Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: мавзолеи древнего Тараза.

Поиск

Задание №1.

Прочитайте текст «Мавзолеи древнего Тараза», значения незнакомых вам слов определите по словарю. Обратите внимание на произношение и правописание. Запишите эти слова, составьте с ними предложения.

Фрагмент, узор, зодчество, интерьер, памятник, архитектура, обусловлено, послужило, известность, уникальный, фасад, аналог.

Задание №2.

С данными словосочетаниями составьте предложения.

Интересный памятник, древний мавзолей, историческое значение, народные предания, храбрый воин, поэтическая легенда, чужеземные захватчики, декоративное оформление, уникальное сооружение, прекрасный фасад, удивительная облицовка, растительный узор, разнообразные варианты, строгая простота, высокое качество, строительные работы, высокое искусство, древнее зодчество, скупые штрихи, надгробное сооружение..

 

Задание №3

К данным словам подберите синонимы:

Интересный, древний, умный, уникальный, прекрасный, удивительный, славный, известный, высокий, верный, скупые.

Задание №4.

Определите, от каких слов образованы сложные слова:

Архитектурно-конструктивный, многоугольник, разнообразный, полуразрушенный, среднеазиатский, чужеземный, единомышленник, общечеловеческий, добродушный, великодушный.

Задание №5.

Прочитайте текст. Дополните текст своими сообщениями.

Мавзолеи древнего Тараза

Один из интереснейших и уникальных памятников архитектуры XI –XII веков - мавзолей Айша – Биби. Памятник этот не имеет аналогов в архитектуре Казахстана и Средней Азии, а его конструктивные формы и декоративное оформление имеют огромное историческое значение и ценность. К сожалению, мавзолей дошел до нашего времени в полуразрушенном состоянии, сохранилась лишь часть западного фасада с двумя угловыми башнями и фрагменты северной и южной части стен.

В письменных источниках пока не обнаружено никаких сведений об истории создания мавзолея и самой личности Айша – Биби. Лишь народные предания донесли до нас поэтическую легенду о любви преданной красавицы Айши – дочери знатного богача, к отважному и храброму воину Карахану. Не побоявшись проклятий отца, решила Айша поехать вслед за любимым, чтобы разделить с ним радость побед и горесть поражений в борьбе с чужеземными захватчиками, но не суждено было состояться встрече. Во время поездки скончалась Айша от укуса змеи. Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной красавицы мавзолей на высоком холме.

Самое удивительное и прекрасное, что принесло мавзолею всемирную известность - это декоративное оформление. Вся ее поверхность сохранившегося фасада и колонн представляет сплошную терракотовую облицовку с богатыми и разнообразными геометрическими и растительными узорами. Еще разнообразнее варианты узоров на терракотовых плитках: геометрические – в виде плетенных многоугольников, крестов и звезд, растительные – в виде цветков, лепестков, стеблей и узоров в виде бараньих рогов (кошкар - муюз). Встречаются плитки разнообразных форм без резьбы, с гладкой поверхностью. В оформлении стен мавзолея использовано более 60 видов терракотовых плиток различной формы.

Рядом с мавзолеем Айша – Биби стоит другой замечательный памятник архитектуры средневекового Казахстана - мавзолей Бабаджи – хатун. От мавзолея Айша – Биби он отличается строгой простотой форм, ограниченностью декора и высоким качеством строительных работ, что обусловило его многовековую сохранность. Он является лучшим памятником своего времени, служившим для подражания в последующие периоды развития средневекового зодчества.

Несмотря на скупость декоративного оформления, мавзолей оставляет впечатление строгой красоты и монументальности. Архитектурно–конструктивные особенности мавзолея свидетельствуют о высоком искусстве древних зодчих, сумевших скупыми штрихами придать красоту и выразительность надгробному сооружению.

 

Задение №1

Ответьте на следущиеся вопросы:

1. Назовите уникальные памятники нашей области?

2. Что принесло всемирную известность мавзолеям Айша – Биби и Бабаджи – Хатун?

3. В каком веке были построены эти памятники?

4. Какие еще уникальные памятники нашей области вы знаете?

5. Какое место занимают мавзолеи в истории и культуре казахского народа?

Задание №2.

Подумайте, как еще можно озаглавить текст «Мавзолеи древнего Тараза»?

Задание №3.

Перескажите текст «Мавзолеи древнего Тараза», используя данные слова:

Фрагмент, узор, резьба, зодчество, интерьер, памятник, архитектура, обусловлено, послужило, известность, монументальность, выразительность.

Задание №4

Подготовьте диалог на тему «Мавзолеи древнего Тараза».

Тема: По улицам Тараза

Задание№1

Прочитайте текст, значения незнакомых вам слов определите по словарю. Обратите внимание на произношение и правописание. Запишите эти слова, составьте с ними предложения.

Титулованные особы, игнорировать, лингвистика, импровизатор, непревзойденность, символ, дипломатия, уроженец, обретение, присвоение, горисполком.

Задание №2.

Подберите к данным словам однокоренные слова: город, река, улица, мост, род, путь, имя, поэт.

 

 

Задание №3.

Определите, от каких слов образованы сложные слова:, Общечеловеческий, горисполком, Тектурмас, древнетюркский, Ушбулакская.

Задание №4.

Прочитайте текст, определите тип речи, аргументируйте на основе текста.

По улицам Тараза.

Раньше многие улицы назывались именами титулованных особ, не связанных ни с деятельностью, ни с жизнью города, области, республики. При этом игнорировалась казахская лингвистика, история и география местности. Так из более 850 улиц города Джамбула 90% носили русские и зарубежные названия. Согласно предложениям комиссии, горисполком переименовал улицу 60 лет Октября на улицу Жибек жолы. Эта улица исторически и географически совпадает с Великим Шелковым путем. В районе Тектурмаса ее пересекает старый и новый мост Шелкого Пути.

Бывшая улица Щербакова – Жусип Баласагуни. Жусиб Хасхаджаб Баласагуни родился в 1020 году в городе Баласагун. Он был крупнейшим древнетюркским поэтом и мыслителем. Его книга «Худатку Билик» (Наука быть счастливым), написанная в 1069 году и состоящая из 13 тысяч строк, является энциклопедическим трудом по политике, государственному управлению, философии и педагогике.

Улица им. Мечникова тоже получила древнее свое название - Улбике – акын (1771-1551), в честь знаменитой поэтессы, импровизатора, мастера айтыса - поэтического состязания.

Улица им. Свердлова сегодня называется Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551).Названа она в честь первого казахского профессионального ученого – историка. М. Х. Дулати. В своем историческом труде «Тарихи Рашиди» дает развернутую картину жизни казахского народа в средние века.

Улица Коммунистическая, называвшаяся до Октябрьской революции Кауфманской, стала Толе би (1663-1757). Толе би был одним из главных создателей единого Казахского государства при хане Аз –Тауке, основным соавтором главного Закона «Жеты Жаргы» - «Свода семи законов». Он - воспитатель и приемный отец будущего великого хана Аблая, вновь воссоздавшего единое Казахское государство. Толе би – непревзойденный дипломат, символ единства казахского народа.

Улица Советская (бывшая Союз Косшы) – Казыбек би (1655-1765). Вместе с Толе би и Айтеке би Казыбек би был соавтором Конституционного акта «Свода семи Законов». Он был главным бием Среднего Жуза, наравне с другими двумя биями участвовал в управлении государством, в дипломатических отношениях с определенными государствами – Россией, Китаем, Джунгарией, государствами Средней Азии.

Улица 30 лет Победы (бывшая Ушбулакская) теперь носит имя Айтеке - би. Он был одним из соавторов главного Закона единого Казахского государства во времена хана Тауке. Айтеке би наравне с биями Толе би и Казыбек би был основным идейным организатором освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей.

Улица 50 лет Победы (бывшая Садовая) получила имя Койгельды Сартулы - уроженца Жамбылской области. Легендарный герой Анрайкайской победы над джунгарами был заместителем Толе би по военному делу.

После приобретения независимости в РК происходят большие перемены.

Одна из них – присвоение улицам нашего города имен казахских национальных героев.

Задание №1.

Прочитайте выразительно текст «По улицам Тараза». Перескажите его содержание, используя данные конструкции:

титулованные особы, игнорировалась казахская лингвистика, русские, зарубежные названия, Шелковый путь, район Тектурмаса, древнетюркский поэт, знаменитая поэтесса, древнее название, средние века, единство казахского народа, дипломатические отношения, джунгарские завоеватели.

Задание № 2

Составьте и запишите развернутый сложный план на основе трех текстов: «Тараз», «Мавзолеи древнего Тараза», «По улицам Тараза»

Задание №3.

Представьте себя экскурсоводом и опишите одну из центральных улиц, один из уголков города, которые ты считаешь любимыми.

Почему эти улицы, уголки любимы для тебя?

Задание №4

а) Составьте карту города Тараз, определите и покажите улицы: Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Баласагуни, Улбике - акын, Дулати, Койгельды.

б) Расскажите о великих людях, чьи имена носят улицы Тараза.

Для усиления эмоциональности, выразительности используйте обратный порядок слов.

Запомните:

Пространственные конструкции в простом предложении обозначают место действия, и отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда?

Обстоятельство места выражается наречием места и косвенным падежом существительного, чаще всего с предлогом. Например: Вдалеке виднелся мавзолей Айша – Биби (обстоятельство места выражено наречием). Базар в Таразе - центр всей жизни (обстоятельство места выражено существительным в косвенном падеже).

Придаточная часть места сложноподчиненного предложения обозначает место или направление действия, которое указывается в главной части предложения. Придаточные места присоединяются к главной части при помощи союзных слов где, куда, откуда. Например: Купцы вернулись оттуда, куда ездили продавать свой товар. Они возят свой товар туда, где есть крупнейшие торговые центры.

В главной части сложноподчиненного предложения с союзным словом могут соответствовать указательные слова там, туда, оттуда, везде, отовсюду: Там, где протекает река Талас, находится город Тараз.

Наречиями называются неизменяемые слова, которые поясняют глаголы, прилагательные и обозначают разные обстоятельства, например: Справа сияют горы Алатау. Земля напилась воды досыта.

В наречиях с приставками из -, до-, с -, образованных от прилагательных, на конце пишется -а, например: слева; в наречиях с приставками в-, -на-, за-, образованных от прилагательных, на конце пишется -о, например: влево, налево.

Задание №1.

Спишите, подчеркните обстоятельство места и определите, чем они выражены.

1) В город Тараз было послано посольство императора Юстиниана. 2) Слева, на пересечении улиц Абая и Асанбая Аскарова, находится музей академика К. И Скрябина, а справа - Областной дворец школьников. 3) Вокруг Тараза находились известные города. 4) Сейчас на заводах работает самая передовая технология по переработке фосфора.

 

 

Задание №2.

Вставьте в конце наречий – а или - о. Устно объясните правописание наречий.

Справ... были горы, слев - пустыня. Направ… посмотришь - увидишь огромный завод, налев… - реку. Изредк... ночью слышишь как стремительно по улицам города пролетит одинокий автомобиль. Город спит, и только изредк … кое-где можно увидеть освещенные окна.

Задание №3.

Составьте предложения с данными словами в роли обстоятельства.

Там, где- то, далеко, близко, здесь, вверху, внизу, впереди, оттуда, справа, слева.

Задание №4.

К придаточным предложениям места поставьте вопросы. Подчеркните указательные слова.

Там, где раскинулась Таласская долина, находится город Тараз. Машина остановилась там, где раньше был пустырь. Выпускники университета поедут туда, куда их направит государственная комиссия. Я еду туда, где я вырос и где не был много лет.

Задание №5

Составьте из каждой пары сложноподчиненное предложение с придаточным места, употребляя союзы и указательные слова.

1.Встречающие смотрели. Должен был появиться поезд. 2. Санитарная машина остановилась. Собрались люди. 3. Доносилась знакомая песня. Работали наши студенты. 4. Несколько лет тому назад был пустырь. Построен большой завод. 5. Я уезжаю. Письма идут две недели.

 

Задание №6

Найдите обстоятельства места, определите падеж и чем они выражены.

Центральная улица Тараза - улица Толе би. Она тянется от завода до центрального парка. От Центрального телеграфа улица поднимается вверх. На площади Достык расположены административные здания, а напротив него памятник Байдыбеку батыру. Пройдя мимо памятника, можно выйти к Областному драматическому театру имени Абая. Здесь находится памятник Бауржану Момышулы. Недалеко от площади находится гостиница «Жамбыл». Идем дальше вдоль улицы и подходим к Таразскому государственному университету имени М. Х. Дулати. Недалеко, в сквере, стоит памятник Койгельды батыра. Здесь же проходит улица, которая носит его имя.

Задание №7.

Опишите одну из центральных улиц города, употребляя обстоятельство места.

Задание №8.

Закончите начатые придаточные предложения места.

1. Наша молодежь стремится туда, где….

2. Геологи побывали там, куда…

3. Там, где …, выросли ныне прекрасные микрорайоны.

4. Там была безводная пустыня, где….

5. Все уже вернулись оттуда, где...

Задание №9.

Расставьте знаки препинания в пословицах.

1. Смелый там найдет где робкий потеряет.

2. Куда ветер дует туда клонится и колос.

3. Где виден путь прямой не езди по кривой.

4. Где силой взять нельзя там надобна ухватка (ептілік).

5. Откуда ветер дует оттуда и тучи плывут.

Задание №10.

Замените выделенные второстепенные члены предложения придаточными места. Используйте, где нужно, указательные слова туда, там.

1. Студенты побежали на остановку автобуса. 2. На повороте дороги к городу автобус остановился. 3. В еще недавно голой степи выстроили завод. 4. Шумят сады, красуются дома в некогда голой степи.

Задание №11.

Переведите на русский язык так, чтобы обстоятельство места в предложениях выступали в том же значении.

1. Олар екеуі ұзын көшемен жүріп келеді.

2. Студенттер экскурсияға музейге барды.

3. Геология экспедициясы Тараз маңайына кетті.

4. Мақсұт қалаға ауылдан келді.

Задание № 12.

Проведите урок-конкурс «Повторение и закрепление пройденного о СПП». (Примерная форма проведения дана в пособии М.А.Садыковой «Интерактивные приемы обучения на занятиях практического русского языка»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.009 с.)