Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12: праздники,традиции, обычаи и обряды народов РК.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНСПЕКТ. ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Грамматика: Конструкции со значением образа действия, меры и степени в простом и сложном предложении. Задание №1. Прочитайте текст “Наурыз”и комментарий к словам, значения незнакомых вам слов определите по словарю. Запишите эти слова, составьте с ними предложения. Проникали – попадали; предзнаменование – знак; эпос – героическое сказание; молозиво – первое молоко; чествовали – устраивали праздник; обилие – множество. Задание №2. С данными словами составьте предложения: выносливый, настроение, терпеливый, мудрый, взаимопонимание, снисходительный, человечность, характер, привычка, единомышленник. Задание №3. Подберите к данным словам однокоренные слова: человек, работа, счастье, жизнь, здоровье, звук, лучи,обновление,предзнаменование, торжество,состязание, Задание №4. Определите, от каких слов образованы сложные слова: хлебосольный, гостеприимный, взаимопонимание, равноденствие. Задание№ 5 Прочитайте текст, дополните текст своими сообщения об этом празднике. Наурыз Казахи начинали полевые работы весной, как только теплые солнечные лучи проникали в юрту. Этот день обычно совпадал с 21 марта – днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март – Наурыз. В этот день начинается обновление всего живого в окружающем мире. Если в этот день выпадал снег, это считалось добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахском эпосе сравнивают с белым снегом Наурыза. В этот день в каждой семье накрывали дастархан. Основным угощением был наурыз –коже. Девушки готовили ритуальное блюдо “уйкы ашар” (пробуждающее от спячки) из свежего мяса и молозива. До наступления праздника люди приводили в порядок свои дома, орудия труда, находившиеся в ссоре люди мирились. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя всю посуду заполняли молоком, айраном, шубатом, водой. В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра очищали арыки, колодцы, родники, старики высаживали деревья. В полдень резали быка и варили из его мяса “бель котерер”. Поскольку бык считался одним из самых сильных, выносливых животных, и пища из его мяса, якобы, передавала эти качества людям. После этого начинались игры: “Айкыш – уйкыш”, “Аударыспак”. Праздник не обходился без спортивной борьбы. День заканчивался айтысом, где два акына состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. Состязание акынов прекращалось с заходом солнца, когда добро побеждает зло. Затем разжигался костер. С зажженным от него факелами люди обходили все дома, окрестности аула. На юге Казахстана такие народные торжества дополнялись чествованием красного цветка “қызғалдақ”. Задание №1. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какие еще нацинальные народные праздники популярны в РК? 2. Какой основной мысли подчинен отбор сообщений? Задание №2. Перескажите текст «Наурыз», используя данные слова: люди, жизнь, характеры, привычки, начинается, семья, человек, работа, справедливый, год, факел, заход, солнце, акын, окрестность, торжество, чествование, добро, зло. Задание №3. Расскажите о национальных играх, используя слова: всегда, обычно, постоянно, долго, целый час, всю жизнь, каждый раз, ежедневно, одновременно. Задание №4. Напишите о том, как вы отмечаете Наурыз. Объясните, как вы построили сообщение, как связаны между собой предложения, какие средства связи использовали.
Тема: Соль в жизни народов Задание №1. Определите по толковому словарю значения слов: символ, примета, солонка, благополучие, вляние, атрибут, радушие, галера. Задание №2. Прочитайте текст в форме развернутого плана основных положений, содержащихся в тексте.
Соль в жизни народов С давних пор к соли относились с уважением, видя в ней определенный символ. Если у русских было правилом начинать и кончать еду хлебом, то у мусульман Средней Азии солью начинали и кончали еду Это правило сохранилось, и до сих пор оно обязательно во время оразы – поста мусульман. Считалось, что соль, съеденная в чужом доме, обязывает человека к особой признательности. Существовавший обычай русского царя посылать гостю хлеб и к нему еще соль пришел, по – видимому, с Востока. У многих народов с помощью соли устанавливались дружеские отношения: в Древнем Риме ее подносили гостям в знак дружбы, в Эфиопии друзья при встрече давали полизать друг другу кусочек соли, который носили собой. В ряде стран Востока «правом соли» называли гостеприимство и т.д. Соответственно противоположные значения: у греков, римлян и арабов опрокинуть солонку значило разорвать дружбу. По-видимому, к этому восходит сохранившаяся до нашего времени примета: просыпать соль – к ссоре. Хлеб и соль используются вместе не только в ситуации застолья, но и во множестве различных обрядов: хлеб несет пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. Выражение «хлеб – соль», «дэм – туз» стали обобщенными названиями угощения. На Востоке поделиться с кем – нибудь солью значило подружиться на всю жизнь. А на Руси крылатое выражение «Съесть пуд соли» означало добрые отношения с кем-либо, выдержавшие проверку временем. Поэтому соль является одним из атрибутов русского радушия. Слово соль вошло в состав фразеологизмов.
Задание №1. Вспомните фразеологизмы из казахского языка, в состав которых входило бы слово туз – соль. Задание №2. Переведите на казахский язык: Жить в мире и согласии, солью и трудом подходить друг к другу, легка его соль. Задание №3. Составьте диалог, в котором нужно отразить значение фразеологизма «съесть пуд соли. Возможны варианты: однокурсник и однокурсница, мать и ребенок, один из которых буквально понимает значение, другой поясняет суть фразеологизма.
Задание № 4 Прочитайте высказывание писателя Абдижамиля Нурпеисова о хлебе. Прокомментируйте их, сделайте вывод. Даже в ту пору, когда наши прадеды особенно рьяно почитали Аллаха, все равно хлеб ставили выше Корана. Неписанный нравственный закон гласил: «Нельзя вставать на хлеб, чтобы дотянуться до лежащего Корана. Но на Коран вставать можно, если понадобится с высоты достать хлеб». Задание №5. Ответьте, почему в наше время возрождается интерес к обычаям и традициям? Задание №6. Расскажите об обычаях и традициях других народов. Задание № 7. Проведите конкурс на лучшее знание обычаев и традиций казахского народа.
Запомните:
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.011 с.) |