Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностические возможности некоторых карт стимульного материалаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Карта X (пустая). Пустая карта «Hand-теста» срабатывает точно так же, как пустая карта ТАТ. Она наиболее чаще, чем все остальные карты, вызывает ответы, отражающие наиболее актуальные, осознанные, принимаемые и приятные потребности и желания. Затруднения при ответах на Карту X отражают неспособность сделать выбор между различными тенденциями в поведении (принять решения относительно желаемых целей поведения), тревогу по поводу потери самоконтроля, бессознательное принятие будущих трудностей. Это свидетельствует также о слабых способностях к проявлению себя как личности и о редуцированных личностных притязаний. Карта IX. Эта карта вызывает сексуальные ассоциации. Реакция на изображение позволяет сделать вывод о наличии проблем в сексуальной сфере. В приложении 23 показан пример обработки протокола исследования по методики «Hand-test».
ТЕСТ «РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ» С. РОЗЕНЦВЕЙГА
Тест рисуночной фрустрации (Rosenzweig Picture-Frustration Study) – проективная методика, разработанная в 1945 г. С. Розенцвейгом. В России методика использовалась для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Тарабарина Н.В., 1973 г.). Разработаны взрослый, детский и подростковый варианты. В основе методики лежит теория фрустрации (с лат. frustration – обман, тщетное ожидание, расстройство). В соответствии с теорией, фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели. Цель методики: диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели, а также выявление особенностей агрессии субъекта. Проводить обследование можно индивидуально и в группе, требуемое время 20 – 30 мин.
Краткое описание методики Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации (приложение 24). Стимульный материал: карточки со схематичными контурными рисунками, на которых изображены 2 или более человек, занятые еще незаконченным разговором, находящиеся во фрустрирующей ситуации, которая создается наличием препятствия или обвинения. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы. 1. Ситуации – препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунке с права. Сюда относятся 16 ситуаций – рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. 2. Ситуации – обвинения, или «суперэгоблокинговые». В этих ситуациях персонаж, нарисованный справа, обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности. Сюда относятся 8 ситуаций – рисунков № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Обработка результатов Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции (агрессии) и типа реакции. 1 Экстрапунитивные реакции – реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. 2 Интропунитивные реакции – реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. 3 Импунитивные реакции – фрустрирующая ситуация рассматривается нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинения окружающих или самого себя отсутствуют. Кроме того существует деление по типу реакции: 1 «С фиксацией на препятствии» – в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается не зависимо от того, расценивается оно как благоприятное, неблагоприятное или незначительное; 2 «С фиксацией на самозащите» – главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана. 3 «С фиксацией на удовлетворении потребности» – ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению. Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е – экстрапунитивные реакции; I – интропунитивные; М – импунитивные. Типы реакций обозначаются следующими символами: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «с фиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворении потребности». Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е', I', М'). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (E, I, M). Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами: е, i, м. В ниже представленной таблице «Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов» содержатся способы оценок ответов испытуемых.
Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов.
Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление коэффициента групповой конформности (GCR) – степень подверженности личности влиянию группы, является метой социальной адаптации. Чем выше GCR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже GCR, тем сильнее развиты положительные качества – независимость, самостоятельность, оригинальность. Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены ниже в таблице «Общая таблица GCR для здоровых лиц». Слева на листке протокола испытуемого ставится знак «+», если ответ субъекта идентичен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «–». Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого. Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.
Общая таблица GCR для здоровых лиц.
Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетный фактор, которым был оценен ответ, принимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляется на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение. Когда 9 квадратов профилей заполнены, цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный максимум для каждого случая – 24, и исходя из этого, вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого. Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец. 1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > M. 2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем примере. Например, мы получили OD – 10, ED – 6, NP – 8. Записывается OD > NP > ED. 3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например, Е > Е' > M. 4. Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет E и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом. Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Подобное изменение имеет большое значение для пониманий реакций фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем, после девяти или десяти ситуаций, которые вызывают у него чувство вины, начинает давать ответы интро-пунитивного типа. Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой указывают численную оценку тенденции, определяемую знаком «+» (положительная тенденция) или «–» (отрицательная тенденция). Формула вычисления численной оценки тенденции: (а - в): (а + в), где а – количественная оценка в первой половине протокола, в – количественная оценка во второй его половине. Для того чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.011 с.) |