ТОП 10:

Коммуникация в науке. Философия техники



 

Коммуникация в науке – это процесс связи, общения ученых и других агентов научной деятельности. Современные философия и социология науки исследуют коммуникационные процессы в науке преимущественно в двух аспектах: в информационном и социально-организационном. В первом случае коммуникация понимается как особая подсистема движения научной информации, во втором – акцент делается на социальные функции научной коммуникации, а именно: в общении между учеными происходит не только движение информации, но и решаются вопросы о приоритете, о научном престиже, происходит стратификация научного сообщества. Для характеристики научной коммуникации выработан ряд понятий, которые раскрывают разные ее аспекты, уровни и субъектов.

Так, основанием различения формальной и неформальной коммуникаций является их отношение к документально зафиксированным формам научной информации и прежде всего к принятым в ту или иную эпоху формам публикации научной литературы.

Формальная коммуникация в науке связана с феноменом публикации. Публикация всегда рассматривалась как своего рода легитимация авторских прав, оглашение и подтверждение заявки ученого на приоритет и престиж. Современная научная литература начинается с писем ученых к своим друзьям, корреспондентам. Архимед и Птолемей (в философии Сенека, Цицерон и мн. др.) излагали свои великие труды в форме писем друзьям. Авторские предисловия в современных книгах часто сохраняют эти следы эпистолярного стиля. Письма имели смысл публикации по нормам рукописной традиции. Получатель показывал письма своим друзьям и коллегам, письма копировали, и этот механизм копирования остался по сей день. В XVI в. появляются печатная книга и печатный журнал как новые средства научной коммуникации, между которыми постепенно устанавливается своеобразное разделение труда в области коммуникации. Статья в научном журнале становится первым эшелоном научного продвижения, основной информационной единицей научно-профессиональной коммуникации. Книга, или научная монография, стала выполнять другую функцию – функцию интеграции и организации наличного знания во втором, фундаментально-рефлексивном эшелоне науки.

Здесь начинают работать такие подструктуры научной коммуникации, как подготовка научной молодежи, справочные системы, архив и т. п. Так появляются учебники, хрестоматии, справочники, энциклопедии. Однако для переднего края науки, живой, актуальной научно-профессиональной деятельности характерно именно преобладание жанра научной статьи.

Статья эволюционировала от неформального стиля письма в сторону академизма и формализации: здесь устанавливаются традиции ее жесткого структурирования, вводятся обязательные ссылки и сноски, стиль безличного языка. В настоящее время, в связи с гигантским ростом числа публикаций и статей (мировой рекорд принадлежит, похоже, Теодору Коккерелу, специалисту по энтомологии пчел: за 67 лет он написал 3904 статьи – в расцвете своей деятельности он публиковал по две статьи в неделю), происходит переключение внимания ученых со статей, которые, в силу их количества, просто физически невозможно даже пролистать, к рефератам и резюме.

Итак, средства формальной коммуникации могут быть разделены на первичные и вторичные – по критерию их представления научному сообществу. Первичные – это научная статья и книга, а также предшествующие им формы: тезисы и доклады на научных конференциях, переводы и некоторые специфические рубрики в журналах (письма в редакцию, реплики, информация о научной жизни и т. д.)

Вторичныесредства формальной коммуникации – это рефераты научных статей и книг, обзоры литературы, рецензии, списки аннотаций и тематические библиографии, указатели научных ссылок.

Неформальная коммуникация более трудно эксплицируема, однако ей отводят весьма важную роль. Д. Дж. Прайс полагает, что 80 % информации, нужной исследователям, поступает к ним не по формальным каналам, а по неформальным. Подобный эффект порождается особыми, неформальными структурами науки, получившими название "невидимый колледж" (Invisible College). На переднем крае научных исследований доминирующая роль принадлежит небольшому ядру активных ученых и большой слабо очерченной популяции их сотрудников. Они общаются между собой по неформальным каналам: личные встречи, переписка, конференции, семинары. Науку делают не средние ученые, а научная элита или высопродуктивные ученые: с наибольшими показателями публикаций и индексом цитирования. Они же охотно и избирательно идут на установление неформальных связей с такими же, как они. Сама наука в этой связи реально предстает высокостратифицированной системой, с аккордным распределением производительности за выдающиеся достижения. 50 % научных открытий осуществляется числом ученых, равным корню квадратному от общего их количества. Это определяет неоднородности в степенях плотности научной коммуникации. Высокопродуктивные ученые оказываются центральными фигурами в системах формальной и неформальной коммуникаций, через них идут основные потоки информации, ими же определяются приоритеты в направлении этих потоков, оценка и использование. Они своего рода "диспетчеры" коммуникации, в противоположность "изолятам" – ученым, практически не участвующим в сети коммуникаций, но занимающиеся теми же исследованиями, что и члены сети.

Философия техники

Техника является древнейшим видом деятельности человека. Мы можем встретить первые упоминания о технических навыках и приспособлениях еще в классических мифах: о Прометее, о Дедале и Икаре, о Вавилонской башне. Первая форма техники – техника ремесла, существовала повсеместно в древних обществах. Ремесленник как "техник", человек, обладающий специальными познаниями, всегда и везде высоко ценился – в противоположность к существовавшему повсеместно в древних обществах, в том числе и у древних греков, презрению к простому, физическому, рабскому труду. Также специалисты отмечают такое отличительное качество древних греков, "социально-генетически" передавшееся затем и западноевропейцам – неподдельный интерес ко всем случаям производства и делания. Так, Гомер изображает, как Гефест выковывает щит для Ахиллеса и Одиссей строит свой корабль, а Геродот с радостью и удивлением описывает такие изумительные творения технического искусства, как Афонский перешеек, мост через Геллеспонт и водопровод на Самосее. Однако все же долгое время наука и техника развивались раздельно. Для того, чтобы кажущаяся нам простой мысль о том, что познание и действие взаимосвязаны, утвердилась, потребовались серьезные изменения в мировоззрении и культурных установках, незаметно осуществлявшиеся в странах Западной Европы в течение средних веков и революционно-взрывообразно – в периоды Возрождения и Реформации. Лишь в XVII-XIX вв., в связи со становлением индустриального общества и экспериментального естествознания, происходит коренное изменение отношения науки к технике и формируется определяющая роль техники в развитии экономики.

Первые философские специализированные исследования техники появляются во второй половине XIX в. в Германии и Франции, у их истоков стоят такие социологи, историки науки, философы, как Э. Дюркгейм, А. Эспинас и А. Бергсон. Затем техника стала предметом анализа таких философов, как М. Хайдеггер, А. Гелен, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Х. Арендт, Ж. Эллюль и др.

Предметное поле философии техники достаточно обширно и включает в себя вопросы: что такое техника? какова ее природа? каковы ее истоки? что она может дать человеку и что отнять у него? Прежде всего, однако, как и любая другая дисциплина, она выясняет смыслы своего атрибутивного имени "техника".

Существует обширное количество определений техники: прикладное естествознание; комплекс инструментов и средств; воля к власти и подчинение природы; "открытие" и "упорядочение" природы; реализация идей; создание искусственной среды; опредмечивание человеческой деятельности и достижений.

Более привлекательны два подхода, один из которых –функционалистский – четко структурирует технику, второй – философский – определяет ее природу.

С функционалистскойточки зрения техника имеет четыре своих аспекта: техника как объект (приборы, инструменты, машины); техника как знание (умения, правила, теории); техника как процесс (изобретение, проектирование, изготовление, использование); техника как волеизъявление (воля, мотив, потребность, намерение). Наконец, Ж. Эллюль определил технику как совокупность рационально выработанных методов, обладающих безусловной эффективностью (для данной ступени развития) в любой области человеческой деятельности.

Философы начала ХХ в. (А. Бергсон, А. Гелен и др.) разработали антропологическую интерпретацию техники как атрибута homo faber (человека производящего). Человека отличает от других животных недостаток фиксированных инстинктов и высоко специализированных органов. Он – открытое, неспециализированное существо, его адаптация происходит в форме преобразования, целеполагающей деятельности. Потому по самой своей природе человек вынужден производить технические артефакты для того, чтобы освободить себя от давления со стороны враждебных сил природы. Можно сказать, что техника имеет жизненные, нерациональные детерминанты. В дальнейшем развитие техника подчиняется внутренним законам эволюции уже культуры, человеческих сообществ, где ведущим началом со времени складывания индустриализма становится личный интерес, воля к власти, приобретшие рациональную форму.

Техническое знание как когнитивный, теоретический аспект техники имеет специфические отличия от естественнонаучного, которые диктуются своеобразием ситуаций применения техники и ее функциями в жизни людей. Прежде всего, техническое знание возникает как форма и следствие решения технических проблем, которые представляют собой особый класс проблем типа "цель-средство" и предусматривают нахождение конкретного решения (схему действия), которое бы работало всегда и везде в подобных ситуациях.

Техническое знание, как и научное знание в целом, пытается точно описать проблемные ситуации при помощи специального языка и используя методы абстрагирования и идеализации. Его же особенностью является доминирование здесь процедур моделирования. По сути дела, технические проблемы описываются и обсуждаются с помощью моделей. Так, проблемные ситуации типизуются с помощью моделей, предложенные решения представляются в форме расчетных моделей и планов или демонстрируются на реальных моделях, например опытных установках.

Каково соотношение научного и технического знаний? На сей счет имеются три позиции. Одни ученые утверждают, что естествознание в основном объясняет природные процессы и вырабатывает знания, которые могут применяться в практике. Технические же знания непосредственно выполняют функцию управления технической деятельностью.

Другие настаивают на тезисе о том, что для науки техническая деятельность есть ее практика, наука имеет дело не с природой, а со своей техникой, и она есть контекст и опытное поле естествознания.

Третьи еще более радикально заявляют о том, что техника имеет приоритет перед естествознанием. Она не прикладное естествознание, а конститутивна для науки, т. к. наука фактически описывает функционирование измерительных приборов. Прорывы во фронте научных исследований всегда происходят на направлениях, где концентрируется мощная новая техника, требующая больших капиталовложений, особой деятельности армии техников и инженеров (так называемая "наука быстрых открытий" – Р. Коллинз). Здесь техника, вернее ее распределение между учеными, "делает науку": новые фундаментальные открытия относительно базовых свойств материального мира.

 

 

Научная картина мира







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.194.190 (0.009 с.)