Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абаевед Мекемтас Мырзахметович МырзахметовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мырзахметов Мекемтас Мырзахметович, профессор, доктор филологических наук, принадлежит к числу выдающихся и широко известных казахстанских ученых абаеведов. Талант ученого–исследователя, неиссякаемую энергию общественного деятеля он щедро, без остатка отдает Родине, любимой науке. Г. Муканов в своей статье «Неутомимый исследователь великого двуединства» пишет о М. Мырзахметове: «Будь он хоть немного, хоть чуточку конформистом, чутко улавливающим веяния времени, то стал бы доктором наук в те далекие застойные «благодатные времена», а не тогда, когда уже вступил в седьмой десяток лет». Мекемтас Мырзахметович не искал «удобных дорог», «хлебных мест», не избегал острых проблем, смело брался за неразработанные темы. Научный руководитель академик Кажым Жумалиев предложил тему для кандидатской диссертации – «Об исследовании литературного наследия Абая Кунанбаева». В ту пору эта тема была «закрытая», и любому, взявшемуся за ее исследование, грозили крупные неприятности. Как предупреждением для первопроходцев абаеведения служила судьба Ауельбека Коныратбаева, которого за неугодность мысли лишили возможности работать в Алма – Ате. Да и сам Мухтар Ауезов возражал против этой темы, предупредив, что неприятностей ему не избежать. Но, наверное, за упорство и настойчивость уважал М. Мырзахметова Бауржан Момышулы, сам не любивший пасовать перед трудностями. Избрав тему Абая, раз и навсегда, он шел к поставленной цели долго и упорно. И хотя ему не раз приходилось испытывать горечь поражений там, где чувствовал свою правоту на сто процентов, ученый ни разу не поступился ни совестью, ни научной истиной. О защите кандидатской диссертации М. Мырзахметова до сих пор ходят легенды. Целых шесть с половиной часов длилась горячая и яростная политика вокруг научных выкладок соискателя. И докторская степень досталась ученому ценой больших переживаний. Решая извечный философский вопрос: «Из каких главных черт состоит достоинство человека, Абай пришел к выводу – «иманигул», так называемой теории «трехлюбия»». Пусть будут в единстве Разум, сила и сердце Тогда личность твоя В отличие от всех Будет полной (совершенной) Разве не присущи эти три добродетели самому ученому Мырзахметову? Гражданское мужество – одно из свойств горячего сердца! После декабрьских событий 1986 года М. М.Мырзахметов возглавил созданный в Алма – Ате Комитет по защите прав человека и сделал немало для торжества исторической справедливости и реабилитации жертв политических преследований. Не проявлением ли кипучей силы к светлой памяти о Ер – Бауке стала работа М. Мырзахметова над его литературным наследием? Под редакцией ученого вышли книги Б. Момышулы «Психология войны», «Книга, написанная кровью» и т.д. Не любовью ли и проявлением чувства горячего сердца к Родине, к родному языку продиктованы многочисленные труды М. М. Мырзахметова о казахской филологии, статьи, посвященные казахскому языку, экономике и топонимике? Посвятив свою жизнь исследованию творчества двух гигантов отечественной литературы – Абая и М. Ауезова, Мекемтас Мырзахметович сам совершил духовное восхождение к высотам нравственно совершенной личности. Крупный ученый и общественный деятель М. М. Мырзахметов трудится и живет в городе Таразе. Задание №1. Прочитайте текст. Обратите внимание на особенности научного исследования профессора М. М. Мырзахметова. Задание №2. Скажите, какой из научных интересов М. Мырзахметова можно назвать основным?
Задание №3. Составьте план текста в виде вопросов, выделите среди них узловые. Задание №4. Расскажите об общественной деятельности М. Мырзахметова, дополнив своей информацией. Задание №5. Найдите в тексте отрывок, в котором рассказывается о человеческих качествах М. Мырзахметова. Расскажите о М. Мырзахметове, опираясь на текст и дополнительный материал. Какой стиль речи вы изберете? Какие тип речи вы используете? Задание №6. Выделите в тексте «Абаевед Мекемтас Мырзахметович Мырзахметов» вводную, основную, заключительную части. Озаглавьте их. Запомните: Простые предложения могут соединяться в сложные без союзов. Такие предложения называются бессоюзными сложными предложениями. При этом связь между предложениями обозначается интонацией, а на письме знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире. Например: Развивается наука, создается техника, облегчается труд человека. Важнейшая особенность творческого метода Ландау: он не отрывает теорию от практики. Биться в одиночку – жизни не перевернуть. I. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится тогда, когда между предложениями по смыслу можно вставить сочинительный союз И. Например: Ученый не искал «удобных» дорог, он не избегал острых проблем. II. Двоеточие ставится между предложениями в следующих случаях: Если второе предложение выражает причину того, о чем говорится в первом предложении или раскрывает содержание того, о чем говорится в первом предложении. Например: Истощаются мировые запасы органического топлива: возрастает значение атомной энергетики. Есть одна особенность у великих ученых: они быстрее, точнее многих схватывают суть проблемы, ее зерно. III. Тире ставится в следующих случаях: 1. Когда первое предложение указывает время или условие того, о чем говорится во втором предложении: Биться в одиночку – жизни не перевернуть. (Если биться в одиночку, жизни не перевернуть). 2. Когда второе предложение указывает на результат или следствие того, о чем говорится в первом предложении: Ученый переменил полюса своего опыта – на ртути появилась воронка.
Задание №1. Спишите. Подчеркните в простых предложениях, входящих в состав бессоюзного, главные члены предложения. 1. Дверь открылась, из аудитории вышли студенты. 2. Родилась наука об управлении: были созданы вычислительные машины. 3. Появились ЭВМ – начался интенсивный процесс математизации всех наук. 4. Лебедев поставил перед собой задачу: доказать, что свет давит на молекулы газа. 5. Морские открытия 50 – х годов прошлого столетия изумили даже самих авторов: карту знакомой планеты надо было переделывать. Задание №2 Спишите, расставьте знаки препинания. Определите виды сложных предложений. 1. Развивается наука, создается техника, облегчается труд человека. 2.Прошло 200 лет с тех пор, как был изобретен паровой двигатель.3.Раскрыли тайну атомного ядра, и атом стал служить человеку. 4.Природа с неохотой открывает свои тайны. 5.В конце прошлого столетия ученые были уверены физическая карта мира обрисована ими полностью. 6.Изучая труды Мухаммеда Хайдара Дулати, Шокан Валиханов отмечал: «История описана правдиво, конкретна с позиций реализма».
Задание №3. Спишите, заменяя сложноподчиненные предложения синонимичными бессоюзными. Образец: Когда возникли новые методы исследования, появилась возможность проникнуть в тайны генетического кода. Возникли новые методы исследования - появилась возможность проникнуть в тайны генетического кода. 1. Когда страна получила суверенитет, появилась возможность досконально изучить историю своей страны. 2. Когда изобрели микроскоп, стало возможным открытие клеточного строения вещества. 3. Многие явления растительного мира были объяснены после того, как К. А. Тимирязев открыл тайны фотосинтеза. 4. Когда монополии взвинчивают цены, время кризиса обрушивается на плечи трудящихся. Задание №4. Расставьте знаки препинания. Рентген обернул разрядную трубку листом черной светопроницаемой бумаги включил ток лежащие рядом с трубкой кристаллы неожиданно вспыхнули изумрудным светом. Рентген непроизвольно выключил ток свечение исчезло. Он еще раз повернул рукоятку рубильника ярким светом вспыхнули кристаллы. Что заставило их светиться? Ведь катодные лучи не могли вырваться наружу магнит их не отклонял они не были заряжены. Следовательно, сама трубка под воздействием кристаллов становится источником нового излучения! С тех пор их называют рентгеновскими.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.007 с.) |