Средства художественной выразительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства художественной выразительности.



Роман Ж.-П. Сартра по форме является личным дневником, поэтому в тексте не может быть большого количества тропов, это противоречило бы стилистике текста. Однако автор использует различные средства художественной выразительности, которые делают текст образным и эмоционально ярким. При анализе произведения я увидел большое количество эпитетов, сравнений, метафор, есть гиперболы, метонимии, олицетворения. Например:

 

Эпитеты.

Бледное небо, грязная мгла, холодные лучи, холодный человек, чудовищное усилие, металлическая прозрачность, разваренный старик, скрюченные пальцы, хилая темнота, пустой взгляд, одинокий фонарь, искалеченный забор, промок­ший город, мертвые истории, вялая попытка, голый парк, мертвые улицы, жирная и бледная толпа, желеобразное лицо, пухлый конверт, густой голос, ласковое солнышко, крысиное личико, квакающий голос, хиреющая беседа, ус­талый жест, гробовая тишина, весеннее яйцо, липучая гнусность, голая ком­ната, ядовитое лицо, живой мертвец, кисловатые звуки.

 

6.4.2. Гипербола.

У этого усача громадные ноздри, таких хватило бы накачать воздуха для целой семьи, они занимают пол лица; проносится тяжелая машина - от ее гро­хота содрогается дом; море имеет бесконечный подбородок; море кишит жи­вотными, жуткая жарища, превращающая людей в лужи расплавленного жи­ра.

 

6.4.3. Олицетворение.

Щеки все убегали и убегали к ушам, бродит темнота, ветер свистит, ве­тер облепил ее колени юбкой, разговорчивость нападает на них, морщинки раз­бежались, луч луны играл на его ногу; здание приближается, покачиваясь, вздрагивая и вдруг останавливается, парк улыбнулся мне.

 

6.4.4. Метонимия.

«Большая энциклопедия» посвятила этой фигуре несколько строк; я вдо­воль нагляделся на розовые лысины, на ничтожные, благовоспитанные, стер­тые лица; ботинки приближались ко мне; на меня смотрят сто пятьдесят пар глаз; палата не раз покатывалась от хохота; руки с кольцами на пальцах под­бирают только на пользу.

 

Сравнение.

Кисть руки, словно белый червяк в моей ладони (11,с. 11);

Бумага вздулась и покрылась волдырями, как обожженная рука (11,с.18).

Вчерашнее небо, которое прижималось к стеклам, словно смешное и тро­гательное лицо (11,с.23)

Адольф вяло отмахивается, как пес (11,с.29).

Припев круто выдается вперед, точно скала в море; течение музыки на­растало, как смерч; голова начинала гудеть, как улей; мои воспоминания -словно золотые в кошельке; мысль свернулась клубком, как громадная кошка; бледный и хрупкий, словно фарфоровая фигурка, старичок; экран, как белая галька под водой; руки, как громадные пауки, забегали по блузке и по шее; он был прямолинеен, как дубина; он прерывисто дышит, как запыхавшаяся соба­ка; бледен, как мел; терпеливо, как крыса грызть науку; мелодия, как коса, вонзилась в прошлое панибратство мира; руки висят, как плети.

 

Метафора.

Насиловать правду; руки словно бы тошнило; расходовать свое горе; хо­лодное солнце выбелило пыль на оконных стеклах; мой череп золотит прекрас­ных рыжее пламя — мои волосы; шевелится какая-то теплая масса, мельте­шат несколько пар рук, голова размякла, стала какой-то резиновой; Длинный черный хребет склонился над картами; парень с песьей головой; руки ложатся на сукно большими пятнами; они бегут. Толкутся, мимоходом наносят мне ко­роткий удар и гибнут (про ноты); храп машины; три лесопилки показывают бульвару Виктора Ну ара три своих зада; тень тает у меня под ногами; расте­рянно вращать глазами; из черной шляпы выскакивает голова; толпа струи­лась мелкими волнами, растекаясь тысячами ручейков позади большого здания; они чувствовали, как минуты утекают у них между пальцами;; сумрак затопил кафе; язык вывалился изо рта; гнев вихрем пронесся по мне; голос вяло жужжит в моих ушах; дерево скребет землю под моими ногами черным ног­тем; парень - алчный коготь, раздирающий землю, чтобы вырвать у нее пищу; глаза метали молнии.

 

Описание сиденья в трамвае:

«А вещь остается тем, что она есть со своим красным плюшем, который топорщит тысячу мельчайших красных ла­пок, стоящих торчком мертвых лапок. Громадное повернутое кверху брюхо, окровавленное, вздутое, ощерившееся всеми своими мертвыми лапками, брюхо, плывущее в этом ящике в этом сером небе, - это вовсе не сиденье» (11,с.161).

Читательское восприятие.

Роман Жан-Поля Сартра «Тошнота» - одно из самых уникальных произве­дений автора. Оно глубоко метафорично; из-за этого очень сложно быстро по­нять то, что хотел автор донести до читателя. Некоторые отрывки требуется перечитывать по три-четыре раза, чтобы вникнуть в суть происходящего и опи­санного.

Местами роман читается тяжело, так как проникнут глубоким философским смыслом. Приходится останавливаться буквально на каждом слове, чтобы расшифровать его. Но есть и моменты, где изложена какая-то интересная исто­рия, запечатлен бытовой разговор, описана будничная жизнь. Эти отрывки читаются легко и без какого-либо напряжения.

Произведение построено на мыслях, переживаниях и ощущениях главного героя. Оно крайне субъективно. Чувствуешь, как будто с тобой разговаривает человек со сложившимся мировоззрением. Он рассказывает тебе все о том, что думает о жизни, людях, вещах, бытии, любви. Такой монолог похож на испо­ведь перед читателем. Перед тобой вывернута на изнанку вся душа человека со всеми ее проблемами.

Странность и загадочность окутывают этот роман. Фантастические и мерз­кие образы вселяют в тебя какое-то отвращение, начинает даже подташнивать, становится неприятно - эти ощущения как раз оправдывают название этого произведения.

Когда прочитаешь «Тошноту», у тебя изменится восприятие всего мира. Ты станешь смотреть на все по-другому. Это интересно, но очень опасно. Сартр отверг всю систему причинно-следственной связи, а без нее в нашем мире жить очень тяжело. Можно просто запутаться и уйти в другую, какую-то свою реальность.

Данное произведение ни в ком случае нельзя делать для себя библией, по заповедям и истинам которой ты будешь жить. Это феноменальное произведе­ние искусства и на этом нужно поставить точку.

 

Заключение.

В 2005 году по всему миру было отмечено столетие со дня рождения Сар­тра, ознаменованное десятками коллоквиумов, круглых столов, специальных журнальных выпусков. После этого стало совершенно очевидно, что и лич­ность, и творчество Жана-Поля Сартра не стали просто достоянием славного литературного прошлого Франции. Жан-Поль Сартр остается в настоящем времени. Именно этой теме была посвящена организованная в июне 2005 года в Санкт-Петербурге международная конференция.

На конференции речь шла о попытках нового прочтения хорошо известных или интерпретации вовсе не известных книг Сартра.

Попытались рассмотреть некоторые механизмы самосознания литературы, философии и политики на примере восприятия творчества или фигуры Сартра его современниками, читателями, писателями, критиками.

В работах С. Зенкина, Ж. Муйи, А. Магуна, М. Недосейкина и А. Аствацатурова представлены сравнительно-аналитические прочтения различных поня­тий, образов или концептов, восходящих к Сартру или воспринятых им от сво­их предшественников.

Все участники конференции были единодушны в том, что Жан-Поль Сартр - великая фигура XX века, воплотившая в своих философских работах и политической деятельности его чаяния и боль.

Вторгаясь во все области культуры и политики, Сартр стал эмблематическим автором своего времени. Ему принадлежит важнейшая роль в распростра­нении и выработке новых идей и стилей, определявших смысл теоретических и политических дебатов XX века. Принимая сторону любой освободительной борьбы, Сартр воплотил свое время. Грандиозное шествие из десятков тысяч человек, собравшихся на его похороны, стало кульминационной точкой этой встречи писателя-философа со своей эпохой.

 

 

Список литератруры

1. Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. - М: Гелеос,
2004.

2. Великовский С. В поисках утраченного смысла. - М: Художественная литература, 1979.

3. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. - Л: Советский писатель, 1970.

4. Долгов К. Эстетика Жан_Поля Сартра. // Эстетика, 1990, № 3.

5. Ж.-П. Сартр в настоящем времени. - СПб: СПб университет, 2006.

6. Киссель М. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. - Л: Лениздат, 1976.

7. Кузнецов В. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. - М: МГУ, 1969.

8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М: Республика, 2000.

9. Сартр Ж.-П. Рассказы. - М: АСТ Москва, 2008.

10. Сартр Ж.-П. Слова. - М: АСТ Москва, 2004.

11. Сартр Ж.-П. Тошнота. - М: АСТ Москва, 2008.

12. Юровская Э. Жан-Поль Сартр. Жизнь - философия - творчество. - СПб: Петрополис, 2006.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.011 с.)