Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состав суждения. Субъект и предикатСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§ 1. В логическом мышлении понятие обычно встречается не само по себе, но в составе суждения в связи с другими понятиями, входящими в суждение. Отношение понятия к суждению подобно отношению отдельного слова к предложению. Рассматривая предложение, мы различаем в нём отдельные слова – отдельные части речи. Но говорим мы обычно не отдельными словами, а целыми предложениями. Сходным образом обстоит дело и при логическом мышлении. Мы мыслим не отдельными понятиями, но целыми суждениями. Только анализируя состав суждения, мы начинаем выделять входящие в это суждение понятия. Мы уже знаем (глава III, § 3–4), что в суждении могут быть выделены: 1) субъект, или мысль о некотором предмете; 2) предикат, или мысль об известной части содержания предмета, которую мы рассматриваем в этом суждении; 3) мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания. Все эти мысли являются частями суждения и называются понятиями. Так, в суждении «героизм есть доблесть» мы можем выделить: 1) понятие «героизм», 2) понятие «доблесть» и 3) понятие отношения между ними. Отношение это состоит в том, что героизм заключает в себе все существенные признаки доблести, а потому заключает в себе основание для причисления его к доблестям. Иными словами, отношение между субъектом и предикатом есть в данном примере отношение принадлежности; героизм принадлежит к числу доблестей. Однако все эти понятия, выделенные нами в этом суждении, существуют в нём не отдельно друг от друга: логический смысл они получают только в целом суждении. Бывают случаи, когда предметом нашей мысли, невидимому, является отдельное понятие, взятое независимо от суждения. Но и в этих случаях само понятие представляет результат предшествующих ему суждений. Так, я могу мыслить понятие «героизм» и независимо от суждения. Но тогда это понятие само является результатом суждений и заменой уже ранее образованных суждений. Это понятие я могу мыслить отдельно только потому, что ещё до этого я мыслил ряд суждений, например: «существуют поступки высшего мужества, отваги, стойкости, преданности долгу, проявляемые в борьбе с трудностями или в борьбе с врагом. Такие поступки справедливо называются героическими, а поведение человека, совершившего подобные поступки, называется героизмом и т. д.» Что понятие имеет смысл только как результат суждений и только в связи с суждениями, видно из следующего. Понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, не имеет для нас никакого логического смысла. Ученик, никогда не изучавший астрономии, не может связать никакой ясной для него мысли с понятием, например, «эклиптика». Для него это даже не понятие, а просто незнакомое слово. Незнакомо же оно потому, что понятие, выражаемое этим словом, никогда не встречалось ему ни в каких известных ему предложениях. Только после того как учитель разъяснит, что эклиптикой называется большой круг на небесной сфере, по которому происходит видимое годовое движение солнца между звёзд, слово «эклиптика» станет для ученика понятием. Но оно стало понятием только потому, что учитель раскрыл смысл термина «эклиптика» посредством суждения. Суждение есть основная форма логического мышления. Как уже было отмечено, всякая научная истина выражается в форме суждения. Не только прочно обоснованная и проверенная истинная мысль, но даже простое мнение или догадка высказывается в виде суждения. Даже неверное, ошибочное высказывание о предмете принимает форму суждения. § 2. В главе о понятии мы уже познакомились с членами суждения – с «субъектом» и «предикатом». Рассмотрим подробнееих логическую функцию в суждении и возможные виды отношений между ними. Субъект суждения есть мысль о каком-то предмете. Предмет этот может быть или действительно существующим, или таким, который мыслится существующим. В суждении «горы на луне часто похожи на цирки» субъектом суждения будет понятие «горы на луне». Здесь это понятие обозначает предмет, существующий в действительности. Такие горы хорошо видны в телескоп. В суждении «Василиса прекрасная превратилась из лягушки в царевну» субъектом суждения будет мысль о Василисе прекрасной. Мысль эта есть мысль о предмете, не существующем, но лишь воображаемом, т. е. о предмете, который существует только для мысли, но не как предмет действительного мира. § 3. Хотя субъект суждения всегда есть мысль о каком-то предмете, но субъект суждения и самый предмет суждения не одно и то же. Во-первых, предмет мысли существует или мыслится существующим сам по себе. Предмет существует и тогда, когда никто о нём ничего не мыслит. Горы на луне существовали и до того, как Галилей впервые навел на луну свой телескоп и – первый из людей – увидел эти горы. В своём существовании предмет мысли не зависит от того, мыслит ли кто-нибудь о нём или нет и мыслят ли о нём правильно или нет. Во-вторых, число свойств и отношений, принадлежащих самому предмету, несравненно богаче той части содержания, или тех признаков, которые мы мыслим в понятии об этом предмете. В любом понятии всегда мыслится только часть признаков предмета. Даже из числа существенных признаков предмета понятие выделяет только одну часть или группу, соответствующую той точке зрения, с какой мы рассматриваем предмет в этом понятии. Понятие всегда отражает только некоторые стороны предмета. Такого понятия, которое отражало бы в себе в каждом отдельном случае своего применения полностью все признаки, принадлежащие предмету, не существует ни в каком мышлении. Только в бесконечном прогрессе познания, т. е. при условии, если процесс познания рассматривается в целом, о понятии можно сказать, что оно отражает все стороны предмета. В-третьих, признаки, принадлежащие самому предмету, составляют основание тех признаков, которые могут быть выделены или отмечены мыслью в понятии о предмете. Хотя в понятии мысль выделяет только часть признаков предмета, часть эту она не находит произвольно. Она находит её в самом предмете. Различие между предметом суждения и субъектом суждения необходимо именно для того, чтобы правильно представить себе отношение между предметами мышления и логическими формами мысли о предметах. Субъект суждения всегда есть мысль о предмете суждения. В каждом данном суждении субъект не может быть мыслью, исчерпывающей все признаки понятия. Субъект суждения есть мысль лишь о некоторой части качеств, свойств и отношений, принадлежащих предмету. § 4. Таким образом, субъект суждения не просто указывает на предмет. Субъект суждения есть мысль – в содержании субъекта ещё не раскрытая – об известной части признаков предмета. Так, в суждении «бамбуки – злаки» субъект суждения – понятие «бамбук». Понятие это не просто указывает на предмет, но заключает в себе мысль о некоторых существенных признаках этого предмета. Но мысль эта осталась бы ограниченной тем, что уже мыслится в содержании субъекта суждения, если бы мысль о предмете не получила дальнейшего определения в предикате суждения, Предикат полнее, точнее определяет ту часть мысли о предмете, которая выступает в данном суждении как субъект. А именно: к тем признакам предмета, которые мыслятся уже в содержании субъекта суждения, предикат прибавляет новые признаки. В нашем примере предикат утверждает, что предмет нашей мысли обладает не только теми признаками, которые принадлежат растениям, называемым «бамбуками», но что он обладает также теми признаками, которые принадлежат «злакам». § 5. Если бы в составе суждения были только субъект и предикат, то расширение мысли о предмете посредством добавления к той части содержания предмета, которая мыслится уже в субъекте, другой части содержания, мыслимой в предикате, было бы невозможно. Чтобы признаки, мыслимые в понятии предиката, оказались действительно связанными с признаками, мыслимыми в понятии субъекта, необходимо, чтобы в суждении кроме мысли о субъекте и предикате была налицо и мысль об отношении между ними. Поэтому третьим наряду с субъектом и предикатом логическим членом суждения является отношение. Пока у меня в мышлении имеется отдельно мысль о бамбуках и отдельно мысль о злаках, никакого суждения ещё нет. Но как только я уяснил себе отношение между бамбуками и злаками как отношение принадлежности всех бамбуков к классу злаков, – возникло суждение. В нём уже не просто мыслится понятие «бамбуки» и понятие «злаки». В нём мыслится и то отношение между этими понятиями, которое даёт нам основание для включения всего класса бамбуков в класс злаков. § 6. Отношение между субъектом и предикатом – важнейший логический член суждения. Хотя исходной во всяком суждении является мысль о предмете и хотя всё, что можно мыслить о предмете, имеет основание в самом предмете или в связях этого предмета с другими предметами, однако признаки предмета раскрываются для мысли только через отношение между субъектом и предикатом. Только это отношение и превращает мысль о субъекте и о предикате в высказывание, называемое суждением. § 7. Так как отношение между субъектом и предикатом есть важнейший логический член суждения, то классификация логических типов или видов суждения должна основываться на том, какие могут быть виды логических отношений между субъектом и предикатом суждения. Каков бы ни был субъект суждения, с логической точки зрения он всегда есть мысль о части признаков предмета. Каков бы ни был предикат суждения, с логической точки зрения он всегда есть мысль о какой-то другой части признаков предмета. Отношение между субъектом и предикатом, напротив, по своему логическому значению может быть различным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.008 с.) |