Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проективная методики исследования личности «hand-test»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Hand-test» – проективная методика исследования личности. Впервые опубликована в 1962 году. Идея создания теста предлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков Т-коэффициента разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Курбатовой Т.Н. В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности, а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand-test» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности. Кроме того, в силу конструктивных потребностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение».
Процедура тестирования Стимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки (приложение 23). Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксируемой позиции со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» Если обследуемый затрудняется с ответом, ему предлагаются следующие вопросы: «Что, как Вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить». При предъявлении первых трех карточек обследуемому необходимо напоминать о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно в тех случаях, когда обследуемый ограничивается одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получить более надежные результаты тестирования, так как в данном случае личность человека проявляется более полно. Но если после двух-трех напоминаний обследуемый продолжает ограничиваться одним ответом, повторение инструкции прекращается. Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять». Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой. В случае неточного или двусмысленного ответа человека просят пояснить его содержание. При этом стоит избегать навязывания каких-либо специфических ответов. Уточняющие вопросы могут быть примерно следующими: «Расскажите об этом немного подробнее», «Опишите подробнее ситуацию». Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Отмечается латентное время реакций на предъявляемые карточки стимульного набора. Ответы обследуемого заносятся в «Бланк фиксации результатов» (приложение 23). Обработка результатов 1. Подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым. 2. Осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесения каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории. Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оценочные категории. Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой-либо объект. Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Дерется», «Сжимает ужа», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Может дать щелбан» и т. д. Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию. Примеры: «Дирижирует оркестром», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации, проповедует, поучает», «Дает указания», «Выгоняет», «Приказывает» и т. д. Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах. Аффектация (Aff). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы в которых рука предлагает дружбу или помощь. Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает по плечу», «Дает милостыню», «Дарит кому-то цветы», «Аплодирует», «Гладит собачку» и т. д. Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя большинство ответов включает прямое и непосредственное общение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как, прежде всего, характеризуются наличием именно благожелательного отношения т привязанности. Коммуникация «Com». К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается с кем-то общаться. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть принятым и понятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию (Aff) — показателем «модальности», или «эмоционального», общения. Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть понятым», «Прощание», «Здоровается», «Показывает: мне 5 лет», «Показывает дорогу», «Зовет кого-то» и т. д. Зависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данной случае от благожелательного отношения других людей, от их желания и помощи. В эту категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим. Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, хватающаяся за кого-либо, чтобы не потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста,…», «Помогите мне», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Поднимает руку, чтобы спросить» и т. д. Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремится оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории «F» относятся не «истинные «тенденции к действию, а защитные реакции. Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня», «Руке угрожает боль или травма», «Выражает панический страх» и т. д. В эту же категорию попадают ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции). Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и т. д. Ответы, отражающие отказ от агрессии, также относятся к данной категории. Примеры: «Это расслабленная рука — не злая», «Это — не драка» и т. д. Эксгибиционизм (Ex). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью. Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак», «Хочет внимания», «Играет на пианино», «Танцует», «Показывает тени на стене», «Делает собачку» и т. д. Колечность (Crip). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная. Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Деформированные пальцы», «Нетрудоспособная рука» и т. д. Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию. Примеры: «Красивая рука», «Пухлая рука», «Уверенная», «Человек измучен», «Рука интеллигентного человека» и т. д. Напряжение (Ten). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не делает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложной ситуации. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта. Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Напрягает руку», «Стремится удержать», «Сдерживает волнение», «Нервно стучит пальцами», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то». Активные безразличные ответы (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Все тенденции к безразличному действию, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории. Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Собирает что-то», «Сыплет», «Машет» и т. д. Пассивные безразличные ответы (Pas). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безразличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения, не сопротивляется силе тяжести, так же оцениваются по этой категории. Примеры: «Лежит отдыхает», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Ждет», «Спит» и т. д. Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунки, как правило, игнорируются. Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти» и т. д. Отказ от ответа (Fail). Человек не может дать ответ на карточку. 3. Подсчитывается процентное соотношение ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов. 4. Вычисление показателя склонности к открытому агрессивному поведению. Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле: I = (Agg + Dir) – (Aff + Com + Dep) или I = (Agg + Dir) – (Aff + Com + Dep + F) 5. Вычисление показателя степени личностной дезадаптации:
MAL = Ten + Crip + F
6. Вычисление показателя тенденции к уходу от реальности:
WITH = Des + Bas + Fail
7. Определение наличия психопаталогии:
PATH = MAL + 2 WITH
Интерпретация результатов 1. Общее количество ответов. Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденций к действию, отражает энергетический потенциал и степень активированности личности. Количество ответов менее 15 свидетельствует о низкой психологической активности обследуемого, 15–20 — средний диапазон, 26–40 — высокая психическая активность, более 40 — геперактивность. 2. Процентное соотношение категорий. Далее подсчитывается количество ответов по каждой категории в процентах от общего количества ответов. Если абсолютное количество ответов каждой категории говорит об «общем запасе» данной тенденции к действию, то процентное значение отражает вес данной тенденции к действию в целостной психической жизни человека. Чем выше процент ответов определенной категории, тем выше вероятность ее проявления в поведении, тем легче активизируется данная тенденция. 3. Ответы категорий «Agg» и «Dir». Ответы первых двух категорий «Agg» и «Dir» повышают вероятность проявления агрессии в открытом поведении. Их объединяет отсутствие стремления «считаться» с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении. Эти ответы не предполагают взаимных «симметричных» межличностных взаимоотношений. Тенденции к действию в категориях «Agg» и «Dir» отражают готовность к открытому агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться к социальному окружению. 4. Ответы категории «Aff». Ответы, относящиеся к категории «Aff», отражают способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими людьми. Высокий процент ответов категории «Aff» свидетельствует о повышенной эмоциональности человека, о том, что это «теплый» человек, обладающий развитой эмпатией. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об эмоциональной черствости, дефиците искренних эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания поддерживать эмоциональный контакт. 5. Ответы категории «Com». Высокий процент ответов категории «Com» является признаком высокой коммуникативности, но при отсутствии ответов категории «Aff» отражает определенный формализм во взаимоотношениях с людьми. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о низкой коммуникативности. Если при этом присутствуют ответы категории «Aff», то это означает, что человек не способен общаться на деловом уровне и строит свои отношения с людьми по принципу «нравится — не нравится», то есть в эмоционально-оценочном контексте. 6. Ответы категории «Dep». Ответы категории «Dep» отражают потребность в помощи и поддержки со стороны других людей. Человек, дающий такие ответы, считает, что другие люди должны тратить на него время, уделять ему внимание, нести ответственность за его действия. Ответы данной категории дают не только малоимущие (малообеспеченные) и алкоголики, хотя процент подобных ответов у них является преобладающим. Высокий процент ответов «Dep», как правило, сопровождается сильнейшим чувством обиды за свое подчиненное положение. Отсутствие ответов данной категории может быть связанно с дефицитом чувства социальной ответственности. Ответы категорий «Aff», «Com» и «Dep» отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией. Такой тип ответов предполагает, что рука в такой же степени нуждается в других людях, как другие люди нуждаются во владельце руки. Эти ответы направлены на приспособление к социальному окружению и активно уменьшают вероятность открытого агрессивного поведения.
Величина «I» Склонность к открытому агрессивному поведению принято подсчитывать в балах, а не в процентах. Если I = 0, то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Чужие люди как бы «нажимают на кнопку» механизма самоконтроля, и человек успешно справляется с агрессией (контролирует ее). С близкими же людьми этот контроль ослабевает, человек испытывает сложности в поддержании контроля над своим поведением. Начиная с I = +1, можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения. Если I < –1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях. Чем больше абсолютная величина «I», тем меньше вероятность открытой агрессии даже в особо значимых случаях. Ответы категории «Ex» Две следующие категории «Ex» и «Crip» не используются для оценки склонности к открытому агрессивному поведению, поскольку их роль в этом отношении непостоянна. Высокий процент ответов категории «Ex» (особенно у мужчин) тесно коррелирует с истероидными чертами личности, с неутомимым и непреходящим желанием быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя». Отсутствие ответов данной категории отражает сниженную потребность в самопроявлении. Довольно трудно подобрать точную формулировку для этой категории, наиболее подходящим для нее словом является «кураж». У людей, не имеющих куража, отсутствуют ответы категории «Ex». Люди, у которых склонность к открытому агрессивному поведению сочетается с показателем «Ex», легче поддаются психокоррекционой работе.
Ответы категории «Crip» Высокий процент ответов категории «Crip» связан с чувством физической неадекватности, боязнью собственной немощи или физических недостатков. Эти ответы отражают склонность к ипохондрии, а возможно, и реальные проблемы со здоровьем. Отсутствие ответов данной категории свидетельствует не столько о том, что у человека нет проблем со здоровьем, сколько о легкомысленном и, возможно, бездумном отношении к своему физическому состоянию.
Ответы категории «Des» Высокий процент ответов категории «Des» характерен для невротиков и шизофреников, а также людей «художественного» типа. Выраженность данной категории свидетельствует от эмоциональной амбивалентности, склонности к раздумьям, осмысливанию, переживанию вместо реальной деятельности. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об отсутствии мечтательности, неразвитости воображения и творческого мышления.
Ответы категории «Ten» Категория «Ten» отражает свойство личности, которое обычно называют «тревожность» или «нейротизм». Высокий процент ответов категории «Ten» свидетельствует об эмоциональной неустойчивости человека. Тревожные люди характеризуются повышенным нервно-психическим напряжением в широком диапазоне ситуаций, умением находить проблемы даже тогда, когда, казалось бы, их не существует. Низкие значения показателя «Ten» отражают эмоциональную устойчивость личности.
Ответы категорий «Act» и «Pas» Если процент безличных ответов больше 35%, то можно сделать вывод о сниженном значении социума в жизни человека, о том, что основной опыт его переживаний связан с физической средой, а не с другими людьми. Высокий процент ответов по данной категории может сочетаться с отсутствием ответов по ряду других оценочных категорий или их минимальной представленностью, что можно проинтерпретировать как «простоту» внутреннего мира личности, его незрелость. Часто такая картина выявляется у детей, подростков и лиц со сниженным интеллектом. Незначительный процент ответов безличной категории («Act» и «Pas») свидетельствует о повышенной социальной восприимчивости, чувствительности в межличностных отношениях, тревожности человека. Очень многие стимулы являются для него нейтральными. Большинство событий и предметов имеют для него личностный смысл. Оценочные категории «Ten», «Bas» и «Fail» были выделены авторами позднее, после накопления значительного опыта работы с «Hand-тестом». На основе этих категорий были выведены три новые формулы (приведенные выше), отражающие степень личностной дезадаптации, тенденция к уходу от реальности, наличие психопатологии. Наличие выраженной психопатологии (по американским данным PATH > 4) может подавлять поведенческие тенденции или ставить их вне контроля сознания. Поэтому при фиксации выраженной патологии показатель «I», отражающий склонность к открытому агрессивному поведению, необходимо интерпретировать с большой осторожностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.01 с.) |