаемым у русских купцов, или так называемым чагырским, коего в Алтайских горах водится в большом количестве.

Юрты калмыки имеют не все одинаковые. Состоятельные, т.е. имеющие достаточно рогатого скота и лошадей, устраивают точно, такими, как у киргизов – на решетках, на решетках, обтягивают войлоком, а бедные делают из жердей, раздвинутых у основания, на земле и соединенных в верху, покрывают берестом или листвяничною корою, внутри никакого украшения нет, как зимою так и летом живут в одних и тех же юртах, которые при перекочевке перевозят с одного места на другое.

Одежда, как летом, так и зимой одинаковая, состоит из шубы овчинной, сурковой или рысьей, смотря по состоянию человека, крытой сукном, вельветом, нанкой или другой какой бумажной или шелковой материей. Нижняя одежда состоит из распашной рубахи и шаровар из холста, нанки или тоже из какой бумажной и шелковой материи, шапка с черным мерлущетым, этим околом особого покроя в виде кокошника, наряд весь как у мужчины, так и женщины одинаков, только у замужних женщин сверх шубы надевается чегедек, вроде дамского бурнуса. Сшитый из какой-нибудь тоже бумажной или шелковой материи.» (В составе Томской губернии. История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. 19-начало 20 веков. Горно-Алтайск, 2004, С.277-278.)

Какие слова из текста документа не понятны? Спроси и запиши в тетрадь их значение.

Какие факты указывают на неравенство среди алтайцев? Можно ли согласиться с мнением о том, что женщины были на положении рабов? Какие еще факты из других источников (литературы, газет, рассказов взрослых) можешь привести?

Дополнительный материал. В Онгудайском районе рассказывают легенду о происхождении сеоков. «Тёлёс и Кобок были братьями. Один из них женился на красивой женщине. Хороший он был охотник, однако когда он возвращался и без добычи, в котле его жены всегда варилось мясо. Задумался охотник и решил узнать, откуда его жена берет мясо. Сказал ей, что пойдет на охоту, а сам спрятался и стал наблюдать за ней. Вдруг видит - жена срезает с себя мясо и бросает в котел. Понял муж, что не человек она, а оборотень – алмыс. Хотел он жену сразу выгнать, да жалко стало: была она беременна. Но когда она родила сына, то охотник забрал его, а жену выгнал. А ребенку дал имя Алмат. По именам этих трех людей и получили название сеоки, родоначальниками которых они стали: тёлёс, кобок, алмат. Потому-то люди этих сеоков не могут вступать в брак между собой».

Какой вариант происхождения сеоков объясняет легенда? Какие легенды ты знаешь о происхождении сеоков на Алтае? К какому сеоку принадлежишь ты? Как объясняют его происхождение твои родители, бабушки, дедушки?

Почему запрещались браки между людьми, принадлежащими к одному сеоку? Такие запреты были только у алтайцев или ты встречал такой же обычай у других народов? У каких? Что является источником твоих сведений?

Вопросы и задания: Что такое род в понимании в понимании алтайцев? Почему род имел такое значение в жизни алтайцев?

Составьте схему алтайского общества. Опишите положение каждого слоя. Покажите взаимосвязь и возможность перехода из одного социального слоя в другой. Было ли это возможно? Почему? Назовите причины.

Реформа Сперанского М.М.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.029 с.)