Культура как интегральный концепт человеческого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как интегральный концепт человеческого



Термин "культура" в его современном значении лишь недавно укоре­нился в общественном сознании. Первоначально это слово означало способы обработки земли и возделывания растений. В подоб­ном смысле до сих пор говорят, например, о сельскохозяйственных культурах или культурах бактерий. Для характеристики же раз­личных проявлений соци­альной жизни данное понятие стало применяться, только начиная с XVII-XVIII вв. Наиболее распространенные дефиниции культуры можно представить следующим образом.

▬ Определения опи­сатель­ные, основанные на перечислении того, что входит в культуру.

▬ Исторические определения, делающие упор на социальное наследие и тради­ции.

▬ Нормативные оп­ределения, в кото­рых акцентируются жизненные правила как основа культуры.

▬ Аксиологические определения, в которых культуру рассматривают через понятие "ценности".

▬ Определения прагматические, в которых значение ку­льтуры ус­матривается в том, что она является результатом решения оп­ределенных про­блем; культура – это общий образ жизни, осо­бое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям.

▬ Опреде­ления через понятия обучения, воспитания; культура - это поведение, которому человек научился, а не получил биологически.

▬ Структурные опре­деления, делающие акцент на организации или моделировании культуры; на­пример, культура состоит из изобретений, интегрирован­ных в систему с разной степенью связи между частями.

▬ Определения генетические, в которых подчеркивается, что культура есть продукт; культура – это все, что лю­ди произвели.

▬ Интеллектуалистские определения; культура – это поток идей, переходящих от человека к человеку посредством действий, слов или подражания.

▬ Определения символические, полагающие символ основанием культуры; культура – это организация, состоящая из употребления символов или от них зависящая.

Подобный разброс подходов к определению культуры объясним как универсальностью описываемого, где культура оказывается тождественной всему человеческому содержанию, так и разностью классов позна­вательных задач, решаемых в рамках разных дисцип­лин, имеющих дело с культурой. Представляется, что универсализм культуры для своего осмысления требует философско-антропологического подхода. В куль­туре находит свое выражение фундаментальная челове­ческая потребность – потребность в стабилизации своего существования как обратная сторона изначальной человеческой неопределенности и открытости, потребность в его упорядочивании и осмыслении. Культура – освоенная и упорядоченная среда, продолжение его "я", объективирование человеческих творческих сущностных сил. Культура – периметр безопасности человека, предсказуемая и безопасная среда, "продолжение" его тела и духа.

Культура и цивилизация. Некоторые философы и культурологи отождествляли эти понятия (Александр фон Гумбольдт). Действительно, много схожего: оба понятия описывают один объект – человечество в основных формах его существования. Но большинство различают их. В XIX в. культурой называли простые, единые в себе общества, а цивилизацией – сложноорганизованные общества, особую ступень в развитии общества. В русской философии культуру отождествляли с духовным началом, развитием мышления, облагораживанием нравов, а цивилизацию – с развитием материальных и прагматистских форм человеческой жизнедеятельности.

Культура – более обширное, родовое человеческое, в большей мере выражает принципы человеческого существования. Цивилизацию можно рассматривать как продукт, "реализацию" некоторой культуры в среде, составляющей основу ее жизни. В этом смысле один и тот же тип культуры может воп­лощаться в разных формах, приводить к появлению разных цивилизаций.

Структура культуры. Культуру можно представить в виде совокуп­ности трех подсистем.

* Подсистема трансляции культурных форм. В дос­таточно разви­тых обществах в эту подсистему включаются педагогическая сфера и системы воспитания. Вместе с тем здесь всегда сохраняются и стихийные механизмы трансляции в виде традиций и обычаев. Функциони­рование данной подсистемы обеспечивается определенной совокупностью учреждений и институтов: школ, вузов и т. п.

* Подсистема социального контроля, отвечающая за овладение культурных императивов (обществен­ное мнение, правовые и политические ин­ституты и т. п.).

* Подсистема "производства" культуры. Она появляется сравнительно поздно. Ее воз­никновение оптимизирует адаптацию об­щества к меняющимся условиям. Здесь создаются новые идеалы, ценности и нормы культуры: психологические, эстетические, моральные и т. п. В рамках данной под­системы заключен "блок" критики, установления соответствия су­ществую­щих норм общественным потребностям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.004 с.)