Многоуровневый личностный опросник (мло) «адаптивность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многоуровневый личностный опросник (мло) «адаптивность»



Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан Маклаковым А.Г. и Чермяниным С.В. (1993) и предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в «силовых» структурах в качестве основной стандартизированной методики и рекомендуется для использования в решении задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности специалистов экстремальных профессий.

Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен» - «не годен») до подробной личностной характеристики.

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит, как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал – КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов (приложение 13) и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.

Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).

Шкала 4-го уровня – личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

Обработка результатов

На каждый вопрос теста пациент должен отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов совпавших с «ключом». Каждое совпадение ответа с «ключом» оценивается в один балл.

Для решения задач профконсультирования достаточно использовать характеристики 3-го и 4-го уровней. Обработку результатов целесообразно начинать с 3-го уровня. Для этого необходимо иметь четыре набора «ключей», соответствующих шкалам: достоверность, поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП), моральная нормативность (МН).

 

«Ключи» к шкалам 3-го и 4-го уровня методики МЛО

 

Шкалы «Да» «Нет»
Достоверность   1,10,19,31,51,69,78, 92,101,116,128,138, 148.
Поведенческая регуляция (ПР) 4,6,7,8,11,12,15,16,17,18,20,21,28, 29,30,37,39,40,41,47,57,60,63,65,67,68,70,71,73,80,82,83,84,86,89,94,95, 96,98,102,103,108,109,110,111,112, 113,115,117,118,119,120,122,123, 124,127,129,131,135,136,137,139, 143,146,149,153,154,155,156,157, 158,161,162. 2,3,5,23,25,32,38,44, 45,49,52,53,54,55,58, 62,66,75,87,105,128, 132,134,140.  
Коммуникативный потенциал (КП) 9,24,27,33,43,46,61,64,81,88,90,99, 104,106,114,121,126,133,142,151, 152. 26,34,35,48,74,85,107, 130,144,147,159.
Моральная нормативность (МН) 14,22,36,42,50,56,59,72,77,79,91,93,125,141,145,150,164,165. 13,76,97,100,160,163.
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 4,6,7,8,9,11,12,14,15,16,17,18,20,21,22,24,27,28,29,30,33,36,37,39,40,41,42,43,46,47,50,56,57,59,60,61,63,64,65,67,68,70,71,72,73,77,79,80,81,82,83,84,86,88,89,90,91,93,94,95,96,98,99,102,103,104,106,108,109,110,111,112,113,114,115,117,118,119,120, 121,122,123,124,125,126,127,129, 131,133,135,136,137,139,141,142, 143,145,146,149,150,151,152,153, 154,155,156,157,158,161,162,164, 165. 2,3,5,13,23,25,26,32, 34,35,38,44,45,48,49, 52,53,54,55,58,62,66, 74,75,76,85,87,97,100, 105,107,130,132,134, 140,144,147,159,160, 163.

 

Шкала достоверности, оценивает степень объективности ответов. В случае если общее количество баллов по данной шкале превышает 10 баллов, то полученные результаты целесообразно считать необъективными, вследствие стремления пациента как можно «больше» соответствовать социально желаемому личностному типу.

«Сырые» баллы шкал «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность» суммируются, что соответствует значению шкалы 4-го уровня – «Личностный потенциал социально-психологической адаптации» (ЛАП).

Полученные значения 3-го уровня переводятся по таблице в стены, группа развития адаптационных способностей определяется по шкале 4-го уровня, значения которой также переводятся в стены (приложение 13).

 

Краткая интерпретация шкал 3-го уровня

 

Наименование шкалы Интерпретация низких значений (в стенах) Интерпретация высоких значений (в стенах)
ПР низкий уровень поведенческой регуляции, определённая склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности. высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности.
КП низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. высокий уровень коммуникативных способностей, быстрое установление контактов с окружающими, не конфликтность.
МН низкий уровень социализации, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы. высокий уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения.

 

Интерпретация групп адаптационных способностей личности по тесту

МЛО («Адаптивность»)

 

Группа Интерпретация
1-2 Группа хороших адаптационных способностей. Лица этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние данных лиц в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется.
  Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Данные лица требуют постоянного контроля.
  Группа сниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.

 

Шкалы 2-го уровня (разработаны Куницыным Н.В., 1998) соответствуют шкалам опросникаДАН («Дезадаптационные нарушения»). Опросник ДАН включает в себя 77 вопросов и имеет 3 шкалы (приложение 13):

1. «Астенические реакции и состояния» (АС);

2. «Психотические реакции и состояния» (ПС).

3. «Дезадаптационные нарушения» (ДАН);

Обработку результатов следует начинать со шкал: «Астенические реакции» и «Психотические реакции». Для этого необходимо иметь 2 набора «ключей», соответствующих шкалам АС и ПС, каждое совпадение с «ключом» оценивается в один балл.

 

«Ключи» к шкалам 2-го уровня методики МЛО

Шкалы «Да» «Нет»
Астенические реакции и состояния (шкала АС) 6,7,12,13,14,18,27,31,32,33,34,37,41, 43,46,48,49,51,52,53,55,57,58,59,60,61,63, 64,71,72,73,74. 1,2,9,11,21,25, 26, 30, 38,42,67.
Психотические реакции и состояния (шкала ПС) 3,4,5,8,10,15,17,19,20,22,23,24,28,29, 35,36,39,40,44,45,47,50,54,56,65,66,68, 69,70,76,77. 16,62,75.
Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (шкала ДАН) 3,4,5,6,7,8,10,12,13,14,15,17,18,19,20, 22,23,24,27,28,29,31,32,33,34,35,36,37,39,40,41,43,44,45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,60,61,63,64,65,66, 68,69,70,71,72,73,74,76,77. 1,2,9,11,16,21, 25,26,30,38,42, 62,67,75.

 

Для астенических реакций и состояний в большей степени характерно ухудшение сна, снижение аппетита, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности, низкая толерантность к неблагоприятным факторам труда, высокий уровень тревожности, ипохондрическая фиксация. Для психотических реакций типичны высокий уровень нервно-психического напряжения, агрессивность, ухудшение межличностных контактов, нарушение морально-нравственной ориентации, явления аффективного возбуждения и торможения.

«Сырые» баллы шкал АС и ПС суммируются и эти значения соответствуют интегральной оценки – «Дезадаптационные нарушения» (ДАН).

 

ДАН = АС («сырые» баллы) + ПС («сырые» баллы)

 

Полученные «сырые» значения шкал АС, ПС и ДАН переводятся в стены (приложение 13). Выраженность дезадаптационных нарушений, необходимые мероприятия коррекции функционального состояния организм, краткая интерпретация основных астенических и психотических проявлений представлены в приложение 13.

Методика ДАН может использоваться самостоятельно или в общем контексте МЛО «Адаптивность».

 

Для осуществления углубленного психологического изучения (выявления акцентуаций характера) и выбора методов индивидуальной комплексной психологической коррекции необходимо провести обработку шкал 1-го уровня, которые аналогичны базовым шкалам СМИЛ (MMPI). Подсчитывается количество совпадений с «ключом» по каждой шкале.

 

«Ключи» к базовым шкалам СМИЛ в методике МЛО «Адаптивность» (шкалы 1-го уровня)

 

Шкалы «Да» «Нет»
L   1,10,31,69,78,92,101,116,128,148.
F 4,8,11,18,20,22,37,41,47,60,72, 82,84,86,91,96,98,103,115,153. 2,25,43,44,53.
K 35. 15,46,48,64,73,90,102,151.
Hs 17,67. 2,3,5,23,38,53,55,58,62,75,93.
D 16,17,30,39,46. 5,14,23,26,27,32,34,50,52,53,54,55,67,68, 77,102.
Hy 11,17,20,21,28,65,67. 2,3,23,33,38,42,45,48,53,58,61,62,64,75,88, 90,95,97,99.
Pd 6,8,11,12,14,41,42,56,72,81,82, 91,114. 13,35,45,48,55,79,90,97,100,102.
Mf 63,66,73. 9,43,50,74,86,87.
Pa 4,7,8,10,18,39,43,46,48,98,104, 125,150,152. 33,42,84,137,145,155.
Pt 7,10,11,16,28,30,37,41,67,73, 80,88,103,104,110,117,120,122,123. 2,52.
Sc 4,6,7,8,10,11,12,14,16,21,24,36, 39,56,60,63,70,80,89,98,103, 105,106,108,111,119,123,124. 13,38,44,66,107.
Ma 6,7,27,36,42,49,56,59,76,77,80, 89,90,93,95. 40,43,64,96.
Si 64,85,126,160,163. 12,49,90,74,144,147,159.

 

Затем «сырые» значение переводится в Т-баллы, в соответствии с правилами перевода шкал СМИЛ (приложение 13).

Особенностью перевода является то, что к «сырым» показателям отдельных шкал прибавляются, с учётом коэффициента, значения шкалы К (коррекция), после чего только осуществляется перевод в Т-баллы.

 

(Hs + 0,5K; Pd + 0,4K; Pt + 1K; Sc + 1K; Ma + 0,2K)

 

В тех случаях, когда значение по шкале L (шкала достоверности) превышает 70 Т-ед. полученные данные следует расценивать как недостоверные, ввиду неискренних ответов пациента на вопросы, и интерпретация по остальным всем шкалам не производится.

При значениях изучаемых показателей в пределах 71-80 Т-ед. можно утверждать о наличии определенных личностных акцентуаций. Превышение изучаемых показателей по шкалам более 81 Т-ед. свидетельствует о наличии выраженных акцентуаций характера. При 90 и более Т-ед. показана обязательная консультация психиатра (психоневролога).

 

Характеристика шкал 1-го уровня МЛО «Адаптивность»

Шкала достоверности (L). Включает утверждения, которые выявляют тенденцию представлять себя в более выгодном свете, продемонстрировать очень строгое соблюдение правил. Высокие показатели по данной шкале (70 Т и выше) указывают на умышленное стремление приукрасить себя, отрицая наличия в своем поведении слабостей, присущих любому человеку.

Шкала надежности (F). Высокие показатели (70 Т и выше) свидетельствуют об излишней самокритичность. Тенденции к преувеличению существующих проблем, стремление подчеркнуть дефекты своего характера. Признаки отсутствия гармонии и психологического комфорта. Признаки защитных реакций: возможно, неосознанная попытка изобразить другое (выдуманное) лицо, а не свои личностные особенности. Повышенные значения по данной шкале, возможно, являются следствием излишней взволнованности при проведении процедур обследования.

Шкала коррекции (К). Тенденция к искажению результатов обследования, что связано с чрезмерной осторожностью, высоким самоконтролем в ходе обследования и (или) желанием показать себя «в лучшем свете». Также возможен неосознанный контроль поведения.

1. Шкала ипохондрии (Hs). Тенденция к астеноневротическому типу реагирования. Склонность к социальной пассивности, подчиняемости. Медленная адаптация к профессиональным условиям деятельности, климатическим факторам и новому коллективу. Плохая переносимость смены обстановки. Плохое самообладание в ходе межперсональных конфликтов.

2. Шкала депрессии (D). Направлена на выявление депрессивных состояний: тенденции к сниженному фону настроения, неуверенности в своих силах, тревоге, повышенного чувства вины, ослабления волевого контроля. Признаки излишней сензитивности (повышенная чувствительность, обидчивость). Низкая толерантность (устойчивость) к психическим и физическим нагрузкам. Неспособность быстро принимать самостоятельные решения. При неудачах - склонность впадать в отчаяние.

3. Шкала истерии (Hy). Повышение показателей по шкале выявляет эмоциональную лабильность, вытеснение сложных психологических проблем, социальную и эмоциональную незрелость личности, вплоть до истерических проявлений (при повышении показателей выше 80 T). Признаки истероидных черт характера. Стремление казаться значительнее, лучше, чем это есть на самом деле. Склонность к эгоцентризму и самосожалению. Выраженное желание, во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих.

4. Шкала психопатии (Pd). Признаки социальной дезадаптации. Тенденция к повышенной агрессивности, межперсональной конфликтности, частой перемене настроения, интересов и привязанностей, обидчивость. Склонность к аффектам, особенно в ситуациях ущемления чувства собственного достоинства. В ходе принятия решений преобладает импульсивность. Зачастую - пренебрежение к социальными и корпоративным нормами и ценностями. Временный подъем по этой шкале, возможно, вызван какой-нибудь ситуационной причиной.

5. Шкала мужественности-женственности (Mf). Шкала измеряет степень идентификации пациента с мужским или женским ролевым поведением. По-разному интерпретируется в зависимости от пола пациента. Высокие показатели в мужском варианте профиля характеризуют наличие женских черт характера: чувствительность, ранимость, способность тонко чувствовать нюансы межличностных отношений, гуманистическую направленность интересов.

6. Шкала паранойяльности (Рa). Склонность к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта. Конкретность мышления, излишняя детализации и педантизм. Тенденция к упорному и активному насаждению своих взглядов и ценностей, что является причиной частых конфликтов с окружающими. Зачастую - переоценка собственных удач и достижений, формирующих совершенную идею исключительности. Склонность к соперничеству, ревности, злопамятство, мстительность, формированию сверхценных идей отношений.

7. Шкала психастении (Pt). Характерна излишняя тревожность по любым причинам, нерешительность и боязливость в принятии решений. Постоянные сомнения в правильности выбора решения и поставленных целей. Тенденция к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы. Повышенное чувство вины за малейшие неудачи и ошибки. Мнительность, неуверенность в себе. Обязательная ориентация на мнение коллектива (группы), приверженность к общепринятым нормам. Склонность к альтруистическим проявлениям, действиям на маргинальном (предельном) уровне своих возможностей, только чтобы заслужить одобрение со стороны окружающих лиц.

8. Шкала шизоидности (Sc). Шизоидный тип поведения, проявляющийся сочетанием повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях. Выраженная интуитивность, способность тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы. Повседневные (житейские) радости и горести, как правило, не вызывают должного эмоционального отклика. Склонность к фантазированию, ориентация на свое субъективное видение сущности явлений, нежели на общепринятые, устоявшиеся, шаблонные представления. Иногда - продуцирование нелепых и труднообъяснимых поступков, странных и непонятных идей и высказываний.

9. Шкала гипомании (Ma). Гипертимный тип поведения (независимо от обстоятельств приподнятое настроение, чрезмерная активность, бурная деятельность, «плещущая через край» энергия без четкой направленности). Хорошая коммуникабельность (охотное и быстрое установление контактов с окружающими людьми). Постоянное стремление к поиску «острых ощущений». Желание испытать себя и свои силы в экстремальных и нестандартных ситуациях. Ориентация на работу с частыми командировками, сменой коллективов и мест проживания. Однако, интересы, как правило, скоротечны, поверхностны, неустойчивы. Все быстро «приедается», дефицит выдержки и настойчивости. Эгоцентризм, эмоциональная незрелость, ненадежность моральных установок и привязанностей.

0. Шкала социальной интроверсии (Si). Склонность к ограничению социальных контактов. Определенные сложности в установлении межперсональных контактов. Ориентация на общение в узком кругу друзей и знакомых.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.034 с.)