Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема гуманизма, отношения к человеку.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главный герой романа не раз задумывается над вопросом: что есть такое человек и человечность, что такое гуманизм. Данная тема – один из лейтмотивов произведения.
«Гуманизм подхватывает и переплавляет в единый сплав все возможные точки зрения. Спорить с гуманизмом впрямую - значит играть ему на руку; он живет за счет своих противников. Есть племя упрямых, ограниченных людей, настоящих разбойников, которые всякий раз ему проигрывают, - любую их крайность, самое злобное неистовство гуманизм переварит, превратив в белую пенистую лимфу. Он переварил уже антиинтеллектуализм, манихейство, мистицизм, пессимизм, анархизм, эготизм: все они превратились в различные этапы развития мысли, в ее незавершенные формы, все оправдания которых только в нем, в гуманизме» (11,с. 152). Тема жизни среднестатистического обывателя. Ж.-П. Сатр не описывает жизнь французского общества, потому что роман не описательный. Однако Антуан Рокантен очень много размышляет о жизни обычных рядовых людей, наполнена ли она смыслом или бесцельна и пуста.
«Соблюдая все приличия по отношению к Богу и к ближним, эти люди тихонько отбыли в страну смерти, чтобы потребовать там свою долю вечного блаженства, на которое имели право. Потому что они имели право на все: на жизнь, на работу, на богатство, на власть, на уважение и, в конечном счете - на бессмертие» (11,с. 107).
Проблематика Проблема одиночества. Антуан Рокантен ведет совершенно одинокий образ жизни. У него нет ни родных, ни друзей: с женщиной, которую любил, он расстался лет пять назад и теперь едва помнит ее облик.
«А я живу один, совершенно один. Не разговариваю ни с кем и никогда; ничего не беру, ничего не даю. Самоучка не в счет. Есть, конечно, Франсуаза, хозяйка «Приюта путейцев». Мы занимаемся с ней любовью на равных. Она получает от этого удовольствие (мужчина ей нужен каждый день, и кроме меня у нее есть еще много других), а я освобождаюсь от приступов меланхолии, причины которой мне слишком хорошо известны» (11,с.13-14).
Когда человек осознает, что им никто не интересуется, о нем никто не спрашивает; у него возникает ощущение, что его не существует в этом мире. Не с кем поговорить, поделиться своими мнениями. Человек не получает подтверждения от других людей, что он на самом деле существует. Становится страшно, ты чувствуешь себя лишним в этом мире.
«В первый раз в жизни мне тяжело быть одному. Пока еще не поздно, пока я еще не навожу страх на детей, я хотел бы с кем-нибудь поговорить о том, что со мной происходит» (11,с.16).
От одиночества не спасет даже смерть. Одинокому человеку остается только перебирать свои мысли, что и делает Рокантен. От этого можно просто сойти с ума. «Я чувствовал такое отчаянное одиночество, что хотел было покончить с собой. Удержала меня мысль, что моя смерть не опечалит никого, никого на свете, и в смерти я окажусь еще более одиноким, чем в жизни» (11,с.149). Проблема любви. Женщину, которую любил Антуан Рокантен звали Анни. Когда они были вместе, то страстно любили друг друга. Они не отлучались друг от друга целыми днями. Но это не могло продолжаться вечно. Они просто надоели друг другу и разошлись.
«Пока мы любили друг друга, мы не позволяли даже самому ничтожному из наших мгновений, самой пустяковой из наших горестей отделиться от нас и остаться в минувшем: Запахи, звуки, оттенки каждого дня, даже мысли, не высказанные вслух, - мы все удерживали при себе, и все оставалось живым; мы продолжали наслаждаться и мучиться всем этим в настоящем. Никаких воспоминаний: беспощадная, палящая любовь - ни тени, ни уголка, где укрыться, куда отступить. Три года, спрессованные воедино, составляли наше сегодня. Потому-то мы и расстались; у нас не хватило сил выносить дальше такое бремя. А потом, когда Анни сразу, без раздумий бросила меня, три года рухнули в прошлое. Я даже не страдал, я был опустошен. Потом время потекло дальше, и пустота стала разрастаться» (11,с..84). Эта любовь была необычна. Анни очень много раздражало в действиях и поведении Антуана. Но любовь их настолько была сильна, что каждый из них помнит такие мелочи, которые просто непостижимы для влюбленных.
«Я никогда не была и не буду «твоей дорогой Анни». И поверь, ты мне вовсе не «дорогой Антуан». Если не знаешь, как ко мне обращаться, не обращайся никак, это куда лучше». Я вынимаю письмо из бумажника. Там не написано «Дорогой Антуан». Нет в конце и обычной формулы вежливости; «Мне необходимо с тобой увидеться». Ничего, что может навести на мысль о ее чувствах» (11,с.82).
Для того, чтобы любить нужна огромная энергия. Ты отдаешь часть себя другому человеку. Забота, внимание отнимают больше сил, чем любой физический труд. Когда люди расходятся, то они больше не способны на такую же полную любовь.
«Тебя я страстно любила... Знаю, что больше никто и ничто не сможет внушить мне страсть. Понимаешь, начать кого-нибудь любить — это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность... Вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься, и этого уже не сделаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну» (11,с.185). 2.3. Проблема мещанского образа жизни и мышления. Антуан Рокантен борется с уверенным мещанским правильномыслием. Люди живут ради прибыли, ради роскошной жизни по законам, которые сами себе создали. Они, по мнению Антуана, обманывают сами себя, и эта ложь движет их жизнью.
«Сто раз на дню они лицезрят доказательство того, что все работает как отлаженный механизм, все подчиняется незыблемым и непреложным законам. Тела, брошенные в пустоту, падают с одинаковой скоростью, городской парк каждый день закрывается зимой в шестнадцать часов, летом в восемнадцать; свинец плавится при температуре 335 градусов; последний трамвай отходит от Ратуши в двадцать три часа пять минут. Они уравновешенны, мрачноваты, они думают о завтрашнем дне, то есть, попросту говоря, - об очередном сегодня: у городов бывает один единственный день — каждое утро он возвращается точно таким, каким был накануне. Болваны! Мне противно думать, что я снова увижу их тупые, самодовольные лица. Они составляют законы, сочиняют популистские романы, женятся, доходят в своей глупости до того, что плодят детей» (11,с.201-202). Антуана раздражает вся их мерзкая натянутость, лицемерность, разговоры ни о чем. Этот момент хорошо описан в воскресной прогулке мещан по улице Турнебрид. Здесь они все видятся друг с другом и начинают благородствовать, важничать.
«Добрый день, мсье, добрый день, дорогой мсье, как поживаете, да наденьте же шляпу, мсье, вы простудитесь; благодарю вас, мадам, сегодня и в самом деле прохладно. Дорогая, позволь представить тебе доктора Лефрансуа; ах, доктор, я так рада с вами познакомиться - муж только и говорит что о докторе Лефрансуа, который его так прекрасно лечил, но накройте же голову, доктор, в такой холод вы захвораете; ничего, доктор быстро себя вылечит. Увы, мадам, врачей лечат хуже других; доктор - отличный музыкант. Боже мой, доктор, а я не знала! Вы играете на скрипке? Доктор — на редкость талантливый человек» (11;стр.60). Из рода в род в этих людях закладывается непробиваемая убежденность, будто им даровано неотчуждаемое право, быть благодетелями здешнего, нравственного и социального, порядка как прямое следствие и продолжение порядка природного, мирового. «Биение его сердца и глухие шумы всех его прочих органов являлись ему в форме сиюминутных, отчетливых прав. В течение шестидесяти лет он неуклонно осуществлял свое право на жизнь. Великолепные серые глаза! Ни разу ни малейшее сомнение не замутило их,» (11,с. 110). Долг и право — явления, по которым живут люди. Если у тебя есть права, значит, есть и обязанности, то есть то, что ты должен взамен за предоставленные тебе возможности. Любая деятельность - это исполнение долга перед жизнью.
«Он всегда выполнял свой долг, каждый свой долг - сыновний долг, долг супруга, отца, начальника. И неуклонно требовал своих прав: ребенком - права на хорошее воспитание в дружной семье, права наследника незапятнанного имени и процветающего дела; супругом — права на заботу и нежное внимание; отцом - права на почтение, начальником - права на безропотное повиновение. Ибо право всегда оборотная сторона долга» (11,с. 110). В таком мире нет сердечности, все, что ты делаешь — это твой долг.
«Наверняка на смертном одре, в тот час, когда со времен Сократа принято произносить какие-нибудь возвышенные слова, он сказал жене то же, что один из моих дядьев сказал своей, которая двенадцать ночей подряд не отходила от его постели: «Тебя, Тереза, я не благодарю, ты просто исполнила свой долг» (11,с. 115).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.007 с.) |