Монологическая речь и ее типы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монологическая речь и ее типы



Монологическая речь как одна из форм общения – это устное или письменное высказывание одного человека в целях сообщения информации, воздействия или побуждения к действию.

По способу изложения содержания различаются три типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Выбор способа изложения содержания того или иного характера зависит от коммуникативных целей высказывания:

а) если необходимо описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета, избирается описание как тип речи;

б) если предстоит рассказать о таких – либо событиях, отчитаться о проделанной работе, сказать ответное слово, используется другой тип речи – повествование.

в) если же необходимо что – то доказать, отстоять ту или иную точку зрения, объяснить, как происходит тот или иной процесс или явление, избирается соответствующий тип речи – рассуждение.

Каждый тип речи имеет свои языковые особенности.

В описании как типе речи перечислительной и статистической, одинаковыми формами выражается значение одновременности действия (только в настоящем, прошедшем или будущем). Для описания характерно употребление номинативных предложений, безличных предложений, однородных предложений с соответствующими союзами и обобщающими словами. Часто в описании употребляются предложения с пропущенными сказуемыми, не восстанавливающиеся из текста. Например: В первом шкафу, - собрание произведений русских лингвистов... Позади письменного стола - три шкафа с иностранной литературой, энциклопедические словари, справочная литература.

Характерной особенностью связи предложений в тексте описательного типа, содержащих перечисление признаков является параллельная связь предложений.

Для повествования, выражающего динамику действия, характерны другие языковые средства, например: а) глаголы – сказуемые со значением последовательности действий, относящихся к одному лицу (родился, воспитывался, учился, поступил, закончил, стал работать); б) возможность употребления (в противоположность описанию) разных временных форм глагола в одном микротексте: В прошлом году я закончил школу. В настоящее время являюсь студентом института. Закончив институт, я буду работать учителем английского языка; г) употребление соответствующих обстоятельств (времени: сначала, потом, в прошлом году, в настоящее время; места: в Таразе, в университете, на факультете).

Для рассуждения характерны языковые средства, выражающие причинно-следственные отношения: обстоятельства причины, условия, СПП с придаточной частью причины, условия; слова со значением оценки, утверждение или отрицание чего – либо, сопоставление, противопоставление, обоснование, возникновение, обобщение того или иного действия или состояния и т.д.

Характерной особенностью соединения предложений в таком тексте является цепная связь предложений. Например: Это текст научного стиля. Во – первых, это книжная речь, обращенная ко всем желающим знать, как развивается наш язык. Во – вторых, в тексте решается задача, которая характерна для научной речи: читателю сообщают сведения о языке.

Запомните:

Определение обозначает признак, качество, цвет предмета и отвечает на вопросы:

Какой? Сильный человек.

Чей? Наш студент.

Который? Первый курс

 

Определение обычно относится к существительному. Слово, к которому относится определение, называется определяемым словом. Определения могут быть согласованными и несогласованными.

 

Согласованным определением называется такое определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, какое имеет определяемое слово. Согласованное определение выражается:

1. прилагательным (умный ребеной).

2. местоимением (мой брат).

3. причастием (запоздавший путник).

Несогласованное определение выражается:

1. существительным (рассказ чей? брата).

2. местоимением (его квартира, чья квартира?).

3. неопределенной формой глагола (послал с поручением разведать местность. С каким поручением? - разведать.)

4. цельным словосочетанием (мальчик лет пятнадцати. Какой мальчик? – лет пятнадцати.)

 

 


Задание №1

Согласуйте определение с определяемым словом.

Крупн... веснушки, солнечн... день, ярк... волосы, соснов... лес, красив... баритон, золотист... ресницы, малохольн... математик, неморгающ... глазища, рыж... лучики, огромн... дом, темн... шатены, двенадцат.... век.

 

Задание №2.

Замените данные словосочетания синонимичными. Объясните, в чем их различия.

Образец: безвольный человек – человек без воли.

Бесхитростный человек, бессердечный человек, бескорыстный человек, бессильный человек, бесстрашный человек, бессовестный человек, странный человек, добросердечный человек.

Задание №3.

Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, согласуя прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Определите тип речи и связь предложений в данном микротексте.

Матрешка – это деревянн... кукла. Изображает она русск... крестьянск... девушку. Внутрь матрешки складывают несколько меньш... матрешек. Матрешка в шали алого цвета стояла на письменн.. столе. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветн... шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленьк... матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусальн... золота. Деревенск.. мастер наградил матрешек русск... красотой, соболинн... бровями и рдеющими, как угли румянцем. Син... их глаза он прикрыл длинн... ресницами.

Задание №4.

Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения только с теми существительными, к которым они подходят по смыслу.

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм, краски). Толстый, полный (женщина, тетрадь, тополь, книга). Густой, дремучий (лес, чай, туман, волосы). Горячий, знойный (вода, лето, речь, любовь). Взрослый, совершеннолетний (юноша, девушка, человек). Смуглый, темный (небо, лицо).

Задание №5.

Подберите синонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях:

Ласковый взгляд, умный человек, способный аспирант, прилежный студент, смелый человек, отзывчивый человек, деликатный человек.

Задание №6.

Подберите антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях:

Жесткий человек, замкнутый человек, бессердечный человек, беззаботный человек.

Задание №7.

Замените данные словосочетания синонимичными:

Девочка пяти лет, человек невысокого роста, человек дела, девушка с черными волосами, человек с добрым сердцем, человек большой силой воли.

Задание №8.

Из двух предложений составьте одно с несогласованными определениями.

Образец: В комнату вошел старик. У него была седая борода. – В комнату вошел старик с седой бородой.

1. Рядом со мной сидела девушка. У нее были большие голубые глаза, длинные ресницы и красивые волосы. 2. На вечере выступил студент. У него был сильный, красивый голос. 3. В нашем медпункте работает медсестра. У нее доброе сердце и умелые руки.

Запомните:

Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

1. Признаки причастия, общие с глаголами.

Причастие может быть настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовршенного вида, возвратным, например: встречающий (н.в.), встречавший (прош.вр), встретивший (несов. вид), встречающийся (возв.).

2. Признаки причастия, общие с прилагательными.

Причастие изменяется по родам, числам и падежам, например: Встречающий студент, встречающая студентка, встречающиеся студенты, встречающему студенту.

В предложении причастие, как и прилагательное, обычно бывает определением: причесанные волосы, заросший огород.

Задание №1.

Напишите причастия с каждым из стоящих в скобках существительными. Согласуйте их в роде и числе.

Пишущий (студент, студентка, студенты), выступающий (оратор, докладчики, делегатка), победивший (демократия, учение), прошедший (время, период, каникулы), волнующиеся (море, родители), исполненный (песня, танцы, ритуал).

Задание №2.

Подчеркните определение и определимое слово. Определите, чем выражено определение. Назовите слова и словосочетания, характеризующие внешний облик Сакена Сейфулина.

“Высокий, стройный, с гордо посаженной головой, с умными, живыми глазами, с большим открытым лбом, он шел по жизни твердым уверенным шагом, не умел и не хотел сгибаться под пулями врагов. Он покорял нас идейностью, принципиальностью, жизнелюбием и душевной красотой”, - так пишет о Сакене Сейфулине видный казахский критик Мухамеджан Каратаев.

Задание №3.

Прочитайте отрывок из рассказа Фадеева “Метелица”. Что во внешности мальчика привлекло Метелицу? Какое общее впечатление создает описание? Выделите причастия и прилагательные.

Метелица увидел испуганные глазенки худенького черноголового мальчишки с болтающимся рукавом, в изорванных штанишках с просвечивающими голыми коленками, в длинном не по росту пиджаке, обернутом вокруг тела и подпоясанном пенькой, из которого так виновато и жалко смотрела тонкая и смешная детская шея.

Запомните:

Две буквы Н пишутся:

1. в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на -н (камень - каменный).

2. в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн-. Исключение: ветреный.

Одна буква Н пишется:

1. В суффиксах –ин- (лебединый).

2. В суффиксах -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных. Исключение: оловянный, деревянный, стеклянный.

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных: Даль туманна.

Задание №1

Подчеркните суффиксы прилагательных.

Ветр...ый юноша, орли...ый нос, восторж...ный взгляд, обыкнов...й человек, румян...ые щеки, легкомысл...ый поступок, румян..ое лицо.

 

 

Задание №2.

Обозначьте суффиксы прилагательных и поставьте ударение.

Было время, когда писали птич...ми перьями. Самыми распространенными были гуси(н,нн)ые перья. Лебеди(н,нн)ыми перьями чертили. Двести лет назад появились стальные перья, самые прочные и надежные.

Задание №3.

Образуйте прилагательные от данных существительных.

Жизнь, общество, ремесло, карман, солома, плен, конституция, болезнь, курица, вода, воробей, организация, операция.

Запомните:

Производственная характеристика – официальный документ, который выдает администрация учреждения, предприятия или организация.

Служебная характеристика относиться к официально – деловому стилю. Этот жанр используется в делопроизводстве и поэтому форма этого документа стандартизована: излагаются общие сведения, указывается время работы в данном учреждении, оцениваются профессиональные умения и приводятся конкретные результаты работы, констатируются человеческие качества, имеющие значение для коллектива. Отмечается участие в общественной жизни, указывается место и цель представления характеристики.

В тексте характеристики используются в основном стандартные языковые средства (за время работы, проявил себя, принимает участие, характеристика выдана). Предложения в основном простые с прямым порядком слов, со сказуемым, выраженным глаголом в форме третьего лица настоящего или прошедшего времени (имеет несколько наград, принимает участие в общественной жизни).

Из ряда слов наиболее употребительны существительные в родительном падеже (работает экономистом, является профоргом фирмы), отглагольные существительные (принимает участие, пользуется уважением), именные предлоги (ввиду, в связи, согласно, предлог по в значении места (для представления по новому месту работы, в связи с семейными обстоятельствами).

Указанные средства языка можно употреблять только в деловых бумагах. Использование их в бытовых разговорах, в переписке друзей, в газетах, журналах недопустимо.

Характеристика.

Кого(ф.и.о, год.рождения, национальность, образование).

 

 


Тов.

ф.и.о

Где и с какого года работает, в какой должности.

 

 


Проявил (а) себя

Как проявляет себя, чем занимается, как работает (относится к работе, что сделал(а) за время работы, какие успехи имеет в работе).

 

 


Имеет склонность к

(какие склонности имеет; чем интересуется, увлекается, какими качествами обладает, как относится к людям, как ведет себя с коллегами, в быту, в семье).

Характеристика выдана

Куда, с какой целью.

Дата Подпись

Руководитель

 


Задание №1.

Сопоставьте сведения, которые требуются для написания характеристики и автобиографии. Определите, чем характеристика отличается от автобиографии. Какой период жизни отражается в автобиографии, какой – в служебной характеристике? Кто пишет автобиографию и кто – характеристику?

 

Задание №2.

Составьте характеристику на сокурсника для распределения на работу.

Примерный план.

1. Общие данные.

2. Сведения о качестве учебы, о производственной практике.

3. Информация о конкретных формах участия в научно – исследовательской работе и ее результатах.

4. Сведения об отношениях с товарищами, о поведении в коллективе.

5. Указание на цель написания характеристики.

Задание №3.

Выделите в тексте задания № 2 характерные для официально-делового стиля штампы. Охарактерезируйте предложения текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.004 с.)