ТОП 10:

Мировоззрение, философия, научная картина мира



Помимо рассмотренных ранее "идеалов и норм", "философских оснований науки" (метафизических моделей), в фундаменте науки мы находим еще один важный компонент, играющий интегрирующую и представительскую функции. Это – научная картина мира. Для того, чтобы понять, что это такое, нам необходимо рассмотреть этот компонент в пространстве сходных понятий, которые возникают в ходе функционирования культуры и философской рефлексии: "мировоззрение", "картина мира", "универсалии культуры" и т.п.

Словом "мировоззрение" обозначается целостный образ мира, имеющийся у людей той или иной эпохи, в отличие от системы представлений о мире в философии – различие, таким образом, в форме "образ" и "система".

Фундаментальными категориями мировоззрения являются понятия "мир" и "человек", которые конкретизуются посредством смыслов других универсалий культуры, таких как, например, "добро и зло", "свобода и необходимость", "вещь, свойство, отношение", "природа", "материя и дух" и т. п. Мировоззрения аккумулируют жизненный опыт отдельных людей и групп. Именно последние (группы) вырабатывают свои специфические мировоззрения, которые зависят от характера их занятий и контекста существования. Между разными специфическими групповыми мировоззрениями может идти соперничество в интеллектуальном поле культуры и наиболее жизнеспособные из них, т. е. те, которые оказываются более применимыми в универсальных контекстах, становятся господствующими выразителями всей эпохи. Как правило, это мировоззрения наиболее активных, предприимчивых, достигающих высот социального контроля групп.

Мировоззрение многими отождествляется с понятием "картина мира". Для чего же два слова? Метафора "картины" имеет важный смысл, который отсутствует в слове "мировоззрение" – селективность, упрощение, схематизация действительности. Как художник, пишущий картины, достигает успеха посредством не фотографического копирования реальности, а через схватывание чего-то весьма важного для человека, так и "картина мира" за счет упрощений и схематизаций выделяет из безграничного многообразия действительности самое существенное, судьбоносное для человеческого пребывания в мире. Другой, дополнительный смысл метафоры "картина" (визуальная, наглядная, ориентационная схемы) – своего рода "ментальная карта", с которой человек сверяет свои поступки, ориентируется среди вещей и событий, это также то, что объединяет многое в одно целое.

Философия составляет теоретическое ядро мировоззрения посредством рефлексии над историческим содержанием конкретной культуры и выделения ее универсалий в логически-понятийной форме. Проще говоря, в жизненном опыте миллионов людей, десятков групп людей стихийно кристаллизуются некоторые мировоззренческие структуры, существующие в полуосознаваемых, метафорически-образных формах. Философия эксплицирует их, одновременно схематизируя и упрощая, в философские категории и конкретные философские учения. Однако нельзя сказать о смысловой тождественности неявных мировоззренческих структур культуры (универсалий культуры, картин мира эпохи) и философских учений этого времени. Все же философы добавляют каждый раз свое, специфически-личностное, творческое, то, что выходит за рамки только простого отражения.

Научная картина мира является компонентом мировоззрения той или иной эпохи, представляя собой специфическую форму систематизации научного знания этого времени. Научная картина мира, как знание об устройстве мира, наиболее сильно влияет на онтологическую составляющую мировоззрения. Конечно, речь идет о техногенных обществах, где люди верят науке более, чем традиционным (мифологическим и религиозным) представлениям. В чем специфика научной картины мира?

Она формируется внутри научных сообществ через обобщение и синтез важнейших научных достижений, где философские принципы являются важным подспорьем в этом процессе.

Это форма, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях науки. Так, помимо общенаучной картины мира, существуют естественнонаучная и социальная картины мира, а также дисциплинарные картины мира (физическая, биологическая, астрономическая и некоторые др.).

Научная картина мира, как и философия, есть не только отражение мира или культуры, а нечто с существенной, творчески-деятельностной "добавкой". Благодаря научной практике в жизни человеческого общества реализуются многие процессы, которые хотя и не противоречат законам природы, но в обычном (внечеловеческом) развитии крайне маловероятны (природа сама по себе не породит не автомобили, ни компьютеры). Поэтому и научная картина мира отражает не только и не столько девственную природную действительность, сколько мир в возможностях его переделки, мир в технологической перспективе его преобразования, мир как совокупность естественно-искусственных объектов.

Понятие "научная картина мира" появилось в итоге методологической работы как самих ученых (М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, В. Вернадский, Н. Винер и др.), так и философов науки (Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Холтон, Л. Лаудан, В. Степин и др.)

В первой половине ХХ в. именно основатели современной физики отрефлексировали переход от классического к современному естествознанию и выявили важнейшие особенности предшествующих научных картин мира. Они применяли разные термины ("физическая реальность", "физический мир", "картина мира"), но во всех случаях имели в виду, что это множество фундаментальных понятий и принципов самых разных дисциплин, интегрированных в систему, которая представляет мир в виде единого целого. Важнейшей характеристикой научной картины мира является ее онтологический статус, т. е. соотнесение теоретических утверждений и реальности, которую они описывают. Если ученые классического естествознания были склонны полностью отождествлять термины, категории, законы с реальными объектами, то современные ученые уже не столь категоричны, зная о предшествующих ошибках и пересмотрах. Вместе с тем они настаивают на обязательном присутствии в наших картинах мира постоянных, истинностных моментов, которые не могут быть опровергнуты последующим развитием науки. Ученые не могут не онтологизировать свои идеи, вера в реальность собственных разработок стимулирует познание.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.166 (0.004 с.)