Типология научных картин мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология научных картин мира



Поскольку существуют различные уровни систематизации знания, в научной картине мира раз­личают три основных ее типа. Соответственно существуют четыре основных значе­ния, в которых употребляется термин "научная картина мира" при характеристике процессов струк­туры и динамики науки.

Общенаучная картина мира, т. е. целостный образ мира, включающий представ­ления и о природе, и об обществе.

Естественнонаучная картина мира, т. е. система представлений о природе, складываю­щихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин.

Научная картина мира социально-исторической действительности.

Специальные картины мира отдельных наук, т. е. целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при пе­реходе от одного этапа к другому.

Имеются два альтернатив­ных подхода к проблеме специальных научных картин мира. Сторон­ники первого из них полагают, что по аналогии с физиче­ской картиной мира, могут быть выяв­лены и проанализированы соответствующие формы систематизации знания в других научных дисциплинах. Сторон­ники второго подхода отрицают существование спе­циальных научных картин мира по нескольким причинам. Во-первых, неприемлемым представля­лись сами термины "биологическая", "астрономическая", "химическая", "техни­ческая" картина мира, введенные по аналогии с термином "физическая картина мира". Применительно к физике данный термин представлялся правомер­ным, поскольку предметом физиче­ского исследования являются фунда­ментальные структуры и взаимодействия, кото­рые прослеживаются на всех стадиях эволюции Вселенной. Большинство наук зна­чительно позже физики вступили в стадию теоретизации, связанную с формирова­нием конкретных теоретических моделей и законов, объясняющих эмпирические данные. Поэтому при анализе исторической динамики знаний в этих науках методо­логи часто сталкивались с ситуацией доминирования эмпирического поиска.

Другая модель типологизации предлагает двухслойное понимание научной картины мира.

■ Пер­вый слой составляют научные картины мира, которые выдвигают интегральные образы онтологиче­ского характера, т. е. такие, в которых человеческий фактор в явной форме не выра­жен: это физическая, биологическая и ин­формационная картины мира.

■ Второй слой представлен научными картинами мира, репрезентирующими мир посред­ством инте­гральных образов, включающих в себя человеческий фактор в явной, эксплициро­ванной форме: это техническая, эстетическая и языко­вая картины мира.

Таким образом, традиционным является выделение общенаучной, естественно­научной, социально-исторической, а также ряда специаль­ных картин мира отдельных наук (дисциплинарных онтологии). Однако сущест­вуют и другие классификации, в ос­нову которых кладутся различные принципы, такие как форма репрезентации, нали­чие интегрального об­раза, роль человеческого фактора и т. д.

Еще основоположники современной физики дали анализ особенностей предшествующих этапов развития науки и смены картин мира. Лидирующая роль в развитии естествознания долгое время принадлежала физике в силу фундаментальности знаний, получаемых именно в этой дисциплине. Именно она определяла состав мировых конституант и давала квалификации их основных комбинаций и взаимодействий. В развитии физики выделяют три эпохи, три картины мира.

► Первая сложилась во второй половине XVII в. и получила название механическая картина мира. Ее онтологические признаки можно представить следующим образом: мир состоит из неделимых частиц (корпускул); их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; частицы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

► В последней четверти XIX в., после успехов теории Максвелла, механическая картина мира, господствовавшая в науке более двух с половиной веков, сменяется электродинамической. В электродинамической картине мира процессы природы описывались через новые абстракции, главными из которых были: неделимые атомы и электроны (атомы электричества); мировой эфир, состояния которого рассматривались как электрические, магнитные и гравитационные силы, распространяющиеся от точки к точке в соответствии с принципом близкодействия; абсолютное пространство и время.

► В первой половине ХХ в. складывается современная квантово-релятивистская картина мира, которая представляет достаточно радикальную перестройку самих философско-методологических основ понимания. Прежде всего, современные представления (Дж. Чу, Д. Бом) отказываются от методологии "элементаризма", которая долгое время господствовала в физике: вселенная состоит из неизменных "кирпичиков", чьи свойства определяют основные характеристики макро- и мега-объектов. В настоящее время утверждается скорее холистский подход к пониманию вселенной, в которой, наоборот, свойства элементов обусловлены свойствами целого или порядком существования (динамическим равновесием) и господствует вероятностная причинность, время и пространство относительны. Вселенная есть самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система взаимоскоррелированных порядков и иерархий, в которой взаимодействия на разных уровнях организации регулируются целым и воспроизводят целое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.004 с.)