Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В практике клинических психологов

Поиск

Учебное пособие

 

 

Санкт – Петербург, 2009

 


 

УДК 159.9: 612.8:616.8

 

Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов: Учебное пособие. Под ред. проф. Рыбникова В.Ю., проф. Чермянина С.В.– СПб.: «Фарминдекс», 2009. -215 с.

 

 

Учебное пособие является очередным изданием в планируемом для публикации методическом цикле психодиагностического инструментария. В учебном пособии кратко изложены психодиагностические методики, используемые в практике клинической психологии и не нашедшие должного освещения в справочных изданиях.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 03030265 - «Клиническая психология», для психологов, проходящих повышение квалификации по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также может быть полезно практикующим психологам и врачам различных специальностей.

 

Учебное пособие подготовили: Корзунин В.А., Юсупов В.В., Баурова Н.Н.

В подготовке приложений принимали участие: Попов В.И., Кондюхова Т.Н., Чугунова Л.Н., Капитанаки В.Е., Костин Д.В.

 

 

Под общей редакцией доктора медицинских наук и доктора психологических наук профессора Рыбникова В.Ю. и доктора медицинских наук профессора Чермянина С.В.

 

 

Рецензенты:

Соловьева С.Л., доктор психологических наук профессор (СПбГМА им. И.И. Мечникова);

Федоткина И.В., кандидат психологических наук, доцент (ЛГУ им. А.С. Пушкина).

 

Содержание

Введение  
Теоретические взгляды на механизмы возникновения дезадаптационных нарушений 7-10
Психодиагностика дезадаптационных нарушений 11-16
Опрос (сбор анамнеза) 17-19
Клиническое интервью 20-25
Наблюдение 26-27
Индивидуальная беседа 28-30
Опросник диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ) 31-33
Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS)  
Методика «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) 35-38
Методика диагностики оценки самочувствия, активности и настроения (САН)  
Анкета самооценки состояния (АСС)  
Экспресс – опросник СПН (Соматизированные психические нарушения)  
Методика оценки внешних вегетативных проявлений  
Гиссеновский перечень жалоб 43-44
Методика измерения уровня тревожности Тейлора  
Методика «Копинг-тест» 46-47
Методика «Сопровождение»  
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» 49-57
Экспресс-методика «Прогноз» 58-59
Анкета «Прогноз-2» 60-61
Анкета диагностики НПН  
Психодиагностический патопсихологический опросник «Модуль» 63-76
Опросник нервно - психического напряжения (НПН)  
Тест «нервно-психическая адаптация» (НПА)  
Шкала астенического состояния (ШАС)  
Уровень невротизации и психопатизации (УНП) 80-81
Шкала нейротизма (личностный опросник Айзенка)  
Проективная методика исследования личности «Hand-test» 83-90
Тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга 91-97
Полихроматическая экспресс-методика «контрасты» (ПЭМК) 98-99
Приложения  
Приложение 1 – Анкета о состоянии здоровья 100-101
Приложение 2 – План наблюдения 102-103
Приложение 3 – Опросник диагностики типов отношения к болезни (ТОБОЛ) 104-115
Приложение 4 – Торонтская алекситимическая шкала (TAS) 116-117
Приложение 5 – Методика «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) 118-122
Приложение 6 – Методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)  
Приложение 7 – Анкета самооценки состояния (АСС) 124-125
Приложение 8 – Экспресс – опросник СПН 126-127
Приложение 9 – Гиссеновский перечень жалоб 128-130
Приложение 10 – Методика измерения уровня тревожности Тейлора 131-132
Приложение 11 – Методика «Копинг - тест» 133-134
Приложение 12 – Методика «Сопровождение» 135-137
Приложение 13 – Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность») 138-150
Приложение 14 – Экспресс-методика «Прогноз» 151-153
Приложение 15 – Анкета «Прогноз-2» 154-156
Приложение 16 – Анкета диагностики НПН 157-159
Приложение 17 – Патопсихологический опросник «Модуль» 160-167
Приложение 18 – Опросник нервно - психического напряжения (НПН) 168-172
Приложение 19 – Опросник оценки нервно-психической адаптации (НПА)  
Приложение 20 – Шкала астенических состояний (ШАС)  
Приложение 21 –Уровень невротизации и психопатизации (УНП) 175-178
Приложение 22 – Шкала нейротизма (личностный опросник Г.Айзенка)  
Приложение 23 – Проективная методика «Hand-test» 180-191
Приложение 24 – Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга 192-204
Приложение 25 – Стимульный материал полихроматической экспресс-методики «Контрасты» (ПЭМК)  
Приложение 26 – Порядок перевода показателей психодиагностических методик в стандартные единицы измерения (стены) 206-210
Приложение 27 - Расстройства адаптации. Клинические описания и указания по диагностике. Исследовательские диагностические кри- терии. МКБ-10) 211-214
Литература  

Введение

Клиническая психология как область профессиональной деятельности специалистов-психологов ориентирована на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей в преодолении и профилактики заболеваний. Ее прикладное значение заключается в применении теории, методов и принципов психологической науки в диагностических, лечебных, реабилитационных, коррекционных и профилактических целях. Клиническая психология является психологической специальностью широкого профиля, имеющей межотраслевой характер в решении комплекса задач не только в здравоохранении, но и в сферах образования, профессиональной занятости и социальной помощи населению.

Одной из наиболее важных функций практической деятельности клинических психологов является диагностика, оценка и коррекция дезадаптационных психических нарушений различного генеза. Это определяет целесообразность разработки и использования широкого круга психодиагностических методов и методик, отвечающих требованиям научной обоснованности, валидности, дифференцированности, практичности и стандартизации (нормирования показателей).

Необходимость освоения и практического использования психодиагностического инструментария клиническими психологами определена государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «03030265 – Клиническая психология», а также требованиями образовательных программ послевузовского дополнительного образования.

В связи с этим настоящее учебное пособие включает изложение концептуальных основ использования психодиагностических методов для выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов, а также подробное описание этих методик и рекомендации по нормированию их показателей.

Пособие предназначено для подготовки клинических психологов по программам высшего профессионального образования по специальности «03030265 – Клиническая психология», а также повышения квалификации психологов по общеобразовательным программам послевузовского профессионального образования.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.007 с.)