Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические уровни рациональностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте Рациональность, взятая со своей элементной, операциональной и формальной сторон, выступает как методология, т. е. знание о том, как и чем постигать мир, прояснять неопределенные ситуации. Соответственно мы можем говорить о методологических "уровнях" рациональности, где уровень зависит от степени сложности процедур и результатов в упорядочивании мыслимого содержания. Это уровни: ▬ элементарных "составляющих" нашего мышления, включающие в себя синтетические лингвистические образования, выражающие мыслительные, волевые, эмоциональные и пр. акты нашего "я"; ▬ процедур оперирования этими составляющими, как простых, так и целеорганизованных; ▬ форм организации результатов оперирования, как конечных, так и промежуточных. Таким образом, мы рассмотрим методологию как совокупность интеллектуальных составляющих, процедур и форм. ► Первый уровень–элементарные составляющие наших процессов мышления: значения, термины, понятия и высказывания суждения). Смысловое значение можно определить как содержание отношения субъекта к обозначаемому, закрепленное в знаке. Значение, однако, это не только субъективное состояние, оно выражает собой также саму ситуацию отношения и объект отношения. В значениях также представлены наши ожидания, намерения и желания в отношении вещей. Первоначально значения были слитны с опытом, но постепенно они организуются лингвистическими знаками и тем самым получают отдельное от вещей бытие, возможность выступать в качестве их "заместителей", что и является главным условием для оперирования ими в мыслительных процедурах. Другой простой "ингредиент" нашего мыслительного оперирования – термин. Термины (от лат. terminus – граница, предел) – это лингвистические образования в соотнесении с некоторыми обозначаемыми ими объектами (реальными или абстрактными). Они находятся в отношении именования с объектами. Третий "ингредиент" нашего мысленного содержания – понятие. Понятие (concepts) представляет собой сочетание значений, группирующихся обычно вокруг значимых терминов. Они операциональны, т. е. являются и продуктами мыслительных процедур-операций, и, в свою очередь, также средствами, которые включены в мыслительное оперирование. К примеру: метр и километр, грамм и килограмм, минута и час – это средства для облегчения и выполнения различного рода социальной деятельности, связанной с употреблением, использованием, контролем и регулированием. Аналогичны функции и у наших понятий в мыслительной деятельности. И четвертый "элемент" нашего мыслимого содержания – высказывание. Высказывание – это грамматически правильное повествовательное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом. Мысленная активность, собственно, и предстает в высказываниях и есть непрерывный процесс разрешения неопределенной ситуации в ситуацию определенную, унифицированную, осуществляемый с помощью операций, преобразующих первоначально заданный материал. ► Теперь рассмотрим второй методологический уровень рациональности: сами процедуры оперирования значениями, которые были выявлены в рамках историко-философской традиции и являются универсальными. Примечательно то обстоятельство, что они представляют собой мыслительные операции, сопряженные со своими специфическими результатами. Начальные интеллектуальные операции относительно просты и связаны, как правило, с преобразованием качества отдельных значений. Абстрагирование (абстракция) – мыслительная операция отвлечения от некоторых свойств и отношений рассматриваемых объектов и выделения других. Есть два рода абстракций: абстракция отождествления – когда мы, отвлекаясь от одних, акцентируем выделение других как "общих"; и изолирующая абстракция, которая представляет собой не отвлечение от свойств объекта, а отвлечение объекта от его свойств, где последние начинают рассматриваться изолированно (белизна, доброта", патриотизм и пр.). Аналогия – операция поиска, обнаружения нашим вниманием некоторых соответствий, сходства между объектами, а затем и вероятностного объяснения нового. Метафоризация (метафора) – это также процедура перенесения значений-свойств одного объекта на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту ("шепот ночи", "свинцовые тучи"). В отличие же от аналогии, где присутствуют оба члена сопоставления, метафора – это скрытое сравнение, в котором слова "как", "как будто", "словно" опущены, но подразумеваются. В метафоре различные признаки (то, чему уподобляется объект, и свойства самого объекта) представлены не в их качественной раздельности, как в аналогии, а сразу даны в новом нерасчлененном единстве. Далее идут более сложные мыслительные операции, направленные на преобразование качества систем значений. Сюда относятся: "генерализация", "определение", "формализация" и "идеализация". Генерализация – мыслительная операция с использованием абстракции отождествления, которая заключается в образовании общих значений. Как и в абстрагировании, главные моменты здесь – отвлечение от одних свойств (полагаемых за "конкретные", "случайные", не имеющие значения для субъекта) и выявление других (полагаемых за "фундаментальные", "сущностные"). Генерализация может совпадать с простыми актами обобщения. В том случае, когда мысли об индивидуальном сменяются мыслями о всеобщем – это абстрагирующая генерализация. Но генерализация может означать и сведение ряда самых разных фактов, ситуаций, событий под классообразующие схемы с последующим образованием соответствующих мысленных множеств. Это схематизирующая генерализация, где обобщение идет по "схемам-регулятивам", которые устанавливаются субъектом либо исходя из внешней видимости и спонтанно, либо осознанно в научном исследовании. Другая важная процедура – определение. Определение (дефиниция) – это мыслительная операция, позволяющая: * отличить изучаемый объект от других объектов, т. е. произвести его спецификацию посредством явного формулирования свойств, способов построения, возникновения, употребления; * сформировать значение вновь вводимого знакового выражения, уже зафиксированного в языке. Классическое определение строится через род и видовое отличие, т. е. через соотнесение с более широким понятием (род) с помощью выявления отличительных признаков (видовое отличие). Однако есть и другие способы построения дефиниций. Например: аналитическое определение, где значение термина не создается интеллектуальными усилиями исследователя, а выявляется как уже существующее в языковом контексте (деятельность лингвиста при составлении толкового словаря). Или генетическое определение, где спецификация определяемого объекта осуществляется через описание способов его образования, возникновения, получения, построения (рецепты, инструкции и пр.). Формализация – процедура четкой фиксации результатов мышления в соответствующих и однозначных терминах (формах). Здесь смысловое содержание, находящееся во многом в смутной форме, получает, через использование определенных знаковых систем, устойчивые, ясно-отчетливые контуры своей определенности. Формализация является важнейшим условием понятийного мышления, "оконтуривая" по некоему стандарту наши понятия. Идеализация – представляет собой мыслительный процесс создания теоретических объектов (типа "идеальный газ", "точка" в науке) и концептуальных метафор (типа "абсолютная идея", "монада", "мировая воля" в философии). Еще более сложны мыслительные процедуры, лежащие в основании интеллектуального конструирования. Рассмотрим лишь некоторые из них: моделирование, мысленные эксперименты и экстраполяцию. Моделирование – процесс создания и использования моделей в творческой деятельности, где модель – есть либо аналог-заместитель объекта, либо прообраз-проект будущего или желаемого положения вещей. Соответственно моделирование как создание модели может быть либо воссоздающей репрезентацией, либо конструированием своих схем, образов мира. Использование моделей, исходя из подобной двойственности, также двояко: либо в качестве средства объяснения объекта из заданных условий, либо для понимания проблемной ситуации. Мысленный эксперимент представляет собой специфическую форму решения проблемной ситуации путем построения ее мысленных моделей и мысленного оперирования с ними для оптимизации поиска вариантов перевода неудовлетворительного для субъекта обстояния дел в удовлетворительное. Именно мысленный эксперимент явился тем главным выигрышным преимуществом "опережающего отражения", которое получило мыслящее существо в эволюционном соревновании со своими конкурентами, чьей поведенческой матрицей продолжал оставаться "слепой" и часто гибельный по своим последствиям метод проб и ошибок. И наконец, еще одна важная, особенно для философии, мыслительная процедура – экстраполяция. Под ней понимается перенесение уже заслужившего доверия знания на характеристику еще неопределенных областей реальности. Это выход знания за пределы собственных границ. Экстраполяция весьма важна для философского знания, поскольку: → философское мышление постулативно в своей основе, и экстраполяция исходного постулата (принципа) приводит к формулировке всех прочих положений данного философского учения; → знание в философии обосновывается экстраполяцией возможностей субъекта на предмет его познавательного интереса. Другая группа интеллектуальных процедур имеет статус метода – совокупности мыслительных операций, обладающей сложносоставным и целеориентированным характером. Это означает, что метод объединяет собой разнокачественные процедуры, подчиненные исследовательской цели. Таковыми методами являются сопряженные и взаимообусловленные единства анализа - синтеза, индукции - дедукции. Аналитико-синтетическая работа органично свойственна интеллекту и представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур. Анализ – фрагментирование исследуемой проблемной области с целью отчетливого прояснения элементов, частей, деталей. Синтез – выявление связей целостности между частями, позволяющий создать их мыслительную модель "механизма" их существования в единстве. Разновидностью аналитико-синтетической работы является классификация. Аналогично обстоит дело и с индукцией - дедукцией, только с той разницей, что если некоторая возможная пауза между этапами анализа и синтеза в исследовании непродолжительна, то с индукцией и дедукцией дело обстоит иным образом. Неравномерность в развитии различных областей наук, сохраняющийся разрыв между эмпирическим и фундаментальным научным знанием, страх некоторых ученых перед метафизикой (которая отождествлялась с абстракциями, оперированием всеобщими значениями) и пр., привели к существенному обособлению индукции и дедукции, являющихся в общем-то необходимыми звеньями одного процесса получения из значений чувственно-конкретного значений духовно-конкретного. Разделение труда в науке зашло, однако, довольно-таки далеко – индукция и дедукция стали основаниями самостоятельных методов, таких, как генетический, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный и т. п. Во всех этих вариантах общее одно – мыслительное построение новых значений (теоретических объектов) из уже имеющихся по некоторым правилам. Исходные значения могут иметь вид аксиом или гипотез, или "простого элемента" ("товар" у Маркса), правила – быть правилами логического следования, операциями отождествления определяемого и определяющего и др. ► Третий методологический уровень рациональности – формы и результаты мыслительного оперирования. Таковыми, самыми основными, являются проблема, гипотеза и теория. Проблема (от греч. – преграда, трудность, задача) – ситуация неудовлетворительности, неопределенности, напряженности. Познание вырастает, таким образом, из неудачи, срыва, из ощущения несоответствия или затруднения в ходе опыта. Пока все идет хорошо, познание бездействует, но возникновение затруднения побуждает познание к действию. Ситуация требует переделки, и только это заставляет нас начать поиски знания. Гипотеза (от греч. – основание, предположение) – есть универсальная промежуточная форма знания в процессе решения проблем, требующая особой находчивости и активной изобретательности. Она представляет собой нахождение предполагаемого объяснения или возможного решения. Это некоторый скачок в познании, правильность которого невозможно заранее гарантировать. Гипотеза есть предложенный или указанный способ решения, сформулированный в виде возможности и порождающий высказывания типа "если... то". Все же существуют апробированные практикой науки пути обоснования гипотез. Они следующие: * гипотеза должна не противоречить фактическому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута, а также соответствовать устоявшимся теориям и законам (но до известной степени); * гипотеза должна в принципе допускать возможность своего подтверждения и опровержения (верификации и фальсификации); * гипотеза должна быть приложима к возможно большему кругу явлений, т. е. обладать экспансивным потенциалом – в этом ее плодотворность. Наконец, наиболее развитой формой организации знания и результатом сложнейших мыслительных процедур выступает теория, которой предшествуют промежуточные стадии в виде законов, классификаций, типологий, первичных объяснительных схем и т. п. Зрелая теория представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний о существенных связях определенной области действительности. Она имеет в себе и определенный механизм построения своего содержания, своего внутреннего развертывания. Это сложная конструкция, включающая в себя четыре основных уровня: ■ исходную эмпирическую основу – множество фактов, конкретных значений, относящихся к той области действительности, на объяснение которой претендует данная теория; ■ исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; ■ логику теории – множество допустимых в рамках теории правил вывода и доказательства; ■ совокупность собственно теоретических утверждений с сопутствующей аргументацией. Методологически центральную роль в формировании теории играет построение идеализированного объекта теории – мыслительной модели существенных связей изучаемого фрагмента действительности. Построение осуществляется при помощи разнообразных специфических мыслительных процедур. В отношении же собственно философской методологии можно сказать следующее. Философия в своем историческом развитии выступает, в большинстве случаев, как рациональное постижение, опирающееся на стандарты, принципы и допущения, обеспечивающие объективность, логическую принудительность и результативность в процессах познания. Стандарты, принципы, допущения могли быть разными, к примеру: в западноевропейской философской традиции это требования каузальности, логической последовательности, оригинальности авторства и пр., в древнекитайской философской мысли (и современном постмодернизме) – принципы ассоциативности, коррелятивности, "сериальности" и пр., организующих определенное "строение" философского текста. Однако само наличие стандартов, обеспечивающих определенный порядок, неизменно. Философствование развивалось как в рамках дискурса, так и в режиме рефлексии. Все же, говоря о собственно философской методологии, следует признать таковой критическую рефлексию – проблематизацию и вопрошающее прояснение содержания сознания.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.084 с.) |