Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиция, художественные особенности, стиль.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Композиция. Композиция - монтажная. 6.1.Внешний слой композиции* Все произведение представляет собой дневник, в котором события, мысли, эмоции и чувства героя отображены в строгой хронологической последовательности. Но одновременно с такой формой мы попадаем, то в прошлое, то нам рассказывается история о каком-то человеке, мелькают сны. Дневник расписан не только по дням, но даже по часам и по минутам.
«Понедельник, 29 января 1932 года» (1 1,c.10). «Четверг, после полудня» (1 1,с.20). «11 часов вечера» (1 1,с.78). «10 часов 30 минут» (11,с. 9).
В данном случае возникает интересная ситуация. Все произведение - это дневник (найденные рукописи Антуана Рокантена), который опубликован некими издателями. Это прослеживается в начальном абзаце «От издателей»: «Эти тетради были обнаружены в бумагах Антуана Рокантена. Мы публикуем их, ничего в них не меняя» (11,с.7).
Видимость того, что записи опубликованы без изменений подтверждаются следующими ссылками.
«Одно слово зачеркнуто (не то «искажать», не то «измышлять»), другое, надписанное сверху, совершенно неразборчиво. — Примеч. издателей» (11,с.8). Или еще такой пример: «Речь, несомненно, идет о вечере. Абзац, который за этим следует, написан гораздо позже предыдущих. Мы полагаем, что запись сделана не раньше, чем на другой день. — Примеч. издателей» (1 1,с.9). 6.2.Содержательный слой композиции. а) Стихотворения на английском языке с переводом: Some of these das You’ll miss me honey!. *Придет день, и ты затоскуешь обо мне, милая! (англ.)» (1 1,с.ЗЗ).
б) Встречается очень необычный непонятный, бессмысленный, не вписывающийся в контекст повествования сон. «Я высек Мориса Барреса. Нас было трое солдат, и у одного из нас посередине лица - дыра. Морис Баррес подошел к нам и сказал: «Молодцы» - и каждому дал по букетику фиалок. «А я не знаю, куда его девать», - сказал солдат с дырявым лицом. И тогда Морис Баррес сказал: «Сунь его в дырку в своей голове. «Я суну его тебе в задницу» -ответил солдат. И мы положили Мориса Барреса вниз и стали стаскивать с него штаны. Под штанами у него оказалась кардинальская мантия. Мы задрали мантию, и Морис Баррес стал кричать: «Осторожней! У меня брюки со штрипками». Но мы высекли его до крови и лепестками фиалок выложили на его заду голову Деруледа» (11,с.78-79).
в) Или, например, вырванный откуда-то телефонный разговор. «Алло, это мсье Жорж? Здравствуйте, мсье Жорж... Да, мсье Жорж... Хозяина нет... Да должен бы уже спуститься... Ох, знаете, в такой туман... Вообще он обычно спускается к восьми... Хорошо, мсье Жорж, передам. До свидания, мсье Жорж» (11,с.94). г) Или, например, статья из «Краткого словаря великих людей Бувиля». (1849-1908), закончил юридический факультет в Париже, в 1872 году получил звание лиценциата. Глубоко потрясенный восстанием коммунаров, которое принудило его, как и многих других, укрыться в Версале под защитой Национального Собрания, он еще в том возрасте, когда молодые люди помышляют об одних удовольствиях, дал себе клятву «посвятить жизнь восстановлению Порядка» (11,с. 118).
д) Написаны даже статьи из газет, которые Антуан читал в библиотеке. Вот одна из них: «Общество защиты животных (Бувильское отделение). В будущий четверг с 15 до 17 часов в зале С на ул. Фердинанда Бирона, 10, в Бувиле общественное дежурство. Письма адресовать председателю общества - в правление или на проспект Гальвани, 154» (11,с.207).
Реминисценции. а) Встречаются цитаты и целые отрывки из произведений и речей известных писателей. Например, цитата из Растиньяка: «А ну познания человеческие, поглядим, кто кого!» (1,с.42).
б) Можно прочитать выдержки из произведения «Евгения Гранде». Здесь приведен отрывок, когда мать с дочерью ведут разговор о зарождающейся любви Евгении: «Евгения поцеловала ей руку. - Какая ты добрая, мама, милая! От этих слов увядшее за годы страданий лицо матери просияло. - Он тебе нравится? - спросила Евгения. Госпожа Гранде ответила лишь улыбкой; потом, после минутного молчания, сказала тихо: - Неужели ты уже любишь его? Это было бы нехорошо. -Нехорошо? - возразила Евгения. - Почему? Тебе он нравится, нравится Нанете, почему же не может он понравиться мне? Давай, мамочка, накроем ему стол для завтрака» (11,с..64) в) Также можно увидеть строку из произведения Вергилия «Энеида»: «Tu Marcellus eris! Manibus date lilia plenis * *Будешь Марцеллом и ты! Дайте роз пурпурных и лилий...» (11,c.Л21).
Антитеза. Крайне противоположны описания одной и той же улицы в прошлые времена и то, как она стала выглядеть после реконструкции. «Я видел план города 1847 года - улицы там и в помине нет. В ту пору здесь был, наверно, темный, вонючий проход со сточной канавой посередине, и по ней плыли рыбные головы и внутренности» (11,с.57). «Маленькая Прадо сделалась, в особенности утром по воскресеньям, местом встречи щеголей и именитых горожан. На пути, по которому прогуливалась элита, один за другим стали открываться роскошные магазины. Рядом с колбасником Жюльеном, славящимся своими горячими пирожками, выставил свои фирменные пирожные - очаровательные, конусообразные птифуры, украшенные сиреневым кремом и сахарной фиалкой - кондитер Фулон» (11,с.58).
Или, например, разница между одеждой и поведением жителей Морского Бульвара и Зеленого Холма:
«Если на человеке пальто с иголочки, мягкая шляпа, ослепительно свежая рубашка, и он при движении рассекает воздух — сомнений нет: это обитатель Морского Бульвара. Жители Зеленого Холма отличаются какой-то не поддающейся определению невзрачностью и дряхлостью. Плечи у них узкие, а на помятых лицах выражение спеси. Вот этот толстяк, ведущий за руку ребенка, - я готов пари держать, он с Холма: лицо у него серое, галстук болтается веревкой» (11,с..60).
В одной реплике одновременно существует два противоположных отношения к высокопоставленным людям:
«Прощайте, прекрасные, изысканные лилии, покоящиеся в маленьких живописных святилищах, прощайте, прекрасные лилии, наша гордость и оправдание нашего бытия. Прощайте, Подонки» (11,с.122).
Градация. Усиление эмоционального напряжения чувствуется, когда у Антуана Рокантена начинают возникать приступы тошноты. «Я ощутил резкое, неприятное чувство внизу живота — долгий зуд разочарования. И в то же время почувствовал, как рубашка трется о мои соски, и меня вдруг взяла в кольцо, подхватила медленная разноцветная карусель; закружила мгла, закружили огни в табачном дыму и в зеркале, а с ними поблескивающие в глубине зала сиденья, и я не мог понять, откуда все это и почему. Я застыл на пороге, потом что-то сместилось, по потолку скользнула тень, меня подтолкнуло вперед. Все плыло, я был оглушен этой сверкающей мглой, которая вливалась в меня со всех сторон» (11,с.28).
Умолчание. Этот прием используется в самом конце произведения. Роман заканчивается следующими словами: «Темнеет. На втором этаже отеля «Прентания» осветились два окна. На строй площадке Нового Вокзала резко пахнет сырым деревом: завтра в Бувиле будет дождь» (11,с.226).
Нам остается додумывать о том, написал ли Рокантен книгу, которая, по его мнению, должна оправдать его существование или нет.
6.3. Язык и стилистические особенности.
6.3.1. Жаргонизмы, просторечия, устойчивые выражения, бранные слова.
Выпачканный в дерьме, замарашка, чернявая коротышка, дрянь, гадина, руки снуют взад и вперед, елозить кулаками по столу, шлепать по столу картой, краснорожий игрок, краснорожий толстяк, толстуха, мусолить кончик карандаша; Черт побери!; зад; Да заткнешься ты, наконец?; малевать картинки, зараза, тупо уставиться, старая перечница, елейно произносить, уткнуть нос в книгу, скорчить гримасу, захворать, ковыряться в тарелке, плут, землечерпалка, ни дать ни взять, слоняться, держать себя в ежовых рукавицах, обрюхатил дочь одного из своих фермеров, убивать время, барахтаться, ерзать, каракули.
- А, это ты, старое отребье, - кричит он. — Еще не сдох? И вы впускаете эдакий сброд?
Хорошая взбучка, мы с ним два сапога пара, женился с бухты-барахты, корчить рожи, мартышкин труд, отхаркивать мокроту, пуститься в пляс, подонки, попасться на удочку, уроды, у каждого из них свой конек, сейчас меня вывернет на изнанку, открытый рот женщины напоминает куриный зад, вокруг меня все ходит ходуном, застрял поперек горла, торчат ветки, чурбан чурбаном, негодяй, наглец, двинул кулаком в нос, руки чесались расквасить ему морду, чтобы ноги твоей тут не было, кретины, долларов-то пятьдесят отвалят за эту штуковину.
Структура предложений. Когда Антуан начинает думать, у него в голове пролетает череда мыслей. Он пытается каждую из них не упустить. Рокантен пытается уловить малейшее изменение в потоке его сознания. Очень удивляют предложения, где просто идет перечисление объектов, между которыми не так просто установить связь:
«Вот дом, дом существует; иду вперед вдоль стены, вдоль долгой стены, я есть, я существую перед стеной, еще шаг, стена существует, она впереди меня, еще шаг, еще один, теперь позади меня, палец скребется в моих брюках, скребется, скребется, вытащил палец маленькой девочки, выпачканный в грязи, грязь на моем пальце, грязь из того грязного ручейка, палец тихо-тихо поник, падает, обмяк, скребет уже не так сильно, как пальцы девочки, которую душили, негодяй, скребли грязь, землю, уже не так сильно, палец тихо скользнул, головой вперед, ласкает, свернувшись жарким кольцом на моей ляжке; существование податливо, мягко, оно шатко, шатается между домами, я есмь, я существую, я мыслю, стало быть, я шатаюсь, я есмь, существование - это падение, упадет, не упадет, палец скребется в слуховое окно, существование несовершенно» (11,с.13 0-131).
В тексте употребляются цифры, сокращения, которые присутствуют в реальной жизни. Например, расставленные по полкам книги имеют определенный номер: «Книги по-прежнему стояли на полках на своих местах в алфавитном порядке, коричневые и черные корешки и наклейки на них: ОД-фл 7996 (Открытый доступ - французская литература) или ОД-ен (Открытый доступ - естественные науки» (11,с.99).
Порой в романе возникают такие образы, что становится жутко и неприятно. Такого даже и существовать не может, только в пределах воображения.
«Всюду кишели муравьи, сороконожки и моль. Были тут животные еще более отвратительные: тело юс состояло из ломтика поджаренного хлеба — из таких делают канапе с голубями, двигались они боком, переступая на крабьих клешнях. «Этот сад воняет блевотиной!» - крикнул я» (II,с. 78).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.214 (0.008 с.) |