Методика оценки внешних вегетативных проявлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки внешних вегетативных проявлений



Недостатком регистрации внешних вегетативных проявлений является трудность их качественной оценки. Марищуком В.Л. (1990) предложен метод объективной оценки внешних вегетативных проявлений с помощью специальной таблицы. При помощи данной таблицы осуществляется перевод качественных проявлений физиологических реакций в количественные соотношения.

 

Характер эмоциональных проявлений баллы
Мимика
1.Спокоен. Мимика уверенная. Мышцы лица расслаблены. 8-9
2.Слегка взволнован. Немного нахмурен лоб, приподняты брови, губы слегка сжаты, уголки губ слегка приподняты 6-7
3.Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, уголки губ могут быть опущены, может наблюдаться асимметрия мимики 4-5
4.Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки на щеках, рот неестественно открыт, иногда с оскалом зубов, заметная асимметрия мимики. 3-4
5.Очень напряжен. Оскал зубов. Губы вытянуты вперед трубочкой, или отмечаются сосательные движения (причмокивание).   1-2
Скованность движений
1.Координированные, легкие, плавные движения, тремора нет. 8-9
2.Координированные движения, но с легкими заметными усилиями, небольшой тремор пальцев.   6-7
3.Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, отдельные движения иногда сопровождаются всем телом, некоторая неуклюжесть, заметный тремор рук.   4-5
4.Заметная скованность движений, движения с несоразмерными усилиями, отдельные движения сопровождаются всем телом, явная раскоординированность, тремор рук и ног. 3-2
5.Очень сильная раскоординированность движений, «пьяная походка», тремор рук, ног, мышц лица.  
Вазомоторные реакции
1.Обычная окраска лица. Дыхание ровное, спокойное. 8-9
2.Легкое покраснение (побледнение) кожных покровов лица, дыхание учащенное, но ритмичное. 6-7
3.Заметное покраснение (побледнение) лица, дыхание учащенное и неритмичное 4-5
4.Кожа лица и шеи покраснела пятнами. Резкое учащение дыхания с сокращением фазы выдоха. 3-4
5.Кожные покровы резко гипиремированы («красный как рак»), или очень бледные («белый как мел»), покрыты испариной. 1-2

ГИССЕНОВСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЖАЛОБ

Авторами методики являются Е. Брюхлер и Дж. Снер (1967). Гиссеновский перечень жалоб опросник-анкета, предназначен для выявления субъективной картины физических страданий больных, любого возраста. Опросник состоит из перечня, включающего 57 жалоб, относящихся к таким сферам, как общее самочувствие, вегетативные расстройства, нарушение функций внутренних органов (приложение 9). Помимо жалоб, выясняется их обусловленность психическими или физическими факторами с точки зрения пациента. Предусмотрена возможность указания на не содержащиеся в перечне жалобы.

 

Обработка данных

Степень интенсивности жалоб оценивается по 5-балльной шкале: 0 нет, 1 слегка, 2 несколько, 3 значительно, 4 сильно.

Опросник содержит 4 основных и 5-ю дополнительную шкалы. Оценки по шкалам получают путем суммирования баллов по каждому входящему в них пункту:

Шкала 1. «Истощение» (И): 1,4,15,16,17,19. Показатель этой шкалы характеризует неспецифический фактор истощения, указывающий на общую потерю жизненной энергии, потребность в помощи.

Шкала 2. «Желудочные жалобы» (Ж): 3,9,10,12,13,21. Шкала отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий.

Шкала 3. «Ревматический характер» (Р): 5,7,8,14,18,23. Шкала выражает субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер.

Шкала 4. «Сердечные жалобы» (С): 2,6,11,20,22,24. Шкала указывает на то, что пациент локализует свои недомогания преимущественно в сердечно-сосудистой сфере.

Шкала 5. «Давление» или «Интенсивность жалоб» (Д). Включает в себя все 24 приведенные выше жалобы и представляет собой интегральную оценку 4-х предыдущих показателей. Шкала характеризует общую эмоционально окрашенную интенсивность жалоб.

 

Интерпретация результатов

Для того чтобы оценить субъективную степень эмоционального переживания физических недомоганий отдельного человека, авторы методики предлагают рассматривать его данные в сравнении с выборками стандартизации – с результатами, полученными в контрольной группе здоровых и в группе пациентов, страдающих невротическими и психосоматическими расстройствами. С помощью специальных таблиц «сырые» баллы переводятся в процентные ранги (приложение 9). Процентный ранг указывает, какой процент лиц в контрольной группе (К) или в группе пациентов (П) имеет по шкале «интенсивности» (давление жалоб) оценку, равную или более низкую по сравнению с результатом конкретного опрошенного человека.

Гиссеновский перечень жалоб предполагает также графическое отображение результатов. Для этого «сырые» баллы 4-х основных шкал переводят в проценты, по которым строится график и определяется преобладающая группа жалоб.

Методика применяется для оценки субъективной степени физических недомоганий. Помимо основного предназначения, перечень в психодиагностике может использоваться для изучения эффективности психотерапии, при решении проблемы взаимовлияния физических жалоб у супругов, ответной реакции на заболевание партнера.

 

 

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА
(в адаптации Немчинова Т.А.)

 

Опросник состоит из 50 утверждений, направленных на оценку уровня тревоги пациента. На каждое из предложенных утверждений (приложение 10) пациенту необходимо дать один из двух вариантов ответа: «Да», если данное состояние для него свойственно или «Нет», если это не соответствует действительности. Тестирование продолжается 15-30 мин. В 1975 г. Норакидзе В.Г. дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

 

Обработка результатов

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям: 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. 37, 38, 40, 42. 44. 45, 46, 47, 48, 49, 50 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям: 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

 

Интерпретация результатов

40 50 баллов очень высокий уровень тревоги;

25 40 баллов высокий уровень тревоги;

15 25 баллов средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги;

5 15 баллов средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги;

0 5 баллов низкий уровень тревоги.

МЕТОДИКА «КОПИНГ - ТЕСТ»

Методика «Копинг - тест» (Lazarus R., Folkman S., 1984) предназначена для определения копинг – механизмов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Методика состоит из восьми шкал, содержащих 50 утверждений, отражающих способы преодоления трудностей в трех основных сферах психической деятельности - когнитивной, эмоциональной и поведенческой (приложение 11). В инструкции обследуемому предлагается выбрать те варианты копинг - поведения, к которым он прибегает в повседневной жизни, сталкиваясь с трудностями, и оценить предпочтительность использования каждого копинга. Предлагается четыре варианта ответов: никогда, редко, иногда, часто. В дальнейшем количественные показатели переводятся в процентили, показывающие степень выраженности и преимущественное использование того или иного защитного механизма.

Выделяют восемь шкал, соответствующих восьми типам копинг - механизмов:

1. Конфронтативный копинг – агрессивные усилия по изменению ситуации; предполагается определенная степень выраженности и готовности к риску, действия направленные на активное отстаивание своего мнения и желаний в отношениях с окружающими и попытки добиться своего, хаотичная деятельность ненаправленная на изменение ситуации.

2. Дистанцирование – когнитивные усилия направлены на то, чтобы отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, попытка забыть или проигнорировать ситуацию, либо найти в ней что- то хорошее.

3.Самоконтроль – усилия по регулированию своих чувств и действий, контролирование эмоций, возможность анализировать проблему, поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

4. Поиск социальной поддержки – усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

5. Принятие ответственности – признание своей роли в проблеме и активные попытки ее решения.

6. Бегство - избегание – мысленное стремление и поведенческое усилия, направленные на избегание проблемы, выражается в попытках улучшения своего самочувствия путем принятия алкоголя, еды, курения.

7. Планирование решения проблемы – произвольные проблемно - фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы.

8. Положительная переоценка – усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности.

По степени конструктивности копинг - механизмы разделяются на 3 группы:

а) конструктивные: планирование решения, самоконтроль, поиск социальной поддержки;

б) относительно конструктивные: принятие ответственности, положительная переоценка

в) неконструктивные: конфронтативный копинг, дистанцирование, бегство - избегание.

Обработка результатов

Обработка теста производится в три этапа:

1. Ответ «никогда» оценивается в 0 баллов, редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто – 3 балла

Ключи к шкалам:

1). Конфронтационный копинг. Пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.

2). Дистанцирование. Пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.

3). Самоконтроль. Пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.

4).Поиск социальной поддержки. Пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.

5). Принятие ответственности. Пункты: 5, 19, 22, 42.

6). Бегство-избегание. Пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.

7). Планирование решения проблемы. Пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.

8). Положительная переоценка. Пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

2. На следующем этапе к каждой шкале подсчитываются процентили по формуле: П = Б х 100%

М

Б – реальное количество баллов набранных по шкале

М – максимальное количество баллов по шкале: 1 шкала - 18 баллов; 2 - 18 баллов; 3 - 21 балл; 4 - 18 балл; 5 - 12 баллов; 6 - 24 балла; 7 - 18 баллов; 8 - 21 балл.

Сумма баллов по каждой из 8 шкал (в сопоставлении с нормативными данными) характеризует степень выраженности изучаемых копинг-стратегий, а совокупность шкальных оценок отражает индивиду­альную интраструктуру совладающего поведения испытуемого.

МЕТОДИКА «СОПРОВОЖДЕНИЕ»

Методика «Сопровождение» разработана в 1991 г. Овчинниковым Б.В., Решетниковым М.М., Чермяниным С.В. Опросник применяется в мероприятиях профессионально-психологического сопровождения учебной (профессиональной) деятельности, а также в процедурах диспансеризации и направлен на выявление лиц с дезадаптационными нарушениями (в том числе и пограничных нервно-психических расстройств), не достигших нозологического уровня.

Диагностические вопросы заимствованы из опросников, приведенных в монографиях Вейна А.И., Марищука В.Л., а так же опросников СМИЛ и 16-ФЛО.

Методика содержит 60 вопросов (приложение 12), направленных на выявление нарушений в коммуникативной, деятельностной и психосоматической сферах пациентов. На предлагаемые вопросы пациент может дать один из 4 вариантов ответа: «Совершенно верно», «Верно», «Пожалуй, так», «Нет, это совсем не так». Ответы заносятся в регистрационный бланк (приложение 12).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.205.186 (0.017 с.)