Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика оценки внешних вегетативных проявленийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Недостатком регистрации внешних вегетативных проявлений является трудность их качественной оценки. Марищуком В.Л. (1990) предложен метод объективной оценки внешних вегетативных проявлений с помощью специальной таблицы. При помощи данной таблицы осуществляется перевод качественных проявлений физиологических реакций в количественные соотношения.
ГИССЕНОВСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЖАЛОБ Авторами методики являются Е. Брюхлер и Дж. Снер (1967). Гиссеновский перечень жалоб – опросник-анкета, предназначен для выявления субъективной картины физических страданий больных, любого возраста. Опросник состоит из перечня, включающего 57 жалоб, относящихся к таким сферам, как общее самочувствие, вегетативные расстройства, нарушение функций внутренних органов (приложение 9). Помимо жалоб, выясняется их обусловленность психическими или физическими факторами с точки зрения пациента. Предусмотрена возможность указания на не содержащиеся в перечне жалобы.
Обработка данных Степень интенсивности жалоб оценивается по 5-балльной шкале: 0 – нет, 1 – слегка, 2 – несколько, 3 – значительно, 4 – сильно. Опросник содержит 4 основных и 5-ю дополнительную шкалы. Оценки по шкалам получают путем суммирования баллов по каждому входящему в них пункту: Шкала 1. «Истощение» (И): 1,4,15,16,17,19. Показатель этой шкалы характеризует неспецифический фактор истощения, указывающий на общую потерю жизненной энергии, потребность в помощи. Шкала 2. «Желудочные жалобы» (Ж): 3,9,10,12,13,21. Шкала отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий. Шкала 3. «Ревматический характер» (Р): 5,7,8,14,18,23. Шкала выражает субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер. Шкала 4. «Сердечные жалобы» (С): 2,6,11,20,22,24. Шкала указывает на то, что пациент локализует свои недомогания преимущественно в сердечно-сосудистой сфере. Шкала 5. «Давление» или «Интенсивность жалоб» (Д). Включает в себя все 24 приведенные выше жалобы и представляет собой интегральную оценку 4-х предыдущих показателей. Шкала характеризует общую эмоционально окрашенную интенсивность жалоб.
Интерпретация результатов Для того чтобы оценить субъективную степень эмоционального переживания физических недомоганий отдельного человека, авторы методики предлагают рассматривать его данные в сравнении с выборками стандартизации – с результатами, полученными в контрольной группе здоровых и в группе пациентов, страдающих невротическими и психосоматическими расстройствами. С помощью специальных таблиц «сырые» баллы переводятся в процентные ранги (приложение 9). Процентный ранг указывает, какой процент лиц в контрольной группе (К) или в группе пациентов (П) имеет по шкале «интенсивности» (давление жалоб) оценку, равную или более низкую по сравнению с результатом конкретного опрошенного человека. Гиссеновский перечень жалоб предполагает также графическое отображение результатов. Для этого «сырые» баллы 4-х основных шкал переводят в проценты, по которым строится график и определяется преобладающая группа жалоб. Методика применяется для оценки субъективной степени физических недомоганий. Помимо основного предназначения, перечень в психодиагностике может использоваться для изучения эффективности психотерапии, при решении проблемы взаимовлияния физических жалоб у супругов, ответной реакции на заболевание партнера.
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА
Опросник состоит из 50 утверждений, направленных на оценку уровня тревоги пациента. На каждое из предложенных утверждений (приложение 10) пациенту необходимо дать один из двух вариантов ответа: «Да», если данное состояние для него свойственно или «Нет», если это не соответствует действительности. Тестирование продолжается 15-30 мин. В 1975 г. Норакидзе В.Г. дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.
Обработка результатов Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям: 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. 37, 38, 40, 42. 44. 45, 46, 47, 48, 49, 50 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям: 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Интерпретация результатов 40 – 50 баллов – очень высокий уровень тревоги; 25 – 40 баллов – высокий уровень тревоги; 15 – 25 баллов – средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги; 5 – 15 баллов – средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги; 0 – 5 баллов – низкий уровень тревоги. МЕТОДИКА «КОПИНГ - ТЕСТ» Методика «Копинг - тест» (Lazarus R., Folkman S., 1984) предназначена для определения копинг – механизмов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Методика состоит из восьми шкал, содержащих 50 утверждений, отражающих способы преодоления трудностей в трех основных сферах психической деятельности - когнитивной, эмоциональной и поведенческой (приложение 11). В инструкции обследуемому предлагается выбрать те варианты копинг - поведения, к которым он прибегает в повседневной жизни, сталкиваясь с трудностями, и оценить предпочтительность использования каждого копинга. Предлагается четыре варианта ответов: никогда, редко, иногда, часто. В дальнейшем количественные показатели переводятся в процентили, показывающие степень выраженности и преимущественное использование того или иного защитного механизма. Выделяют восемь шкал, соответствующих восьми типам копинг - механизмов: 1. Конфронтативный копинг – агрессивные усилия по изменению ситуации; предполагается определенная степень выраженности и готовности к риску, действия направленные на активное отстаивание своего мнения и желаний в отношениях с окружающими и попытки добиться своего, хаотичная деятельность ненаправленная на изменение ситуации. 2. Дистанцирование – когнитивные усилия направлены на то, чтобы отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, попытка забыть или проигнорировать ситуацию, либо найти в ней что- то хорошее. 3.Самоконтроль – усилия по регулированию своих чувств и действий, контролирование эмоций, возможность анализировать проблему, поиск путей выхода из сложившейся ситуации. 4. Поиск социальной поддержки – усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. 5. Принятие ответственности – признание своей роли в проблеме и активные попытки ее решения. 6. Бегство - избегание – мысленное стремление и поведенческое усилия, направленные на избегание проблемы, выражается в попытках улучшения своего самочувствия путем принятия алкоголя, еды, курения. 7. Планирование решения проблемы – произвольные проблемно - фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. 8. Положительная переоценка – усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. По степени конструктивности копинг - механизмы разделяются на 3 группы: а) конструктивные: планирование решения, самоконтроль, поиск социальной поддержки; б) относительно конструктивные: принятие ответственности, положительная переоценка в) неконструктивные: конфронтативный копинг, дистанцирование, бегство - избегание. Обработка результатов Обработка теста производится в три этапа: 1. Ответ «никогда» оценивается в 0 баллов, редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто – 3 балла Ключи к шкалам: 1). Конфронтационный копинг. Пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37. 2). Дистанцирование. Пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35. 3). Самоконтроль. Пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50. 4).Поиск социальной поддержки. Пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36. 5). Принятие ответственности. Пункты: 5, 19, 22, 42. 6). Бегство-избегание. Пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47. 7). Планирование решения проблемы. Пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43. 8). Положительная переоценка. Пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48. 2. На следующем этапе к каждой шкале подсчитываются процентили по формуле: П = Б х 100% М Б – реальное количество баллов набранных по шкале М – максимальное количество баллов по шкале: 1 шкала - 18 баллов; 2 - 18 баллов; 3 - 21 балл; 4 - 18 балл; 5 - 12 баллов; 6 - 24 балла; 7 - 18 баллов; 8 - 21 балл. Сумма баллов по каждой из 8 шкал (в сопоставлении с нормативными данными) характеризует степень выраженности изучаемых копинг-стратегий, а совокупность шкальных оценок отражает индивидуальную интраструктуру совладающего поведения испытуемого. МЕТОДИКА «СОПРОВОЖДЕНИЕ» Методика «Сопровождение» разработана в 1991 г. Овчинниковым Б.В., Решетниковым М.М., Чермяниным С.В. Опросник применяется в мероприятиях профессионально-психологического сопровождения учебной (профессиональной) деятельности, а также в процедурах диспансеризации и направлен на выявление лиц с дезадаптационными нарушениями (в том числе и пограничных нервно-психических расстройств), не достигших нозологического уровня. Диагностические вопросы заимствованы из опросников, приведенных в монографиях Вейна А.И., Марищука В.Л., а так же опросников СМИЛ и 16-ФЛО. Методика содержит 60 вопросов (приложение 12), направленных на выявление нарушений в коммуникативной, деятельностной и психосоматической сферах пациентов. На предлагаемые вопросы пациент может дать один из 4 вариантов ответа: «Совершенно верно», «Верно», «Пожалуй, так», «Нет, это совсем не так». Ответы заносятся в регистрационный бланк (приложение 12).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.01 с.) |