Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клиническое интервью (по В. Д. Менделевичу)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интервьюирование можно с полным основанием назвать творчеством. Каждый психолог вправе выбрать себе из множества существующих наиболее подходящий для него способ интервьюирования пациента. Основными целями клинического интервьюирования являются: - оценка индивидуально-психологических особенностей пациента; - ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести; - отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Термин «интервью» вошел в лексикон клинических психологов недавно. Чаще говорят о клиническом расспросе или беседе. Интервью отличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на активно предъявляемые человеком жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных (внутренних) оснований для измененного психического состояния. Существенным для интервью считается также психологическая поддержка пациента. Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуре его проблемы, а также способ психологического воздействия, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и пациента. Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая. Они должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату — выздоровлению и реабилитации пациента. В этом отношении практикующийся клинический расспрос, игнорирующий психотерапевтическую функцию, превращает врача или психолога в статиста, чью роль мог бы с успехом выполнять и компьютер. Пациенты зачастую не могут точно описать свое состояние и сформулировать жалобы и проблемы. Именно поэтому способность выслушать изложение проблем человека — это лишь часть интервью, вторая — способность тактично помочь ему сформулировать его проблему, дать ему понять истоки психологического дискомфорта — кристаллизовать проблему. Принципами клинического интервью являются: однозначность и точность, доступность формулировок-вопросов, последовательность (алгоритмизованность), адекватность и проверяемость получаемой информации, гибкость, беспристрастность опроса. Под принципом однозначности и точности в рамках клинического интервью понимается правильное, корректное и точное формулирование вопросов. Примером неоднозначности может служить такой вопрос, обращенный к пациенту: «Испытываете ли Вы на себе психическое воздействие?» Утвердительный ответ на этот вопрос не дает диагносту практически ничего, поскольку интерпретировать его можно разнообразно. Пациент мог подразумевать под «воздействием» как обычные человеческие переживания, события, людей, окружающих его, так и, например, «энергетический вампиризм», воздействие инопланетян и т.д. Вопрос этот неточен и неоднозначен, следовательно, малоинформативен и является лишним. Принцип доступности базируется на нескольких параметрах: словарном (лингвистическом), образовательном, культурном, культуральном, языковом, национальном, этническом и других факторах. Обращенная к пациенту речь должна быть ему понятна и совпадать с его речевой практикой, основанной на множестве традиций. Вопрос диагноста: «Не бывает ли у Вас галлюцинаций?» может быть неправильно понят человеком, который впервые сталкивается с подобным научным термином. С другой стороны, если у пациента спросить, не слышит ли он голосов, то его понимание слова «голоса» может кардинально отличаться от понимания врачом того же термина. Доступность основывается на точной оценке диагностом статуса пациента, уровня его знаний, словарного запаса, субкультуральных особенностей, жаргонной практики. Одним из важным параметров интервью считается алгоритмизированность (последовательность) расспроса, основанная на знаниях диагноста в области сочетаемости психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов; эндогенном, психогенном и экзогенном типах реагирования; психотического и непсихотического уровней психических расстройств. Клинический психолог обязан знать сотни психопатологических симптомов. Но если он будет спрашивать о наличии каждого известного ему симптома, то это, с одной стороны, займет большое количество времени и будет утомительным как для пациента, так и для исследователя; с другой - отразит некомпетентность диагноста. Последовательность строится на известном алгоритме психогенеза: на основании предъявления первых жалоб больным, рассказе его родственников, знакомых или на основании непосредственного наблюдения за его поведением формируется первая группа феноменов или симптомов. Далее опрос охватывает выявление феноменов, симптомов и синдромов, традиционно сочетающихся с уже выявленными, затем вопросы должны быть направлены на оценку типа реагирования (эндогенного, психогенного или экзогенного), уровня расстройств и этиологические факторы. Например, если первым удается выявить наличие слуховых галлюцинаций, то дальнейший расспрос строится по следующей схеме-алгоритму: оценка характера галлюцинаторных образов (количество «голосов», их осознаваемость и критичность, речевые особенности, определение места расположения источника звука по мнению пациента, время появления и т.д.) — степень эмоциональной вовлеченности — степень критичности пациента к галлюцинаторным проявлениям — наличие расстройств мышления (бредовых интерпретаций «голосов») и далее, в зависимости от квалификации описанных феноменов, подтверждение экзогенного, эндогенного или психогенного типов реагирования с помощью опроса о наличии, например, расстройств сознания, психосенсорных нарушений и других проявлений определенного круга расстройств. Кроме вышеописанного принцип последовательности подразумевает детальный расспрос в лонгитудинальном разрезе: очередность появления психических переживаний и их связь с реальными обстоятельствами. При этом важна каждая деталь рассказа, важен контекст событий, переживаний, интерпретаций. Наиболее значимыми являются принципы проверяемости и адекватности психологического интервью, когда для уточнения конгруэнтности понятий и исключения неверной интерпретации ответов диагност задает вопросы типа: «Что Вы понимаете под словом «голоса», которые Вы слышите?» или «Приведите пример испытываемых «голосов». При необходимости пациенту предлагается конкретизировать описание собственных переживаний. Принцип беспристрастности — основной принцип феноменологически ориентированного психолога-диагноста. Навязывание пациенту собственного представления о наличие у того психопатологической симптоматики на основании предвзято или небрежно проведенного интервью может происходить как по причине сознательной установки, так и на базе незнания принципов интервью или слепой приверженности одной из научных школ. Учитывая груз ответственности, в первую очередь морально-этической, лежащей на диагносте в процессе психологического интервью, нам кажется уместным привести основные этические положения, касающиеся консультирования и интервьюирования: - придерживаться конфиденциальности: уважать права пациента и его личную жизнь; - не обсуждать сказанное во время интервью с другими пациентами; - если же Вы не сможете выполнить требования конфиденциальности, то необходимо сообщить об этом пациенту до разговора; пусть он сам решит, можно ли на это пойти; - начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала, искать совета и предложений по улучшению стиля работы; первый шаг к профессионализму — осознание своих пределов; - избегайте расспрашивать о несущественных деталях; для начинающего или неумелого психолога характерно то, что он придает большое значение деталям из жизни пациента и одновременно пропускает то, что пациент чувствует и думает; - относитесь к пациенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам; поставьте себя на место пациента, каждый хочет, чтобы к нему относились с уважением, щадя его чувство собственного достоинства; - принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия. Без доверительной атмосферы, терапевтической эмпатии между психологом и пациентом невозможны квалифицированное интервьюирование, постановка диагноза и психотерапевтический эффект. Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около 50 мин. Последующие интервью с тем же пациентом несколько короче. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью: I этап. Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью. II этап. Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы. III этап. Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса. IV этап. Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг. Приведенные этапы клинического психологического интервью дают представление о существенных пунктах, обсуждаемых в процессе встречи психолога и пациента. Понятно, что при первом интервью преобладающими должны являться первые три этапа, а при последующих — четвертый. Особо следует учитывать уровень психических расстройств пациента (психотический — непсихотический); добровольность или принудительность интервью; критичность больного; интеллектуальные особенности и способности, а также реальную окружающую его ситуацию. I – этап клинического интервью («установление доверительной дистанции») можно определить как активное интервью. Он является наиболее важным и трудным. Первое впечатление пациента способно решить дальнейший ход интервью, его желание продолжать беседу, пойти на раскрытие интимных подробностей. Общение врача или психолога с пациентом начинается с ситуативной поддержки. Интервьюер берет нить разговора в свои руки и, мысленно поставив себя на место пациента, впервые обратившегося к врачу, помогает тому начать разговор. Обычно эффективным для установления «доверительной дистанции» — психологического комфорта оказывается высказывание типа: «Я понимаю, как это непросто обратиться к врачу (психологу). Мне, наверное, не стоит говорить о том, что все, о чем Вы захотите поделиться со мной о себе и своих переживаниях, останется между нами». На дальнейших этапах желательно подтверждать (напоминать) пациенту свои гарантии конфиденциальности, но не прямо, а косвенно. Например, вопросы, существенные для понимания состояния пациента, следует начинать со слов: «Если не секрет, не могли бы Вы рассказать подробнее о...» или «Ваше право не говорить мне о...»; «Если Вам не хочется обсуждать эту тему, мы могли бы перейти к другой». Подобными речевыми способами, основанными на этических принципах, возможно быстрое и эффективное установление нужной «душевной волны» между врачом (психологом) и пациентом при условии, что за техникой коммуникации будет стоять искреннее желание разобраться в состоянии пациента, помочь ему, а не манипулирование. Кроме этого, на первом этапе психолог должен выявить доминирующие мотивы обращения к нему, составить первое впечатление об уровне критичности интервьюируемого к себе и психологическим проявлениям. Эта цель достигается с помощью вопросов типа: «Кто был инициатором Вашего обращения к специалисту?», «Ваш приход на беседу со мной — это Ваше собственное желание или Вы сделали это для успокоения родственников (знакомых, родителей, детей, начальства)?»; «Знает ли кто-нибудь о том, что Вы собирались обратиться к специалисту?» II этап — пассивное интервью. Пациенту предоставляются время и возможность предъявить жалобы в той последовательности и с теми подробностями и комментариями, которые он считает нужными и важными. Психолог при этом играет роль внимательного слушателя, лишь уточняющего особенности проявлений заболевания пациента. Чаще всего методика выслушивания включает в себя следующие способы. Вопросы направляются на оценку внутренней картины и концепции болезни, т.е. выявление представлений пациента о причинах и поводах возникновения у него тех или иных симптомов. При этом производится структурирование проблемы, которая остается фрустрирующей на момент интервью. Здесь же диагност задает всевозможные вопросы, касающиеся анализа и психического состояния, основываясь на известных диагностических алгоритмах. Кроме выслушивания психолог во время интервью должен использовать и элементы воздействия. Существенным на данном этапе интервьюирования является сбор так называемого психологического и медицинского анамнеза — истории жизни и болезни. Задачей психологического анамнеза является получение от больного сведений для оценки его личности как сложившейся системы отношений к самому себе и, в особенности, отношения к болезни и оценки того, насколько болезнь изменила всю эту систему. Важными являются данные о течении болезни и жизненном пути, которые призваны выявлять, какое отражение болезнь получает в субъективном мире пациента, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Внешне медицинский и психологический анамнез как методы исследования весьма сходны — расспрос мог идти по единому плану, но их цель и использование полученных данных отличны. III этап клинического интервью направлен на выявление представлений пациента о возможном и желаемом результатах интервью и терапии. Пациента спрашивают: «От чего из того, что Вы мне рассказали, Вам хотелось бы избавиться в первую очередь? Как Вы представляли себе до прихода ко мне нашу беседу и что Вы ждете от нее? Как Вы думаете, чем бы я мог Вам помочь?» Последний вопрос нацеливает на выявление предпочтительного для пациента способа терапии. Ведь не редки случаи, когда больной после предъявления врачу жалоб отказывается от лечения, ссылаясь на то, что принципиально не принимает никаких лекарств, скептически относится к психотерапии или вообще не доверяет врачам. Подобные ситуации указывают на искомый психотерапевтический эффект от самого интервью, от возможности высказаться, быть услышанным и понятым. Этого оказывается в некоторых случаях достаточным для определенной части обращающихся за консультацией к врачу или психологу. Ведь нередко человек приходит к врачу (особенно психиатру) не за диагнозом, а для того, чтобы получить подтверждение собственным убеждениям о своем психическом здоровье и уравновешенности. IV этап клинического интервью, заключительный, вновь активная роль переходит к интервьюеру. Основываясь на выявленной симптоматике, имея представление пациента о концепции болезни, зная, чего ожидает больной от лечения, интервьюер-психолог направляет интервью в русло антиципационного тренинга. Как правило, невротик страшится думать и даже обсуждать с кем бы то ни было возможные печальные исходы существующих для него конфликтных ситуаций, вызвавших обращение к врачу и заболевание. Антиципационный тренинг направлен, в первую очередь, на додумывание пациентом самых негативных последствий его болезни и жизни. Например, при анализе фобического синдрома в рамках невротического регистра целесообразно задавать вопросы в следующей последовательности: «Чего именно Вы страшитесь? — Что-то плохое должно произойти. — Как Вы предполагаете и чувствуете, с кем это плохое должно произойти: с Вами или с Вашими близкими? — Я думаю, со мной. — Что же именно, как Вам кажется? — Я боюсь умереть. — Что означает для Вас смерть? Чем она страшна? — Не знаю. — Я понимаю, что это неприятное занятие — думать о смерти, однако прошу Вас подумайте, чего именно Вы боитесь в смерти? Я попробую Вам помочь. Для одного человека смерть — это небытие, для другого — страшна не сама смерть, а связанные с ней страдания, боли; для третьего она означает, что дети и близкие окажутся в случае смерти беспомощными и т.д. Какое Ваше мнение об этом? —... —». Подобный прием в рамках клинического интервью выполняет как функцию более точной диагностики состояния пациента, проникновение в тайное тайных его болезни и личности, так и терапевтическую функцию. Подобный прием В.Д.Менделевичем назван антиципационным тренингом. Его можно считать патогенетическим способом терапии невротических расстройств. Использование этого способа при интервьюировании больных с психотическими нарушениями выполняет одну из функций интервью — в большей степени проясняет диагностические горизонты, чем и оказывает терапевтический эффект. НАБЛЮДЕНИЕ Прежде чем вступить в контакт необходимо внимательно вглядеться в собеседника: в его лицо, руки, позу, манеры, движения. Что он из себя представляет? В каком состоянии находится? Не забывайте обращать внимание на внешний вид пациента, так как невербальная информация может быть намного полезнее, чем все, что было сказано. Наблюдение позволяет увидеть поведение пациента во всей широте его проявлений. Поведение пациента должно быть оценено во многих ситуациях, где могут раскрыться особенности его психического состояния и черты его личности. К этим ситуациям относятся: осмотр пациента специалистами, подготовка и проведение болезненных и ответственных процедур; свидание с родными и близкими; моменты, когда пациент узнает или становится свидетелем неблагоприятного исхода у других пациентов, страдающих сходным заболеванием. При наблюдении выявляются общительность или замкнутость, живой, веселый нрав или склонность к унынию, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость в мыслях и действиях, болтливость либо осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная лабильность. Все это дает немало материала и для оценки психического состояния, и для суждения о личности. План наблюдения (приложение 2) позволяет фиксировать поведенческие реакции пациента во время беседы. Так же целесообразно использовать методику оценки внешних вегетативных проявлений, предложенную В.Л. Марищуком, при помощи которой осуществляется перевод качественных проявлений физиологических реакций в количественные соотношения. Об отношении пациента к обследованию и общению с психологом могут косвенно указывать следующие позы и жесты: Знаки одобрения: - оживленный, заинтересованный взгляд, раскрепощенность позы; человек как бы подается навстречу собеседнику, расстегивает пиджак, чуть наклоняет голову в бок; - раскрытые и развернутые в сторону собеседника ладони рук; непроизвольные, чуть заметные кивки головой; легкое прикосновение к руке или плечу партнера, сопровождающее одобрительную реплику; - теплый, уважительный тон речи. Оценочные жесты и позы: - задумчивое выражение лица, сопровождаемое характерным положением ладони у щеки, свидетельствует о том, что собеседника что-то заинтересовало; остается выяснить, что побудило его сосредоточиться; - человек сознательно отводит глаза от партнера. Это выражение досады или недовольства; собеседник боится быть уличенным в своих сомнениях; - покусывание дужки оправы или протирание стекол очков. Это пауза, устраиваемая собеседником для анализа идей или предложений. Жесты и позы защиты: - холодный, чуть прищуренный взгляд, искусственная улыбка; такое выражение лица говорит о том, что ваш собеседник «на пределе» и если не принять срочные меры, снижающие напряженность, может произойти срыв; - руки, скрещенные на груди, с пальцами, охватившими бицепсы. Такая поза свидетельствует о неприятии собеседником вашей позиции, он готов пойти в атаку и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас; поза скрещенных рук нередко сопровождается нетерпеливым взглядом, покачиванием головой, резкими жестами; в этом случае лучше замедлить свою речь и движения, как бы предлагая партнеру последовать вашему примеру; - приподнятые плечи и опущенная голова. Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги; она может говорить о том, что ваш собеседник обижен; постарайтесь переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему; когда увидите, что он успокоился, осторожно вернитесь к основной теме беседы. Данные наблюдения должны систематизироваться и обрабатываться, с учетом информации, полученной с помощью других психодиагностических методов.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Беседа позволяет установить прямой контакт с пациентом и оценить те стороны его личности, которые не могут быть определены с помощью анкетирования и психологического обследования. Беседа должна быть направлена на получение сведений о формировании внутренней картины болезни пациента, его отношении к своему заболеванию, окружающим, работе, родным и близким, лечению, своему будущему, а также влияние заболевания на самооценку пациента. После беседы целесообразно провести пациенту методику, направленную на выявление преобладающего типа отношения к болезни (ТОБОЛ). В процессе беседы психолог должен обратить внимание на особенности характера пациента. Можно начать вопросом: «Я хотел бы узнать, каким Вы видите самого себя. Расскажите мне, какой Вы человек». Дальнейшие вопросы должны коснуться социальных навыков и отношений: открытость или сдержанность, самокритичность, уровень самооценки, легко или с трудом устанавливает контакты, как справляется с одиночеством, находится ли в сильной зависимости от других лиц, является ли застенчивым, замкнутым, бойким, жизнерадостным; обидчивый, злопамятный или отходчивый, является педантичным или беспечным, имеет ли живую фантазию, раздражителен, агрессивен, импульсивен, склонен ли к насилию. Следует спросить о наиболее неприятных событиях в прошлой жизни и реакция на них: наличие в прошлом мыслей о самоубийстве и обстоятельства, при которых они возникли, совершались ли суицидные попытки, когда, каким способом, кому они были адресованы. При затруднениях ответить на вопрос о наиболее тяжких событиях в жизни следует прибегнуть к наводящим вопросам: с кем пришлось расстаться, как переносит разлуку с теми к кому привязан, когда и кто несправедливо наказал, где, в каком обществе, при контактах с кем почувствовал себя невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался и т.д. При выяснении ряда моментов, особенно касающихся интимной сферы, предпочтительна постановка вопросов в косвенной форме. Не следует в ходе беседы давать какие-либо оценки пациенту, сообщать ему свое мнение по поводу ответов на поставленные вопросы. В тех случаях, когда пациент не желает отвечать на поставленный вопрос, не следует настаивать на немедленном и прямом ответе. Целесообразно вернуться к интересующему моменту в другой части беседы, поставив соответствующий «скрытый», косвенный вопрос. Со всеми необходимые документами, касающимися истории жизни и болезни пациента, необходимо ознакомиться до начала проведения беседы. Для того чтобы четко определить ее цель и продумать последовательность постановки уточняющих вопросов. Во время беседы уточняются вопросы, которые остались не ясными. Основные приемы проведения беседы: — расспрос нужно вести целеустремленно, активно направляя рассказ пациента в нужное русло; — с первой встречи с пациентом нужно найти к нему верный подход, расположить его к себе, внушить доверие; — беседа должна проходить в спокойной обстановке, не прерываться привходящими факторами; — вопросы, задаваемые больному, должны быть ясными, четкими, речь психолога — грамотной, доброжелательной, без вульгарных, фамильярных, грубых или слащавых выражений; — в процессе беседы нужно быть терпеливым, внимательным, не проявлять торопливости или суетливости; — в ходе беседы желательно не делать какие-либо записи. Ответы на вопросы можно зафиксировать после ее окончания; — необходимо избегать поспешности, категоричности и безапелляционности в своих высказываниях и суждениях о заболевании больного при первом с ним знакомстве; — перед встречей с пациентом всегда следует критически осмотреть себя и оценить свой внешний вид, отбросить все другие заботы и направить все внимание на предстоящую встречу. При появлении пациента поздороваться, предложить, ему сесть, усадить в комнате так, чтобы свет падал на него, задавая вопросы, смотреть в глаза, с любым пациентом всегда разговаривать на «Вы». В результате беседы важно не только получить необходимые сведения о человеке, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. Пациенту предоставляется необходимая информация о заболевании, а также обсуждается динамика и ход лечения. В завершении беседы целесообразно высказывать пожелания, дать полезные советы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 7746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.015 с.) |