Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема гуманистического мышления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гуманизм - это еще одна система ценностей, которую отвергает Антуан Рокантен. Он не понимает, как можно любить человека, и делать его великим - если сам по себе он ничего не значит. Люди все одинаковые, они не уникальны. Каждый просто обладает разным набором символов, которые его характеризуют. - Вы их вовсе не любите, этих: двоих. Вряд ли вы узнаете их на улице. Для вас они всего только символы. Вас умиляют не они, вас умиляет Человеческая Молодость, Любовь Мужчины и Женщины, Человеческий Голос. - Ну и что? Разве всего этого не существует? - Конечно, нет! Не существует ни Юности, ни Зрелости, ни Старости, ни «- Но как вы можете судить о человеке по его лицу? Лицо человека, когда он расслабился, ни о чем не говорит. Слепцы гуманисты! Это лицо говорит так много, так внятно — но смысл лица никогда не доходит до их нежной абстрактной души» (11,с..155).
Жизнь человека бесценна - одна из основных идей гуманизма. Кто идет против этого, тот проигрывает гуманизму, так как жизнь действительно ценность, но не обязательно только человека. Гуманизм всегда будет правым, так как его питают те, кто против него настроен. Тот, кто опровергает человека как центр вселенной, вносит вклад в развитие гуманизма. Да к тому же гуманист гуманисту рознь. Один считает, что человеку для счастья надо умереть, а другой, что смерть - это явление, от которого человека нужно тщательно уберегать. Гуманисты сами не определились в своей системе, а еще навязывают ее другим людям.
«Это все актеры на первых ролях. Но есть другие, тьма других: философ-гуманист, который склоняется над своими братьями как старший и чувствует меру своей ответственности; гуманист, который любит людей такими, какие они есть, и гуманист, который их любит такими, какими они должны быть; тот, кто хочет их спасти, заручившись их согласием, и тот, кто спасет их против их воли; тот, кто желает создать новые мифы, и тот, кто, довольствуется старыми; тот, кто любит в человеке его смерть, и тот, кто любит в нем его жизнь; гуманист - весельчак, который всегда найдет случай посмеяться, и мрачный гуманист, которого чаще всего можно встретить на похоронах» (11,с. 150-151). 2.5. Проблема бытия. Приступы тошноты у Антуана Рокантена появляются неожиданно, когда вроде бы ничего не предвещает. Антуан хочет разобраться в приливах его болезненного настроения. А это можно тогда, когда он докопается мыслью до самых, что ни на есть первооснов человеческого бытия. Его тошнит на все, что его окружает - на предметы, людей. Он чувствует себя так, только оказавшись окруженным большим количеством вещей.
«Вещи освободились от своих названий. Я среди Вещей, среди не поддающихся наименованию вещей. Они окружили меня, одинокого, бессловесного, беззащитного, они подо мной, они надо мной. Они ничего не требуют, не навязывают себя, просто они есть» (11,с. 161). «Предметы не должны нас беспокоить: ведь они не живые существа. Ими пользуются, их кладут на место, среди них живут, они полезны — вот и все. А меня они беспокоят, и это невыносимо. Я боюсь вступать с ними в контакт, как если бы они были живыми существами» (11,с.18). «Я по горло сыт одушевленными предметами, собаками, людьми, всеми этими самопроизвольно шевелящимися мягкими массами» (11,с.35). Вещи существуют только в настоящем времени. Для тебя существует только то, что тебя окружает здесь и сейчас. То, что ты себе представляешь и воображаешь - этого нет. Даже то, о чем ты думаешь - это настоящее, ведь вспоминаешь, что ты здесь и сейчас.
«Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего кроме сиюминутного настоящего. Легкая или громоздкая мебель, погрязшая в своем настоящем, стол, кровать, зеркальный шкаф ~ и я сам. Мне приоткрывалась истинная природа настоящего: оно — это то, что существует, а то, чего в настоящем нет, не существует. Прошлое не существует. Его нет. Совсем. Ни в вещах, ни даже в моих мыслях... Но теперь я знал: все на свете является только тем, чем оно кажется, а за ним... ничего» (11,с. 124). Весь предметный мир аморфен, лишен внутренней структуры, Человеческая мысль не может освоить мир, не может проникнуть в его причины, закономерности, цели. Антуан понимает, что мир абсурден, недоказуем, это бытийная масса, из которой не выделяется конкретное. Ничего нет, нет того, что мы привыкли находить каждую минуту, час, день. Это и является причинами тошноты Рокантена.
«Сейчас под моим пером рождается слово Абсурдность. Не пытаясь ничего отчетливо сформулировать, я понял тогда, что нашел ключ к Существованию, ключ к моей Тошноте, к моей собственной жизни. В самом деле, все, что я смог уяснить потом, сводится к этой основополагающей абсурдности» (11,с.165). Отсюда вытекает, что в жизни нет никакого смысла. Мы живем, чтобы доказывать наше существование, но существование бессмысленно. Жизнь не
«Жизнь приобретает смысл, если мы придаем его ей (то есть, делаем себе легенду). Сначала надо начать действовать, за что-нибудь взяться. А когда потом станешь размышлять, отступать поздно — ты уже занят делом» (11,с.145).
Если мир абсурден, значит от него неизвестно, что можно ждать. А вдруг все перевернется, вдруг оживут предметы и захватят людей, вдруг у людей будут копыта. Это все может произойти. Случайность правит миром. Быть может, через лет сто мы увидим то, что и в самом ужасном сне не появлялось.
«А вдруг какая-нибудь мать взглянет на щеку своего ребенка и спросит: «Что это у тебя? Прыщик?» - и увидит, как щека вдруг припухла, треснула, приоткрылась, и из трещины выглядывает третий глаз, смеющийся глаз. Или люди почувствуют, как что-то мягко трется обо все их тело. И они узнают, что их одежда ожила. А один из них почувствует, как что-то скребется у него во рту. Он подойдет к зеркалу, откроет рот - а это его язык стал огромной сороконожкой и сучит лапками, царапая ему небо. Он захочет ее выплюнуть, но это часть его самого, придется вырвать язык руками. И появится множество вещей, которым придется дать новые имена: каменный глаз, громадная трехрогая рука, ступня-костыль, челюсть-паук» (11,с.202-203).
Идейная основа текста. 3.1. Жизнь - бесконечное и однообразное течение времени, со Жизнь - это череда дней, которые проходят в течение длительного времени. Меняется обстановка, в которой ты обитаешь, меняются люди, которые тебя окружают. Жизнь возможна только в настоящем, ведь ты не можешь предсказать, что с тобой случится, а когда рассказываешь о прошлом, ты все равно делаешь это в настоящем времени.
«Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят - вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: вот уже три года я путешествую, три года, как я в Бувиле. И конца тоже нет - женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом, все похоже — будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда редко вникаешь вдруг в свое положение: замечаешь, что тебя заарканила баба, что ты влип в грязную историю. Но это короткий миг. А потом все опять идет по-прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь, 1924,1925,1926» (1,с.54). Жизнь однообразна, но ведь у человека возникают какие-то ситуации, которые его взбудораживают, тревожат его плавное течение. А потом мы долго вспоминаем о таких моментах, которые внесли в жизнь интерес. Такие события называются приключениями. Жизнь идет в одном направлении, а воспоминания и рассказы о ней в обратном.
«Когда ты рассказываешь свою жизнь, все меняется; только никто этой перемены не замечает, и вот доказательство: люди недаром толкуют о правдивых историях. Будто истории вообще могут быть правдивыми; события развертываются в одной последовательности, рассказываем же мы их в обратной. Нам кажется, что мы начинаем сначала» (11,с.54).
Если бы приключение не произошло, то не было бы предшествующей вереницы событий, которые ему предшествовали. У кого больше приключений, тот имеет более разнообразную палитру разговоров. Жизнь идет, и мы даже не замечаем, что общение с людьми ничего нового и полезного в широком смысле не несет. Краски в нее вносит случай.
«И рассказ развертывается задом наперед: мгновения перестали наудачу громоздиться одно на другое, их подцепил конец истории, он притягивает их к себе, а каждое из них, в свою очередь, тянет за собой предшествующее мгновение» (11,с. 55).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.9 (0.006 с.) |