Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жезказган, улутауский, кругозор, месторождение, поиск, природа, ученый, год, талант, руда, мечта, связана, роль, заслуга.

Поиск

Задание №3

Прочитайте, запишите изречения, объясните их значения:

1. История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами стали благороднее. (К. Маркс).

2. Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель. (А. Чехов).

Задание №4.

Ответьте на вопрос: Почему мы относим К. И. Сатпаева к категориии замечательных людей?

Задание №5.

Напишите сочинение на тему:” К. И. Сатпаев – сын своего народа”, дополнив свой текст материалом из других источников.

Задание №6.

Какие вопросы вы задали бы ученому, если бы брали у него интервью?

Задание №7.

Расскажите о богатстве природных ресурсов своего края.

Задание №8

Определите характер связи между предложениями в тексте “Академик Каныш Имантаевич Сатпаев” Укажите слова –скрепы.

 

 

Тема: Ахмет Байтурсынов

Задание № 1.

Ознакомьтесь с комментариями слов текста “Ахмет Байтурсынов”.

Запишите их.

Лингвист – специалист по языку, языковед

Комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания.

Причитания – старинный народный обрядовый плачь.

Пресс - механизм для сильного сжатия давлением.

Реформировать – изменять.

Реабилитировать – восстановить прежнюю незапятнанную репутацию.

ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

Наркомпрос – народный комитет просвещения.

 

Задание №2

Составьте словосочетания из данных прилагательных и существительных:

Общественная политика

Колониальная интеллигенция

Научная статья

Вступительная язык

Родной личность

Ярчайшая поэма

Опубликованная деятельность

Задание №3.

Образуйте от существительных глаголы:

Воссоздание, развитие, собирание, издание, комментарии, исследо

вание, реабилитация, реформирование.

Задание №4.

Прочитайте текст “Ахмет Байтурсынов”. Обратите внимание на особенности научного наследия А. Байтурсынова и на то, что объединяет его разнообразные труды.

Ахмет Байтурсынов

Казахский публицист, поэт, лингвист и общественный деятель Ахмет Байтурсынов родился 18 января 1873 года в местности Сарытубек – в нынешнем Жангельдинском районе Торгайской области.

С девяти лет учился в аульской школе, затем поступил в Тургайское русско – казахское училище, которое окончил в 1891 году, после этого продолжил свое образование в Оренбургской учительской школе, окончив которую с 1895-1909 г.г. работал учителем в школах, в русско – казахских училищах Актюбинского, Костанайского, Каракалинского уездов.

Ахмет Байтурсынов рано начал борьбу против колониальной политики царизма, за что в 1909 году был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму, а через год сослан. В течение 7 лет (1910-1917) Ахмет Байтурсынов как “политически неблагонадежный”, находился под надзором царской охраны. Живя в Оренбурге, Ахмет Байтурсынов был редактором газеты “Казах”. Он являлся активным членом партии “Алаш”, которая боролась за воссоздание казахского государства. После победы Октябрьской революции Ахмет Байтурсынов не долго оставался в рядах алашординцев. В 1919 году вместе с большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской власти. В июне того же года Ахмет Байтурсынов избирается членом ВРК Казахского края. В 1922-1925 г.г. Ахмет Байтурсынов был председателем научно – литературной комиссии при Наркомпроссе, избирался председателем Наркомпросса Казахстана, был членом ВЦИК, Каз.ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана.

Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники “Сорок басен” и “Маса”, вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 г.г. Ахмет Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарий к поэме “Ерсаин”, опубликованной в 1923 г., выпустил книги “23 причитания” (1926) и “Литературоведение” (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы.

Ахмету Байтурсынову принадлежат тезисы “О терминологии в тюркских языках”, опубликованные в 1926 году. Ахмет Байтурсынов написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: “Учебное пособие” (1912), “Пособие по языку” (1914), “Азбука”(1924), “Новая азбука” (1926-1928), и методическое пособие “Баяншы” (1926).

В 30-е г.г. ХХ в. начались гонения на представителей казахской интеллигенции. Ахмет Байтурсынов стал одним из тех, кто попал под пресс сталинской репрессивной машины. В 1938 г. он был арестован, а затем расстрелян. В 1988 году Ахмет Байтурсынов был реабилитирован.

Ахмет Байтурсынов – один из ярчайших представителей интеллигенции начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Ахмет Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынов разрабатывал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Задание №1.

Назовите основные вехи биографии А. Байтурсынова.

Задание №2.

Расскажите о педагогической деятельности А. Байтурсынова.

 

Задание №3.

Перечислите сферы общественной деятельности А. Байтурсынова.

Задание №4.

Объясните смысл следующего предложения: “Ахмет Байтурсынов стал одним из тех, кто попал под пресс сталинской репрессивной машины.” Выскажите свое суждение по затронутому вопросу.

Задание № 5.

Как вы думаете, научные и педагогические труды А Байтурсынова не потеряли своего значения сегодня? Обоснуйте свой ответ.

Задание №6.

Найдите в тексте предложения, в котором говорится, что Ахмет Байтурсынов является одним из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала 20 века. Обоснуйте свой ответ, используя дополнительный материал.

Задание №7.

Опираясь на текст и дополнительный материал, докажите, что Ахмет Байтурсынов любил свой народ и многое сделал для него.

Задание №8

Дайте другое название тексту. Обоснуйте свой выбор.

Задание №9.

Подготовьте сообщение на тему: “Ахмет Байтурсынов”, предварительно составив план, по которому вы будете рассказывать о А. Байтурсынове.

 

Запомните:

Для выражения значения причины и следствия в простом предложении служат наречия причины и формы косвенных падежей существительных с различными предлогами.

Значение Средства выражения
Показывают на причину действия, а также обоснование действия или состояния. Благодаря + сущ.дат.пад.; Из –за + сущ.род.пад..  
Для обозначения действия, предшествующую основному действию. Деепричастие, деепричастный оборот.  

Причинные отношения могут выражаться в сложных предложениях придаточной частью. В придаточной части указывается на причину того, о чем сообщается в главной части.

Придаточные причины присоединяются к главной части, при помощи союзов и союзных сочетаний потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, из –за того что, поскольку. Например: Оттого мне люди дороги, что живут со мною на этой земле. Поэзия Магжана Жумабаева поэтична, потому что она стремится заставить человека прислушаться к голосу собственной совести.

 

Задание №1.

Найдите в предложениях конструкции со значением причины.

1) При жизни Шамши Калдаяков долгое время притеснялся властями из-за своих песен. 2) Шамши Калдаяков вынужден был покинуть Алма –Ату, потому что идеологи партии считали его песни опасными. 3) Песни Шамши Калдаякова были популярны, потому что они излучали жизнерадостность и уверенность в завтрашнем дне. 4) Песни Шамши Калдаякова популярны благодаря своей мелодичности и звонким звучанием. 5) Гордостью казахской сцены стали Калибек Куанышбаев, Ельбай Умурзаков, Серке Кожамкулов, так как они являются основоположниками казахского национального театра.

 

Задание №2.

Из 2 простых предложений составьте СПП с придаточным причины, используя различные союзы.

1. Драмматического искусства у казахского народа не было. Певцы – импровизаторы заменяли им не только театр, но и книгу. 2.Жамбыл побеждал на айтысах. Он на первый план выделял народ, болел за его судьбу. 3. Наука Казахстана дала прекрасные результаты. Сатпаев уделял большое внимание подготовке научных кадров. 4. Необходим был металл для военных заводов. Сатпаев проводит геологические исследования Жезказганского месторождения

Задание №3.

Укажите в предложениях обстоятельство причины.

1. К. Сатпаев из скромности никогда не говорил о своих заслугах. 2.С детства, познав бесправие и нищету, Ураз Джандосов задумывается о поиске справедливости. 3. В 1937 году Джандосова арестовывают по обвинению в принадлежности к антигосударственным органам. 4.Быстрые темпы развития науки в Казахстане стали причиной создания Сатпаевым Академии наук. 5. Б. Момышулы совершил подвиг из любви к Родине.

Задание №4.

Из предложений задания № 3 образуйте сложные предложения с придаточными причины.

 

Задание №5.

Составьте предложения с союзами потому что, вследствие чего, в силу того что, в силу чего, используя изученный текст.

Задание №6.

Определите, какие союзы в предложениях употребляются для выражения причины, а какие – для выражения следствия.

1. Мать Каныша не могла кормить его сама, потому что тяжело болела.

2. Мать Каныша по состоянию здоровья не могла его кормить, потому уход за ребенком взяла на себя Меиз.

3. Благодаря рекомендациям врача Разумова Каныш быстро излечился.

4. В силу того, что во время войны возросла необходимость в металлах, Сатпаев организовал 160 научных экспедиций по открытию залежей руды.

5. Сатпаев при написании учебника математики боялся допустить ошибки, потому что она писалась в трудную студенческую пору.

6. Педагогические и литературные произведения Магжана не изучались, потому что они были запрещены.

Задание №7.

Расставьте знаки препинания.

Астана строится заново потому что она стала столицей. Астана стала столицей и поэтому она строится заново. Благодаря широкому размаху строительства Астана выросла в 2 раза. В силу того что площадь строительства в Астане увеличилась работа теперь ведется и на левом берегу Иртыша. Работа ведется на левом берегу Иртыша в силу того что увеличились площади строительства Астаны.

Задание №8.

В какой из сфер общественной жизни употребляются союзы причины: в научной, официально – деловой, публицистической?

 

Запомните:

Реферат и аннотация относятся как и конспект, к вторичным текстам, так как они создаются на основе имеющихся первичных текстов. Но в отличие от конспекта, реферат и аннотация предназначены для индивидуального пользования: они печатаются с целью проинформировать всех, кого может заинтересовать издание новой литературы в определенной области знаний.

Текст аннотации распадается на две части: в первой части содержится ответ на вопрос “о чем?”, во второй –“ кому?.” Особое внимание уделяется указанию на точные выходные данные. Если это книга – указать автора (инициалы после фамилии), название, место издания, количество страниц, цену, тираж.

Рефераты печатаются в специальных реферативных журналах, а аннотации помещаются на карточках библиотечного каталога и в изданиях справочного характера.

Существует несколько разновидностей рефератов: 1) реферат -конспект, реферат - описание - это краткое изложение содержания научной работы (статьи, книги и т.п.); 2) реферат – обзор – краткий сравнительный анализ содержания научных работ, в котором определяется их тематическая общность, специфичность и формируется обобщенный вывод; 3) реферат – резюме – краткое изложение научной работы.

Текст реферата состоит из вступления, описания и заключения.

В описательной части – перечисление основных вопросов, проблематика и анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов.

В заключении делаются выводы о значении всей темы и проблемы статьи.

 


Задание №1.

Найдите среди карточек библиотечного каталога 2 аннотации, проанализируйте их с точки зрения структуры.

Задание №2.

Ознакомьтесь с аннотацией на текст “Как делаются открытия?”. Найдите обе части аннотации.

Образец аннотации:

Статья “Как делают научные открытия” посвящена описанию процесса работы ученого над научной проблемой. В статье рассматриваются истоки научного творчества. Характерезуются этапы мыслительной работы исследователя, говорится о колоссальных, титанических усилиях, характеризующих труд ученого. Особое внимание уделяется вопросу определения наиболее важного этапа в творчестве ученого. Статья рассчитана на тех, кто интересуется проблемами мыслительных процессов, характеризующих научное творчество.

 


Задание №1.

В журнале по своей специальности найдите статью реферативного характера. Внимательно прочитайте ее. Определите значение статьи: направлена пропаганде или оценке книги, кому адресована публикация – широкому кругу читателей или специалистам.

Задание №2.

Напишите о содержании реферата однокурсника, изложив их со своей позиции и используя следующие конструкции: в начале статьи, затем дается, далее рассматриваются, в последней части содержится, в заключение хочется сказать, читатель найдет для себя, интересно специалисту, не могу согласиться.

Задание № 3.

Сравните текст реферата и аннотации и укажите, в чем их сходство и различие. В каком из них содержится объективное, а в каком оценочно – объективное изложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.01 с.)