Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рациональность, дискурс, рефлексияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Человеческое мышление устроено рационально. Причем рациональность понимается здесь в широком смысле: не только как "научная рациональность" (т.е. как соответствие законам разума = законам "логик", методологическим нормам и правилам), но как непременная склонность к упорядочиванию, свойственная человеческому мышлению в любой области жизнедеятельности. Эти "порядки" могут иметь самый разный вид: от строгой формальной логики – вплоть до порядка, явных или неявных наборов установок миропонимания, техник исполнения в творчестве художника-абстракциониста. Сейчас уже мало кого удивишь утверждением о рациональности в поэзии, мистике или эмоциональной жизни, которая имеет, однако, иные стандарты и правила, нежели традиционная – научная и философская. Также существует различие и по историческим, социокультурным типам рациональности. Так, существенно отличны друг от друга античная рациональность и рациональность Средних веков или Нового времени; западноевропейская и дальневосточная. Различие же определимо по тому порядку, который порождается характерным способом мышления и является результатом сложнейшего процесса самоорганизации людей, действующих в определенных социокультурных и исторических условиях. Однако общим и базисным основанием во всех проявлениях рациональности является наличие правил, логик, стандартов, что и делает понимаемым, переводимым любые явления человеческого духа, где бы и когда бы они не существовали. Что же такое рациональное мышление в традиционном (научном и философском) понимании? Это целеориентированное, озабоченное решением некоторых проблем, удерживающее внимание, которое организует содержание при помощи некоторых стандартов и процедур. Упрощая ситуацию, можно утверждать о двух аспектах действующего рационального мышления: дискурсе и рефлексии. Они представляют собой две основные способности рационального мышления, различающиеся преимущественной направленностью нашего внимания. Дискурс (от позднелат. discursus – рассуждение, довод, аргумент) – это способность расчленять мыслительные представления и выражать их в последовательности словесных знаков, сообразно некоторым эталонам и посредством некоторых процедур. Здесь наше внимание сосредоточивается на "предметных" значениях, т. е. значениях, представляющих окружающие нас конкретные явления. Мы решаем некоторые свои проблемы, комбинируя значения в последовательности и группы. Это предметный анализ. Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это уже способность к целостному синтетичному умозрению и анализу своих актов в сопряжении с их основаниями, посылками. Рефлексия, будь она элементарно-поведенческой (анализ своих житейских поступков), научной (критический анализ оснований и постулатов в создании конкретных научных теорий) или философской (постижение предельных значений человеческого существования, культуры), есть всегда "сдвиг" судящего внимания с "предметов" и решаемых проблем на сам процесс решения, его основания и средства. Рефлексия исследует природу самого знания, сам генезис значений, выявляет скрытые посылки и базисные допущения рассуждений, мнений, теорий. Иначе говоря, дискурс – это рациональное мышление, действующее на основании посылок и при помощи средств, которые для него неявны. Неявны их генезис, мера объективности и субъективности, неявна мотивация необходимости и правомерности. Рефлексия же – это рациональное мышление, проясняющее себе свои постулаты, цели, средства, т. е. свои пределы и границы, свой характер и отличность от других возможных способов представления. Рефлексия – высшая способность человеческого мышления, но одновременно и признак его качественного состояния, выражающий степень его развитости. Развитость означает умение организовать ход своих мыслей, способность к долговременной сосредоточенности, систематической концентрации внимания на отвлеченных вещах. Развитость мышления, рефлексивность есть синтез природных способностей и итог самотренинга разума. Одним словом, это мышление, которое способно отстраненноотноситься к своему содержанию через противопоставление знания о мире и знания о своей личностной самотождественности и даже делать объектом внимания свой источник и организующий центр – "я". Проще говоря, рефлексивный человек – это человек, обладающий мышлением, способным обращать внимание на свое содержание и свои основания: "почему я так думаю и поступаю?" "какой в этом смысл?", "есть ли логика и обоснованность в тех общепринятых мнениях, которые разделяют большинство людей, и как они соотносятся с реальной практикой?" Подобные вопросы задают две характеристики, возможные ориентации мыслящего "себя" разума. В обоих случаях речь идет о рефлексии только как о фундаментальной способности разума исследовать себя и свое содержание. Конечно, грань между дискурсом и рефлексией довольно-таки условна и во многом рефлексивность является следствием развитости мышления, его способности к сосредоточенности и абстрагированию, следствием перехода его к критической позиции самосознающего "я". Вместе с тем "дискурсивное" и "рефлексивное" достаточно четко различимы в истории научной и философской мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.008 с.) |