Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение между субъектом и предикатом сужденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ 1. К признакам, которые мыслятся в понятии субъекта, суждение, во-первых, добавляет новые признаки, мыслимые в понятии предиката. Во-вторых, суждение раскрывает отношение между признаками, мыслимыми в понятии субъекта, и признаками, мыслимыми в понятии предиката. Так, в суждении «зенитное орудие может стрелять прямой наводкой по наземной цели» предикат не просто повторяет признаки, которые мыслились в субъекте. К признакам понятия субъекта (зенитное орудие – орудие, предназначенное для стрельбы по воздушной цели – по самолётам противника) суждение наше, во-первых, присоединило новый признак, мыслимый в понятии предиката – способность зенитного орудия стрелять прямой наводкой и по наземной цели. Во-вторых, суждение наше установило и отношение между признаками, мыслимыми в субъекте, и признаками, мыслимыми в предикате. В данном примере отношение это есть отношение принадлежности признака предмету: согласно смыслу суждения, зенитному орудию принадлежит функция или назначение стрелять прямой наводкой и по наземной цели. В суждениях этого типа содержание, мыслимое в понятии предиката, отражает часть признаков, мыслимых в понятии предмета. Предмет, называемый зенитным орудием, имеет ряд различных признаков. Уже понятие субъекта – «зенитное орудие» – отражает часть этих признаков – назначение зенитного орудия бить по воздушной цели. Понятие предиката расширяет эти признаки, присоединяет к ним новую часть признаков, кроме той, которая мыслилась в понятии субъекта. Отношение, мыслимое между субъектом и предикатом, связывает признаки, мыслимые в предикате, с предметом суждения. § 2. Отношение между субъектом и предикатом есть необходимый член суждения. И действительно: познание предмета не может ограничиться познанием признаков, которые мы находим в этом предмете безотносительно к другим предметам. Ни один предмет не существует совершенно отдельно от окружающего мира. Каждый предмет есть часть более широкого, чем он сам, целого. Каждый предмет находится в известных отношениях к другим предметам: он или больше их или меньше, ближе или дальше, тяжелее или легче, твёрже или мягче и т. д. Поэтому познание предмета состоит не в одном только усмотрении тех признаков, которые могут быть прямо обнаружены в предмете. Познание стремится рассмотреть также, в каком отношении предмет и его свойства находятся к другим предметам иих свойствам. Так, в суждении «Москва больше Киева» мыслится такое отношение между обоими этими городами по величине, которое не могло быть найдено в предмете прямо, без его отношения к другим предметам мысли. Только на основании сравнения величины Москвы и Киева – двух различных городов – может быть найдено то отношение величины Москвы к величине Киева, которое мыслится в предикате суждения. Отношение это (бльшая величина Москвы сравнительно с Киевом) было не просто извлечено из содержания понятия о предмете мысли (о Москве). Отношение это было установлено после того, как величина Москвы была сопоставлена с величиной Киева. Во всех подобных суждениях отношение, мыслимое в суждении, есть уже не просто мысль о принадлежности признака предмету. В суждениях этого типа устанавливается отношение двух предметов по величине. Но мыслится ли в суждении принадлежность признака предмету или отношение предмета к другому предмету, например, отношение по величине, – и в том и в другом случае суждение раскрывает содержание предмета. Отношение предмета к другому предмету также характеризует предмет как и признаки, непосредственно принадлежащие данному предмету. В широком смысле слова понятие «отношение» тоже есть признак. Отличие признака принадлежности от свойства отношения состоит только в следующем. Мысля признак, мы сосредоточиваем свою мысль на самом предмете. Мысля отношение, мы направляем свою мысль на связь предмета с другими предметами. Однако отличие это – не безусловное. С одной стороны, отношение всегда есть отношение предмета, а потому также есть его признак. С другой стороны, признак, принадлежащий предмету, раскрывается только после того, как выясняется отношение данного предмета к другим предметам. § 3. Из сказанного следует, что познание предмета зависит от познания отношений, в каких самый предмет находится с другими предметами. А так как познание логически выражается в форме суждения, то суждение должно раскрывать отношения между предметом мысли и другими предметами. Так оно в есть в действительности. Отношения отражаются в суждении в виде отношения между понятием субъекта и понятием предиката. Какой бы смысл ни имело суждение о предмете – указывает ли оно на принадлежность признака самому предмету, или выясняет отношение предмета к другим предметам,– и в том и другом случае суждение выражает отношение между понятием субъекта и понятием предиката. § 4. Всякое отношение между понятиями в суждении есть прежде всего отношение между содержанием того и другого понятия. В суждении, выражающем принадлежность признака предмету («хинин горек») рассматривается отношение между существенными признаками понятия «хинин» и существенными признаками понятия «горький», т. е. между содержанием субъекта и содержанием предиката. Суждение это выясняет,что в числе признаков, субъекта имеется признак, составляющий содержание предиката. В суждении типа «хинин – лекарственное вещество», выражающем принадлежность предмета («хинин») классу предметов («лекарственные вещества»), непосредственно мыслится не отношение между содержанием понятия субъекта и содержанием понятия предиката, а отношение между объёмами субъекта и предиката; весь объём субъекта мыслится как составляющий часть объёма предиката. В суждении типа «хинин горше полыни», выражающем отношение по интенсивности (между горьким вкусом хининаи горьким вкусом полыни), отношение это мыслится как отношение между признаками, определяющими вкус этих обоих веществ, т. е. как отношение между содержанием понятий субъекта и предиката. § 5. От отношения между содержанием субъекта и содержанием предиката зависит отношение между объёмами субъекта и предиката. Если горечь есть признак хинина, то это значит, что хинин принадлежит к числу горьких веществ, т. е. что объём понятия «хинин» есть часть более широкого объёма понятия «горькие вещества». § 6. Отношение между объёмами субъекта и предиката далеко не во всяком суждении составляет непосредственный предмет нашей мысли. Рассмотрим, например, суждения: «хинин горше полыни», «Казань лежит к востоку от Москвы», «Аустерлицкое сражение было раньше Бородинского» и т. д. Предметом всех этих суждений является не отношение принадлежности свойства предмету или предмета классу предметов, но отношение между предметами по величине, по месту в пространстве, по последовательности во времени и т. д. Конечно, и в этих суждениях отношения между содержанием субъекта и содержанием предиката обосновывают определённые отношения междуих объёмами. Если хинин горше полыни, то это значит, что по признаку интенсивности горечи – объём понятия «горький, как хинин», согласно этому суждению, находится вне объёма понятия «горький, как полынь». В суждениях об отношении между предметами по величине, по силе, по пространству, по времени, по сравнительной ценности и т. д. мыслится различие между сравниваемыми предметами. Поэтому отношение между объёмами понятий будет отношением выключения объёма одного понятия из объёма другого понятия. § 7. В суждениях о принадлежности признака предмету, так же как и в суждениях об отношениях величины, пространства, времени и т. д., анализ отношения между субъектом и предикатом по объёму обычно не производится. Правда, и в этих суждениях из мыслимого в них отношения между содержанием понятий субъекта и предиката может быть выведено отношение между объёмами этих понятий. Если я знаю, что хинин горек, т. е. что хинину принадлежит свойство горечи, то я могу на этом основании сказать, что объём понятия «хинин» входит, как часть, в более широкий объём понятия «горький». Но совершенно очевидно, что сведение суждения «хинин горек» к отношению между объёмами понятий «хинин» и «горькое» не отвечает тому вопросу, ответом на который является суждение «хинин горек». В суждении этом вопрос идёт не о том, к какому классу предметов принадлежит хинин, а о том свойстве, которое принадлежит хинину. § 8. Напротив, анализ отношений между объёмами понятий с успехом применяется при разборе суждений об отношениях принадлежности предмета классу предметов. Если содержание понятий, точно очерчивающее их объём, уже установлено, мы вправе и в дальнейшем сосредоточить своё внимание на отношении между объёмами. Право это основывается на том, что в суждениях о принадлежности предмета классу предметов всякое рассмотрение отношений между объёмами понятий основывается на рассмотрении отношений между содержаниями, которыми очерчиваются самые объёмы. В суждениях, выражающих принадлежность предмета классу предметов, отношение между объёмами субъекта и предиката и есть тот самый вопрос, на который эти суждения отвечают. И действительно: в практической жизни и в науке на каждом шагу приходится выяснять, входит ли данный вид в известный род или не входит в него. Так, ботаник, изучая новый вид растения, должен решить вопрос, принадлежит ли этот вид к цветковым растениям или к споровым. В зависимости от решения этих вопросов понятие субъекта включается в известный класс или выключаетсяизнего. § 9. Таким образом, по значению, какое для понимания суждения имеет отношение между объёмами субъекта и предиката, суждения делятся на две группы. К первой группе принадлежат, во-первых, суждения об отношениях и, во-вторых, суждения о принадлежности признака предмету. Во всех суждениях этих двух видов рассмотрение отношений между субъектом и предикатом обычно не идёт дальше рассмотрения отношений между содержанием этих понятий. В этих суждениях отношения между объемами субъекта и предиката хотя и могут быть выведены, однако они не будут соответствовать вопросу, ответом на который эти суждения являются. Вторую группу составляют суждения об отношениях принадлежности предмета классу предметов или класса предметов другому классу предметов. В этих суждениях рассмотрение отношений между объёмами субъекта и предикатанетолько возможно (как оно возможно и в суждениях первой группы), но и целесообразно, так как соответствует вопросу, ответом на который является суждение. § 10. Так как во всех истинных суждениях о принадлежности предмета классу предметов отношение между объёмами субъекта и предиката точно соответствует отношению между содержанием этих понятий, то можно рассматривать отношение между понятиями субъекта и предиката не по содержанию, а по объёму. Поступая таким образом, мы не сделаем ошибки, если рассматриваемое суждение истинно. В суждениях о принадлежности предмета классу предметов рассмотрение отношений между объёмами субъекта и предиката чрезвычайно упрощает анализ суждения, так как отношения эти чрезвычайно просты и легко могут быть представлены посредством наглядных схем. Поэтому суждения о принадлежности предмета классу предметов логика обычно выделяет из всех суждений в особую группу. В суждениях этой группы логика рассматривает отношения между объёмами субъекта и предиката во всех видах суждений, отличающихся друг от друга по количеству и по качеству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.007 с.) |