ТОП 10:

Рациональность, дискурс, рефлексия



Человеческое мышление устроено рационально. Причем рациональность понимается здесь в широком смысле: не только как "научная рациональность" (т.е. как соответствие законам разума = законам "логик", методологи­ческим нормам и правилам), но как непременная склонность к упорядочиванию, свойственная человеческому мышлению в любой области жизнедеятельности. Эти "порядки" могут иметь самый разный вид: от стро­гой формальной логики – вплоть до порядка, явных или неявных наборов установок миропонимания, техник исполнения в творчестве художника-абстракциониста. Сейчас уже мало кого удивишь утверждением о рациональности в поэзии, мистике или эмоциональной жизни, которая имеет, однако, иные стандарты и правила, нежели традиционная – научная и философская. Также существует различие и по историческим, социокультурным типам рациональности. Так, существенно отличны друг от друга античная ра­циональность и рациональность Средних веков или Нового времени; западноевропейская и дальневосточная. Различие же определимо по тому порядку, который порождается характерным способом мышления и является результатом сложнейшего процесса самоорганизации людей, действующих в определенных социокультурных и исторических ус­ловиях. Однако общим и базисным основанием во всех проявлениях ра­циональности является наличие правил, логик, стандартов, что и делает понимаемым, переводимым любые явления человеческого духа, где бы и когда бы они не существовали.

Что же такое рациональное мышление в традиционном (научном и фи­лософском) понимании? Это целеориентированное, озабоченное реше­нием некоторых проблем, удерживающее внимание, которое организует содержание при помощи некоторых стандартов и процедур. Упрощая ситуацию, можно утверждать о двух аспектах действующего рационального мышления: дискурсе и рефлексии. Они представляют собой две основные способности рационального мышле­ния, различающиеся преимущественной направленностью нашего внимания.

Дискурс (от позднелат. discursus – рассуждение, довод, аргумент) – это способность расчленять мыслительные представ­ления и выражать их в последовательности словесных знаков, сообразно некоторым эталонам и посредством некоторых процедур. Здесь наше внимание сос­редоточивается на "предметных" значениях, т. е. значениях, представля­ющих окружающие нас конкретные явления. Мы решаем некоторые свои проблемы, комбинируя значения в последовательности и груп­пы. Это предметный анализ.

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это уже способность к целостному синтетичному умозрению и анализу своих актов в сопряжении с их основаниями, посылками. Рефлексия, будь она элементарно-поведенческой (анализ своих житейских поступков), научной (критический анализ оснований и постулатов в создании конкретных научных теорий) или философской (постижение предельных значений человеческого существования, культуры), есть всегда "сдвиг" судя­щего внимания с "предметов" и решаемых проблем на сам процесс реше­ния, его основания и средства. Рефлексия исследует природу самого знания, сам генезис значений, выявляет скрытые посылки и базисные допу­щения рассуждений, мнений, теорий.

Иначе говоря, дискурс – это ра­циональное мышление, действующее на основании посылок и при помощи средств, которые для него неявны. Неявны их генезис, мера объективности и субъективности, неявна мотивация необходимости и право­мерности.

Рефлексия же – это рациональное мышление, проясня­ющее себе свои постулаты, цели, средства, т. е. своипределы и гра­ницы, свой характер и отличность от других возможных способов пред­ставления.

Рефлексия – высшая способность человеческого мышления, но одновременно и признак его качественного состояния, выражающий степень его развитости. Развитость означает умение организовать ход своих мыслей, способность к долговременной сосредоточенности, систематической концентрации внимания на отвлеченных вещах. Развитость мышления, рефлексивность есть синтез природных способностей и итог самотренинга разума. Одним словом, это мышление, которое способно отстраненноотноситься к своему содержанию через противопоставление знания о мире и знания о своей личностной самотождественности и даже делать объектом внимания свой источник и организующий центр – "я". Проще говоря, рефлексивный человек – это человек, обладающий мышлением, способным обращать внимание на свое содержание и свои основания: "почему я так думаю и поступаю?" "какой в этом смысл?", "есть ли логика и обоснованность в тех общепринятых мнениях, которые разделяют большинство людей, и как они соотносятся с реальной практикой?" Подобные вопросы задают две характеристики, возможные ориентации мыслящего "себя" разума. В обоих случаях речь идет о рефлексии только как о фундаментальной способности разума исследовать себя и свое содержание. Конечно, грань между дискурсом и рефлексией довольно-таки услов­на и во многом рефлексивность является следствием развитости мышле­ния, его способности к сосредоточенности и абстрагированию, следст­вием перехода его к критической позиции самосознающего "я". Вместе с тем "дискурсивное" и "рефлексивное" достаточно четко различимы в истории научной и философской мысли.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.005 с.)