Воспитание в крестьянских семьях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание в крестьянских семьях



К 16-17 годам молодой человек должен был обладать всеми необходимыми трудовыми навыками, уметь выполнять разные виды работ. Поэтому к труду в крестьянских семьях начинали приучать с самого раннего детства. Считалось, что чем раньше у ребенка появится привычка трудиться, тем лучше будет для него и для сей семьи, так как каждый ее член должен приносить пользу.

Трудовые навыки дети получали, в первую очередь, от родителей. Авторитет их был незыблем.

Приобщение к труду происходило поэтапно. Сначала обучали простым видам работ, потепенно переходя к более сложным. При этом учитывался возраст, сообразительность ребенка, его физические возможности.

Девочек обучали рукоделию. В 5-6 лет садили за прялку. Прядение считалось наиболее простым видом работы. Для удобства отцы часто вырезали дочерям специальные маленькие прялки и веретенца.

Вышиванию начинали обучать примерно с 7 лет. Девочки сами делали себе кукол, учились кроить и шить.

Самым сложным видом рукоделия было тканье на кроснах. Ткать учили примерно с 15 лет, а устанавливать кросна и сновать – с 17 лет.

В крестьянских семьях было принято, чтобы, чтобы с малышами нянчились старшие дети, причем не только девочки, но и мальчики. Лишь в очень богатых семьях нанимали нянек. В няньки шли девочки из бедных семей.

В тех случаях, когда дети рано теряли родителей, им нередко приходилось выполнять тяжелую физическую работу.

С раннего возраста начинали приучать к труду и мальчиков. Как только ребенок осваивал какой-либо вид деятельности, ему давали посильную работу. Таким образом происходило постепенное втраивание ребенка в трудовой процесс семьи. В 4 года ребенок мог ездить верхом, в 5-6 забираться на коня. В это время мальчиков мальчикам начинали поручать управление лошадью (перевозить груз на санях и телегах). С 8 лет мальчики начинали косить. Для этого им делали специальные, по росту, литовки. С 10 лет начинали пахать.

Трудовое воспитание не лишало ребенка обычных радостей детства, органично входило в его жизнь. Труд был неотъемлемой частью крестьянской жизни, способом выживания.

Дополнительный материал: «Здесь все переселенцу незнакомо и чуждо, и он не знает, как к чему ему и приступить. Взять хотя бы ту же землю: кто ее знает, хороша она или дурна. Другая земля весною черная, кажется, самая хорошая, а когда летом высохнет, оказывается солонец, на котором хлеб и вовсе не родится, или родится да плохо.А иная земля, кажется, никуда негодной, совсем не стоющей, а на поверку выходит, что это-то и есть самая лучшая в этом месте. Как нужно пахать – глубоко или мелко, как и когда сеять, какие места скорее морозом прихватывает, какие больше ветрами высушивает,-ничего этого переселенец не знает и узнает не скоро, потому что ему и спросить не у кого, до всего нужно доходить самому. И пока он не войдет во все мелочи, пока он не привыкнет к новому месту, не приспособится к нему, - его хозяйство не наладится. Как следует, все будет в нем что-нибудь да не так. И не всякий переселенец скоро сумеет привыкнуть к новому месту и не всякий сумеет к нему приспособиться и приспособить свое хозяйство. Иной всю жизнь бьется и никак не может наладиться, покуда ребята не подрастут. Многие не выдерживают и бросают участки, уходя домой или в другое место в Сибири же.

Прежде легче было, прежде переселенец мог присматриваться, как ведут хозяйство старожилы, и что ему нужно, перенимать у них. Это когда участки отводили в населенных местах. По близости от старожильских селений. Теперь таких учатков мало. И хотя правительство думает селить переселенцев и на старожильские земли, где, по рассчетам чиновников. У старожилов есть лишняя земля, только и этих земель будет не много и на них особенно рассчитывать не приходится. Большая же часть участков будет отводиться в степи, где оседлого населения мало. А кочевое живет разбросанно. Или же в безлюдной тайге. И кто думает о переселении в Сибирь, тот это должен знать. (С.П.Швецов. Сибирь: кто в ней живет и как живет. Беседы о сибирских «вольных землях» и переселении на них. СПб., 1909, С.61-62.)

 

Вопросы и задания: Назовите причины переселения крестьян из Европейской России в Сибирь, в частности, на Алтай?

Какие этапы законодательства о переселение теперь тебе известно? Назови причины изменений, вносимых в его содержание.

Перечислите категории переселенцев. На каких условиях они селились на новом месте? Как они устраивали свою жизнь? Узнай у родителей, когда прибыли ваши предки на Алтай?

Почему только в 70-е годы 19 в. был поставлен вопрос о заселении Горного Алтая? Почему переселялись не только из центральных районов России, но и со степного Алтая, предгорных селений?

Какова роль заимок в освоении Горного Алтая?

Узнай у бабушек и дедушек (в музее села, школы), какие дома строили раньше? Зачем нужно было соблюдать определенные правила при постройке домов? Какие промыслы были в вашем селе? Чем оно славилось?

Какие слои населения были в вашем селе? Чем они отличались? Выясните причины деления жителей села на различные слои.

Поинтересуйся у старожилов села, как их воспитывали родители. В какие игры они играли? Какую носили одежду?

Словарь: Заимка – новое временное поселение. Избушка для проживания во время страды. Заимки, поставленные в удачном месте, разрастались. К первому владельцу подселялись другие. Заимка становилась постоянным поселением, перерастала в деревню.

Кабинетские земли – земля находится в бессрочном пользовании, но крестьяне, кроме поземельной подати и казенного оброка, платят еще оброк в кабинет.

 

Рисунок. Переселенцы на пути к своим участкам. (Из фондов Национального музея Республики Алтай)

 

Чуйский тракт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.142.26 (0.008 с.)